Регистрация / Вход
Прислать материал

Дело техники и не только

Дело техники и не только
Образование Спецпроект
Идеальный вариант взаимодействия — грамотно сформировать техзадание

Накануне Дня российской науки редакция 4science.ru обратилась к ученым, представителям университетов, институтов развития, бизнеса, промышленности с просьбой назвать три наиболее актуальных, на их взгляд, проблемы, которые мешают эффективному взаимодействию науки и бизнеса. А также обозначить возможные пути их решения и механизмы (инструменты), необходимые для этого.

Владлена СЕРЕБРЯКОВА, директор центра научного бизнес-партнерства Университета ИТМО, помощник ректора по взаимодействию с высокотехнологичными организациями:

— Проблемы, существующие в области взаимодействия науки и бизнеса, можно разделить на несколько категорий. Во-первых, есть сложности чисто технического характера. Особо хочется выделить проблему взаимопонимания: иногда ученые просто не понимают, что от них требуется бизнесу.

Приведу пример: есть научный коллектив с многолетним опытом, он может предложить некое устройство собственной разработки. Есть и заказчик, но ему нужен не этот конкретный прибор, а аналог с улучшенными  характеристиками. И вот, когда речь заходит об адаптации имеющегося устройства под нужды клиента... возникает ступор. Преодолеть его зачастую не в силах ни бизнес, ни научное сообщество.

Встречается и обратная ситуация, когда заказчик слишком абстрактно объясняет, что, собственно, ему требуется. А, чаще всего, сам этого до конца не понимает. В этом случае важным шагом, от которого будет зависеть успех дела, становится «перевод» требований в техническое русло: формирование грамотного техзадания.

Идеальный вариант взаимодействия  заказчик точно знает, чего хочет, имеет конкретное ТЗ и общее понимание задач.

Университет ИТМО плотно сотрудничает с высокотехнологичными организациями, потому подобные сложности у нас возникают редко. Кроме того, в подобных компаниях вопросы взаимодействия с наукой курируют не обычные менеджеры, а, например, технический директор или главный конструктор. Это дает возможность вести диалог на ином уровне.

Другой тип проблем связан с тем, что сегодня не все вузы способны заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и проводить опытно-конструкторские и технологические работы. Они требуют выхода на опытные образцы, подготовки конструкторской документации с литерными номерами, испытания приборов... Работа сложная, во времена СССР ей занимались КБ при крупных промышленных предприятиях. Сейчас эти функции рассредоточились между вузовским и промышленным секторами.

Решить такие вопросы позволяет консолидированный подход: невозможно разработать полноценную конструкторскую документацию на изделие или технологический процесс без партнерства с бизнесом. Конечно, можно создать изобретение кустарным способом «на коленке». Но, если оно не подтверждено соответствующими документами, вы просто не сможете его где-либо применять. Эта проблема сегодня актуальна для многих российских вузов: почти везде конструкторская школа была утеряна.

Еще одна глобальная проблема финансирование. Вузы не могут работать бесплатно, просто за идею. Тем более, когда речь идет о конкретных разработках по заказу предприятий реального сектора экономики. Мы часто сталкиваемся с тем, что в нынешней экономической ситуации не все компании готовы тратиться на НИОКР.

Некоторые из них вообще не понимают, зачем нужна стадия разработки и хотят приобрести уже готовое изделие. При этом, мало кто осознает, что вкладываясь в разработку сегодня, получаешь конкурентное преимущество завтра. Бывает и наоборот: заказчик осознает важность проекта, но не имеет свободных средств, чтобы пусть их на R&D. В таком случае возникает задача поиска внешнего финансирования, а это долгий и сложный процесс. Далеко не каждое предприятие имеет возможность ежегодно тратить по ₽10 млн на R&D. Особенно если это малый или средний бизнесе.

Свои сложности есть и у госкомпаний. Они имеют утвержденные программы инновационного развития, и государство обязывает их вкладываться в исследования и разработки, формировать опережающий задел. Но дополнительных средств на это не выделяет. Компании тратят на исследования собственные деньги, и потому предпочитают проводить НИОКР своими силами, не обращаясь в вузы.
Решить все эти проблемы в ближайшее время не получится. Но ставить их на повестку дня необходимо.

Прежде всего, важно, чтобы заказчик и исполнитель бизнес и наука понимали друг друга и говорили на одном языке. Это касается вопросов технического характера: когда мы имеем двусторонне согласованное техническое задание, все складывается прекрасно. У всех есть понимание: что делаем, для чего и каких результатов должны достичь.  В реализацию совместных проектов вовлекаются студенты, аспиранты, так образовательная деятельность коррелирует с научно-технической.

«Наука ради науки» пережиток прошлого. Сегодня основные ориентиры для взаимодействия научного и бизнес-сообществ это прагматический подход, внедрение результатов в производство и вывод нового продукта или технологии в реальный сектор экономики.

Частично решить обозначенные проблемы помогают специальные структуры, созданные в вузах-лидерах своего сегмента. Они курируют партнерство между наукой и бизнесом/промышленностью. Центр научного бизнес-партнерства на базе Университета ИТМО одна из таких структур. Большинство из них уже имеют выстроенные механизмы взаимодействия с бизнесом, научным и образовательным сообществами. Они помогают наладить взаимовыгодное партнерство между промышленной и научно-образовательной организациями. С их помощью также можно решать проблемы коммуникации ученых и предпринимателей.

Без господдержки выстроить взаимодействие науки и бизнеса непросто. В помощь вузам существуют комплексные меры такой поддержки: федеральные целевые программы Минобрнауки России и специализированные постановления Правительства РФ, в том числе, Постановление №218, которое за годы своей реализации показало высокую эффективность. Например, благодаря ему АО «ЛОМО» вывело на рынок новые оптико-цифровые диагностические комплексы для телемедицины. В период стагнации в экономике был создан новый продукт, который сегодня успешно продается. Подобные программы господдержки весьма эффективны, хотелось бы, чтобы они были продолжены. Актуальным является и партнерство вузовского сектора с промышленными компаниями в рамках развития Национальной технологической инициативы, формирования новых рынков, подготовки для них кадров.

Со своей стороны, мы очень ждем смягчения требований законодательства для создания совместных с бизнесом структур. Бытует мнение, что многие вузы ходят с протянутой рукой в поисках заказчиков. К нам в университет партнеры зачастую обращаются сами. Но и тут не без проблем. Бывает, они воспринимают наши возможности односторонне: думают, что мы занимаемся ровно тем, что заложено в названии Университета ИТМО (Прим. ред.  информационные технологии, механика и оптика). И очень удивляются, узнав, какие возможности предоставляет университет, какими компетенциями обладает. Так, к первоначальным запросам добавляется целый спектр новых задач, актуальных для них. Кроме того, области знаний, в которых наш вуз исторически силен, можно адаптировать фактически под любую отрасль экономики. Особенно — компетенции, связанные с ИТ, с математическим моделированием сложных систем, Big Data, системами управления и прочим. Мы также начали работать с банковским сектором, медицинским, социально-гуманитарным, искусствоведческим и другими.

Считаем, что без партнерства с ключевыми игроками, даже, казалось бы, в несвойственных университету отраслях науки, наше развитие не представляется возможным. Партнерство, открытость для внешнего сообщества позволит приумножить компетенции и, надеемся, завоевать новые рынки. Говоря о рынках будущего, важно понимать, что почву для них нужно готовить уже сегодня. Проблемы будут всегда: нехватка денег, необходимость создания новых разработок, непонимание бизнесом логики ученых и наоборот... Но те предприятия и вузы, которые хотят развиваться, всегда найдут возможности для движения вперед.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Автор: Анна Смоленская

Фото предоставлено пресс-службой Университета ИТМО

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.