Регистрация / Вход

Аватары на марше

Аватары на марше
VR
Эксперты рассказали, как технологии дополненной и виртуальной реальности изменят наш мир

Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в последнее время стали этаким «супчиком дня» большинство уважаемых ИТ-компаний сосредоточили свои усилия на разработке этой тематики. Фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ) решил не оставаться в стороне от общемирового тренда и объявил о запуске многоуровневой программы развития cтартапов в области VR/AR.

Старт программы приурочили к набору проектов на профильный трек Акселератора ФРИИ. Стартапам, вошедшим в портфель фонда, будет предоставлен доступ к экспертизе технологических и промышленных компаний, заинтересованных в подобных решениях (среди них Samsung, Mail.ru Group и ПАО «Газпром нефть»), а также к возможностям новой VR-лаборатории ФРИИ. Она будет оборудована всем необходимым для разработки и тестирования прототипов: камерами для захвата движений motion capture, 3D-принтерами, VR-шлемами от ведущих производителей для мобильного, домашнего, профессионального VR, а также шлемами дополненной реальности. 

Подать заявку на такую акселерацию могут стартапы, имеющие готовые VR-продукты или прототипы, которые относятся к сфере кино и видеоигр, продаж, образования, недвижимости, медицины, проектирования или ВПК. Самые перспективные выпускники акселерационной программы смогут претендовать на инвестиции ФРИИ в размере до ₽30 млн и интеграцию своих решений в производственные процессы крупных компаний.

Эксперты, которым предстоит работать с проектами акселератора, рассказали о потребностях своих компаний, видении путей развития рынка, взаимодействия с вузами по поиску новых технологий, и дали несколько советов будущим игрокам VR/AR поля. Как оказалось, не все из экспертов безоговорочно верят в безоблачное будущее данных технологий, некоторые отметили, что до сих пор на рынке отсутствуют элементарные и востребованные решения, но потенциал для роста здесь в любом случае пока есть....

Максим ПЕСТУН, ведущий специалист по VR/AR технологиям Mail.Ru Group 

По мнению эксперта, популярность VR-устройств начинает спадать, поскольку все, кто хотел приобрести такие «игрушки», уже это сделали. Остальных потребителей пока что пугает цена и неясный контент. По его мнению, в будущем акцент сместится с VR-бума на технологии дополненной реальности, возможно, дальше речь пойдет об объединении двух этих технологий в новых устройствах.

В первую очередь, Mail.Ru Group смотрит в сторону мобильных VR-решений. Проблемы, которые обозначил эксперт, касаются развития беспроводных технологий (люди не должны путаться в проводах, идущих к шлему и датчикам), уменьшения веса самих шлемов, улучшения изображения (конфликт «высокая четкость VS беспроводные технологи передачи данных). Также стоит поразмыслить над трекингом всего тела, который добавит пользователю ощущений и сделает эффект погружения полным (пока что компании, в основном, сосредоточены на отслеживании движений рук). Есть вопросы и к трекингу движения глаз: отследив его, можно будет передавать картинку высокого качества только туда, куда человек смотрит чаще всего. Там же, куда пользователь смотрит мельком, можно формировать изображение среднего качества.

Mail.Ru Group интересны практически любые VR/AR решения: игры (в особенности, лабиринты), аттракционы (многие захотят их приобрести для домашнего использования), образовательные продукты (VR способен качественно поменять весь процесс обучения, сделав его максимально наглядным), бизнес- и научные технологии, в особенности, медицинские инициативы (для тренировки врачей и лечения людей с помощью VR/AR).

«Мы наблюдаем за всеми этими направлениями, так или иначе их изучаем и тестируем», заявил Максим Пестун.

Андрей ПЕРЕСАДЬКО, старший менеджер группы открытых инноваций и интеллектуальной собственности Samsung Electronics

Основными вызовами для VR/AR разработчиков представитель Samsung Electronics считает оптимизацию энергопотребления и вычислений, а также уменьшение стоимости устройств.

Что мы ожидаем от стартапов? В первую очередь, актуальных решений. Пожалуйста, изучите мировой опыт, посоветовал Андрей Пересадько. Если ваше решение не уникально, то оно не проходное. Решение также должно быть глобальным, чтобы в любой стране кто угодно мог его использовать, и масштабируемым. Желательно, чтобы оно уже было защищено патентом и не требовало глобальных изменений в существующем «железе».  

Владимир ВОРКАЧЕВ, руководитель направления автоматизации капитального строительства департамента систем управления информационных технологий ПАО «Газпром Нефть»

 У компании «Газпром Нефть» свои ожидания и нужды  в области VR/AR: здесь крайне заинтересованы в подобных технологиях, особенно с учетом начала Четвертой промышленной революции.

Сегодня мы наблюдаем смену парадигмы все идет к безлюдным заводам, которые будут обслуживать роботы, искусственный интеллект станет управлять технологическим процессом, отметил Воркачев. В итоге выиграет тот, кто успеет выстроить наиболее эффективное производство. Поэтому сейчас мы активно изучаем весь стек технологий, относящихся к промышленному и потребительскому интернету вещей, Индустрии 4.0, а также виртуальной и дополненной реальности.

Для решения своих проблем, компания наладила активное взаимодействие с рядом отечественных вузов. Но, как отметил спикер, отвечая на вопрос 4science.ru об успехах такого сотрудничества, пока не все на этом пути складывается просто:

С вузами у нас ведется целенаправленная работа (под программы для студентов у нас даже открыта отдельная линейка финансирования), поскольку нас сильно интересуют определенные решения, которых на текущий момент на рынке нет. Мы очень ждем НИРов, которые могли бы реализовать совместно. Активно работаем с Омским государственным техническим университетом, Университетом ИТМО, подключили к этому процессу МФТИ, пытались работать с МГТУ им. Н.Э. Баумана, причем, не только в части VR/AR, но и в области других НИРов, направленных на развитие индустрии 4.0 и промышленного интернета вещей.

Пока с коллегами из вузов мы мыслим... немного по-разному, живем в разных экосистемах. Есть отраслевые проблемы, которые мы видим и готовы ими делиться, и есть мнение вузов о том, как их решать. Вузы, получая те или иные прикладные задачи, любят все упрощать. Нас же очень интересуют именно прикладные решения, которые бы помогли повысить эффективность бизнеса. В результате достаточно много научных работ, которые у нас выполняются совместно, получаются этакими «книжными»: интересными с точки зрения публикации в виде научной статьи, но очень далекими от реализации...

Для того, чтобы решать эту проблему, в рамках совместных НИРов мы выступаем как инвесторы. Мы приглашаем представителей университетов на площадки наших заводов, чтобы они на месте могли пообщаться со специалистами, услышать их «боли», понять их проблемы из первых уст. И в итоге предложить продукт, который будет действительно применим. Эта работа уже дала некоторые плоды: сейчас мы уже получаем результаты, более приближенные к реальности. Тем не менее, наверное, потребуется еще не один год и не одна смена концепции для того, чтобы плоды этого сотрудничества больше соответствовали требованиям B2B, а не были бы полностью «книжными»…

Владимир Воркачев рассказал, что в области VR/AR у компании уже накоплено несколько кейсов, но достигнуть в их реализации стопроцентного успеха пока не удалось. Первой пробой пера для ПАО «Газпром нефть» стал созданный пару лет назад тренажер в виде виртуальной модели газофракционирующей установки (ГФУ), на которой предполагалось отрабатывать нештатные ситуации.

Специалист мог надеть шлем и «прогуляться» внутри модели, покрутить вентили, создать по своему усмотрению какую-то нештатную ситуацию, а затем попытаться эвакуироваться с ГФУ, поделился Владимир. Проблема в том, что нам пришлось рисовать эту модель с нуля. Это была заказная разработка, весь интерактив, который присутствовал на модели, программировался особым образом. Масштабировать такое решение практически невозможно, а чтобы заново каждый раз создавать эту модель, нужны большие инвестиции.

Другой кейс, о котором рассказал Воркачев, был выполнен в 2016 году и связан с разработкой тренажера для Дня безопасности компании.

Надев очки виртуальной реальности, вы можете «пройтись» по нашему офису: при этом в руках у вас какие-то документы, а еще и ноутбук, стаканчик с кофе. Вы спешите на совещание, выбегаете на виртуальную лестницу и... с размаху вместе со всем этим падаете. Так мы пытались донести до наших сотрудников идею о том, как важно соблюдать технику безопасности даже в офисе. Это единственный наш кейс, где нет прямого эффекта для бизнеса, он просто завязан на ценности нашей компании, с улыбкой добавляет Воркачев.

Другое дело  организация виртуального совета директоров. Перед разработчиками стояла конкретная задача: сэкономить на командировках (деньги и время), поскольку ПАО «Газпром Нефть» компания крайне геораспределенная.

Решая эту задачу, мы создали виртуальную комнату, к которой смогли подключиться порядка 20 топ-менеджеров из Омска, Москвы, Санкт-Петербурга. Представив себя аватарами, коллеги получили возможность проводить в таком формате совещания. В результате, мы достаточно сильно выиграли с точки зрения юзабилити: в виртульной комнате все стены одновременно работали в наших нуждах, отражая производственные показатели, презентации и видео. Так нам удалось расширить рабочее пространство.

В целом данная технология показала себя достаточно эффективной. Но мы столкнулись с тем, что входной порог для проведения таких мероприятий очень сложный. Эксплуатировать данную технологию каждый день пока невозможно. Шлемы для каждого из участников встречи надо настраивать индивидуально, подгружать в них определенный контент, рассказывать людям, как правильно пользоваться техникой... Появись специализированные удобные устройства сегмента B2B для проведения таких конференций, они были бы крайне востребованы, - отмечает Воркачев.

К основным недостаткам текущих технологий VR/AR эксперт отнес отсутствие конвекторов из технологических моделей в визуальные, а также надежных средств для интеграции VR/AR-решений в B2B-сегмент.

Наше производство сопряжено с опасностью для здоровья рабочих и с потенциальными техногенными катастрофами. Поэтому нам нужно иметь высокую уверенность в том, что любые новые технологии действительно защищены и надежны. На текущий момент VR/AR-решений такого уровня не существует.

Что касается именно дополненной реальности, то она имеет колоссальный потенциал с точки зрения проведения строительных работ. Например, почему бы не встроить в очки дополненной реальности дальномер или тепловизор? Либо закачать в них карту подземных коммуникаций, чтобы облегчить и обезопасить труд экскаваторщиков, которые нередко повреждают подземные коммуникации?..

Партнерам и стартапам, по словам  Владимира Воркачева, ПАО «Газпром Нефть» готов предложить мощности двух своих технопарков.

Они расположены в Санкт-Петербурге (приоритет разработка софтверных решений) и Омске (приоритет развитие технологий промышленного интернета вещей). Стартапы могут поработать в этих технопарках, познакомиться с опытом коллег, уже внедривших VR/AR-решения на производстве. По итогам работ ПАО «Газпром Нефть» может дать заключение о том, насколько новые продукты применимы для его нужд, и подписать со стартаперами контракт на внедрение их в свое производство.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Фото предоставлено ФРИИ

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться .