Регистрация / Вход
Прислать материал

Что мешает научным стартапам в России стать успешными

Что мешает научным стартапам в России стать успешными
Бизнес
Мнение вице-президента Фонда «Сколково» по региональному и международному развитию Юрия Сапрыкина

Стартап, который делается руками ученых, выгодно отличается от остальных и изначально имеет больше шансов вывести на рынок свою разработку. Тогда почему ученые так редко создают успешные научно-исследовательские компании? И как это можно исправить? Об этом рассказывает вице-президент Фонда «Сколково» по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин.

Что такое научный стартап

Принято считать, что научный стартап — это разработка, которая делается руками ученых. То есть людей, которые уже обладают определенным багажом фундаментальных знаний. Мне кажется, в плане придумывания чего-то нового такие стартаперы выгодно отличаются от остальных. Приведу пример: алгоритм для работы с Big Data («большими данными») эффективней напишет человек, у которого есть математическое образование.

На мой взгляд, научные стартапы делятся на два типа. Первые делаются выходцами из академической среды, а вторые создаются теми же учеными, но работающими в центрах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на базе крупных предприятий.

И у того, и у другого типа масса прорывных идей. Но научные коллективы, работающие в центрах НИОКР, лучше чувствуют рынок и знают, что такое покупательский спрос. В то же время в ученых из академических кругов мало азарта. Меня это очень расстраивает.

Научные коллективы, работающие в центрах НИОКР, лучше понимают рынок.

Полезный авантюризм в технологическом предпринимательстве

Недавно встречался с одним научным коллективом. Блестящие умы, интересные идеи. Но в них есть какая-то успокоенность. Я понимаю, что зарплаты в их среде сейчас нормальные, есть возможность получать гранты. Но нет мотивации, желания «рвануть» вперед. Условно говоря, есть научный сотрудник Михаил, который сидит на зарплате в 20-30 тысяч, предположим, на Дальнем Востоке. Мы приходим к нему и говорим: «Миша, а хочешь получать миллион?». Он говорит: «Не хочу. Я сижу, расщепляю молекулы, пишу статьи в научные журналы – меня все устраивает». Ему интересен сам процесс появления новых теорий, а не то, сможет ли он их продать.

Ученые в основной своей массе и сами не хотят идти в бизнес, и бизнесменов в свои лаборатории неохотно пускают.

Именно из-за определенной закрытости академических кругов от бизнеса предприниматели и ученые говорят немного на разных языках. Приведу пример. Один из институтов академии наук разрабатывал медицинский препарат. К ученым пришла крупная фармацевтическая компания и предложила купить права на него. Они согласились, и стали обсуждать сумму. Ученые подошли к этому вопросу серьезно, но немного перестарались. Химики учли амортизацию, человеко-часы, деформацию валют. В общем, все, что было можно. Естественно, вышла астрономическая сумма. Бизнесмены говорят: «Давайте уменьшим в три раза». А ученые им: «Нет, ведь мы посчитали свои труды!»

Такая закрытость породила и вторую проблему. Люди в науке неверно представляют себе скорость изменений, происходящих на рынке. Им кажется, что они могут рассказать о прорывной идее, а готовый продукт дорабатывать годами. Если в представлении рынка «еще чуть-чуть и готово» — это один-два месяца, то у ученых это порой один-два года. За это время конкуренты успевают выпустить похожее решение, а порой и успевают даже улучшить его.

Ученые, закрытые от бизнеса, неверно представляют себе скорость изменений на рынке.

Технопарк — тонкая «надстройка» для студенческих стартапов

Как решить эти проблемы? Государство, на мой взгляд, должно поставить ведущим вузам задачу в обязательном порядке открывать площадки, где студенты могут проводить эксперименты. Не важно, как она будет называться технопарк или бизнес-инкубатор. Главное, дать возможность молодым людям практиковаться. И между делом, пока они будут работать с 3D-принтерами и инкубаторами для выращивания бактерий, объяснять им, что начинать свой бизнес — не страшно. Показать, что есть менторы из числа предпринимателей, которые все объяснят и расскажут. Есть аутсорсинг-бухгалтерия, которая возьмет на себя ведение финансовой отчетности. Все рядом, все под рукой, надо только согласиться и попытаться «взлететь».

«Надстройкой» для появления в вузах научных стартапов не обязательно должен быть технопарк. В «Сколково» такую функцию выполняет Сколтех (Сколковский институт науки и технологий). Туда поступают бакалавры, которые обладают уже некоторыми фундаментальными знаниями. На базе нашего института их учат превращать идеи в деньги. Но отличие Сколтеха от тех же технопарков при вузах в том, что сюда идут те, кто созрел для создания своего стартапа, кто амбициозен и готов рисковать. А как быть с теми ребятами, которые еще не знают о своих способностях? И, может быть, никогда о них не узнают, если не смогут до завершения обучения проверить полученные знания на практике. Вот для этого им и надо предоставить возможность перед получением диплома поработать «в поле» и опробовать свои силы.

В технопарке или бизнес-инкубаторе молодые люди смогут практиковаться и понять, что начинать свой бизнес не страшно.

Инноваторы молодеют, но предлагают взвешенные идеи

Сейчас мир делает ставку именно на молодых. Еще лет 10 назад средний возраст инноваторов был 30-35 лет, в стартапы приходили люди из бизнеса, которые знали, как все устроено. Сейчас ребята хотят рисковать уже в 15-16 лет. Неудивительно: у них перед глазами живые примеры их ровесников, которые смогли заработать свой первый миллион, причем отнюдь не рублей. Возьмем создателя блокчейн-платформы Ethereum Виталика Бутерина, который в 23 года может считаться состоятельным человеком.

Мы это замечаем, поскольку ежегодно проводим Стартап Тур в различных городах страны и ближнего зарубежья. Еще шесть лет назад, когда мы делали первый выезд в регионы в поисках интересных проектов, нам часто присылали идеи по созданию таблеток для бессмертия и чертежи вечного двигателя. Тридцатилетние инноваторы приходили к нам и говорили, что они первые, а конкурентов у них нет. Приходилось объяснять им, что эти идеи немного устарели. Сейчас такое редко встречается. Среда, из которой выходят стартапы, в регионах стала более совершенной и все чаще продуцирует взвешенные бизнес-идеи от молодых людей. Кстати, несколько лет назад команда молодых ребят из «Промобот» стали победителями Стартап Тура. Сегодня их роботы-промоутеры и экскурсоводы известны по всей стране, а в скором времени ребята собираются открывать представительство в США.

Советы новичкам в научно-технологическом бизнесе

Первый шаг нужно понять, чего стоит ваша идея. Сегодня есть масса площадок, которые предлагают гранты за интересную идею, не требуя открывать свое дело и вести строгую отчетность о реализации проекта. Возьмем, например, конкурс «Умник» от Фонда Бортника. В случае победы полученного от Фонда гранта должно хватить на реализацию, по крайней мере, первого этапа, а дальше вы уже поймете, стоит проект развивать или нет. Можно отправить заявку на получение статуса резидента «Сколково». Даже если вы не станете резидентом, во всяком случае, получите бесплатную экспертизу и узнаете, «полетит» ваша идея или нет.

Ну и конечно, нужно постоянно участвовать в конкурсах. Причем не надо искать какие-то специализированные научные площадки. После участия в них встает вопрос: «А что дальше делать с результатами конкурса?». Вы же хотите превратить его в бизнес, а где гарантия, что там будут присутствовать бизнесмены, которые дадут вам дельные рекомендации по монетизации?

В финале хорошего конкурса у любого из этих стартаперов должно быть не только понимание того, что его идея классная, но и примерный бизнес-план. Не важно, из какой среды инноватор академической, коммерческой, вузовской или даже школьной. Его посадят перед бизнесменами, которые скажут, стоит ли дорабатывать проект и выводить на рынок.

Отправляя заявку на резидентство в "Сколково" и участвуя в конкурсах, вы получите бесплатную экспертизу своего проекта.

Но даже если вам скажут, что идея не годится, нельзя отчаиваться. У меня есть примеры, когда даже после вердикта экспертов стартапер все равно продолжал работать над своим вариантом проекта и, в конце концов, добивался успеха. Риск, упорство и жажда достичь желаемого эти слагаемые применимы в любом виде человеческой деятельности, а в стартап-среде они особенно ценятся.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен специально для 4science

Фото — пресс-служба "Сколково"

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.