Регистрация / Вход
Прислать материал

И третья станет первой?

И третья станет первой?
Опорные университеты
Социальная миссия университетов выходит на передний план

Третью социальную миссию университетов, как равнозначную образовательной и научной, а также критерии оценки ее реализации обсудили участники V Международного форума ведущих вузов России. На мероприятии также были представлены итоги VI ежегодного рейтинга ведущих вузов России от агентства RAEX (Эксперт РА).

Думаю, уже через пять лет начнется новый этап развития университетов как опорных гнезд инноваций в регионах, в локальных сообществах, и третья миссия вузов вновь станет одной из первых, заявил ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, выступая на форуме. В России этой тенденции уже сегодня отвечает проект опорных университетов. Эти вузы группируют вокруг себя инновационные кластеры родного города и региона, помогая тем самым сильным студентам «завести» бизнес или социальную программу, стать инноватором на деле, а не только чему-то обучиться. И, как мне кажется, это характерно не только для нашей страны.

В топ-100 новой редакции рейтинга в этом году попали сразу 12 опорных вузов: шесть из «первой волны» и шесть из «второй». 

Констатируя ослабление позиций этих университетов после их укрупнения, в резюме к результатам рейтинга эксперты, тем не менее, прогнозируют, что при эффективном управлении опорные вузы имеют возможность со временем отыграть эти потери. Учитывая возложенную на опорные университеты социальную ответственность ведь именно они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала из регионов в столичные вузы государство вряд ли откажется от идеи поддержки развития таких образовательных центров в субъектах РФ.

В пользу этих прогнозов говорит и растущее в мире внимание к оценке влияния университетов на жизнь общества. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор САДОВНИЧИЙ напомнил, что университеты, включая российские, выполняли эту функцию «с начала начал». С данным фактом согласны и большинство зарубежных экспертов, участвовавших в подготовке запуска Московского международного рейтинга «Три миссии университетов».  

Никто не мешает нам бороться за высокую публикационную активность и качество образования. Но мы все-таки будем служить тому, для чего университеты предназначены, заявил ректор, говоря о том, что нельзя усиленно осуществлять одну миссию в ущерб другой.

С тем, что индекс Хирша «определяет не всё», а у университетов есть много и других задач, согласен и вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар СИВИНСКИ.

Необходимо определиться с сутью университетов и их третьей миссией. Все остальные миссии можно связать с ней, - уверен Сивински. - Ответ должен быть дан, прежде всего, на уровне стран. Сегодня мы наблюдаем ренессанс: возвращение национальных рейтингов вузов. Значит, они нужны, значит, общемировые рейтинги характеризуют не всё. Каждый год появляются в среднем один новый международный, два региональных и три национальных рейтинга университетов. Есть на этом поле место и для московского, который будет учитывать третью миссию вузов. Если мы сможем верно определить, какие факторы надо брать во внимание, если найдем правильные показатели, то это поможет развитию образования и в глобальном масштабе.

По словам президента «Эксперт РА» Дмитрия ГРИШАНКОВА, исследования агентства показывают, что больше всего на общество влияют медицинские, педагогические и аграрные университеты. Почему? Да потому что у этих вузов имеются развитые связи с работодателем и большие современные общежития. Как выяснилось, социальную роль вузов иного профиля их руководители увязывают со спецификой своей деятельности.

Каждый университет несет третью миссию настолько, насколько позволяют компетенции, считает ректор Московского физико-технического института (государственного университета) Николай КУДРЯВЦЕВ. Одна из компонент этой миссии Физтеха повышение общего уровня знаний школьников по математике, физике и информатике.

Нашей заочной школе более 50 лет. Восемь тысяч человек заканчивают ее ежегодно, и примерно тысяча приходит потом учиться к нам, остальные поступают в другие вузы. Наша миссия прививать высокий класс естественно-научного образования и распространять компетенции, которые позволяют поднимать это образование в России выше мирового уровня.

Участники форума предложили свои варианты индикаторов и критериев оценки влияния вузов на развитие городов, регионов и страны в целом. Так, например, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор КОКШАРОВ помимо трансфера знаний и инноваций, также упомянул экспертизу решений, принимаемых на уровне власти, крупных компаний и общественных организаций.

Если университет присутствует в стратегических документах развития регионов, города, страны, он успешен. Если его представители входят в экспертные советы органов власти, в советы директоров компаний, это тоже значимый показатель, уверен ректор УрФУ.

Представляя свою версию показателей для третьей миссии университетов, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Петр ЧУБИК назвал в том числе и важность некоммерческого участия вуза в жизни города и страны:

 Можно бескорыстно служить обществу, создавая достойную университетскую инфраструктуру: библиотеки, музеи, дома культуры, спортивные объекты, кампусы, развивая волонтерское движение… Но этим социальная роль университетов не исчерпывается.

 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science.

Фото пресс-службы ТПУ

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.