Регистрация / Вход
Прислать материал

Инженером быть обязан!

Инженером быть обязан!
НТИ
Помочь юным талантам может каждый. Особенно, если он сам неравнодушен к творчеству и инженерии

Совсем скоро в Сочи откроется конференция «Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в национальной системе воспроизводства и привлечения кадров». В новом образовательном центре «Сириус», созданном в прошлом году на базе главного медиацентра Олимпиады, соберутся представители министерств, корпораций, научных центров, университетов. Вместе они попытаются выстроить общую логику и найти конкретные инструменты для раскрытия и развития талантов в рамках утвержденной недавно Стратегии научно-технологического развития РФ.

Пока одни только собираются встретиться и обсудить пути решения этой актуальной проблемы, другие на практике помогают раскрытию талантов. Лаборатория аэрокосмической инженерии МГУ им. М.В. Ломоносова (ЛАИ МГУ) – одно из тех мест, где готовы делом поддержать молодых в поисках собственных жизнеспособных бизнес-моделей для развития новых идей и технологий. О том, как это происходит рассказал сотрудник ЛАИ МГУ Антон Рогачев.

Бросить все

…С Антоном мы не виделись очень давно. А в прошлом году встретились на одном из четырех кораблей Форсайт-флота АСИ, посвященного Национальной технологической инициативе (НТИ). Много лет назад он, выпускник физфака МГУ им. М.В. Ломоносова, работал в государственной ИТ-компании. Потом пропал куда-то, чтобы вновь возникнуть горизонте уже серьезным специалистом, занятым развитием инноваций в Промсвязьбанке, позже руководил IT-департаментом в одной из «дочек» Мегафона. С тех пор мы общались от случая к случаю, но никогда еще доселе не видела я его таким счастливым. В чем же дело? 

Оказалось, дело было в дауншифтинге. Но не в том его распространенном варианте, когда герой бросает крутую работу в Москва-Сити и улетает жить на Бали, сдав квартиру бабушки. Антон действительно бросил все. И только для того, чтобы вернуться в альма-матер и попытаться с единомышленниками и друзьями своими скромными силами возродить отечественное инженерное образование на одной из самых ранних его ступеней – в средней школе. Так он и стал сотрудником Лаборатории аэрокосмической инженерии МГУ.

Это новая R&D-лаборатория московского университета, созданная для разработки технологий в аэрокосмической отрасли, а также для привлечения к космическим наукам и технологиям наиболее талантливых представителей школьной и студенческой молодежи,  рассказывает Антон. – Сейчас в нашей лаборатории трудятся семь человек. Мы, технологи и методологи, изготавливаем для детей специальные конструкторы и создаем образовательные программы, с помощью которых они соревнуются на крупных образовательных мероприятиях и развивают свои инженерные навыки.

Так, например, есть у нас специальный образовательный конструктор для Воздушно-инженерной школы МГУ  это молодежный образовательный проект, организуемый нами совместно с ГК Роскосмос, НИИ Ядерной физики МГУ при поддержке компании «Иннопрактика». Мы также делали конструкторы лодки и спутника для прошедшей в прошлом году Олимпиады НТИ, ракеты (образовательное оборудование) для отраслевого чемпионата ГК Роскосмос, отбора в JuniorSkills  компетенции «Аэрокосмическая инженерия», проекта «Лифт в будущее» и т.д. Предполагается, что основными потребителями плодов наших «конструкторских» трудов станут школы и дома детского юношеского творчества / кванториумы. Сейчас аналогичных продуктов у них нет. Не развита пока в России вся эта инженерная часть школьного образования. Мы же хотим, чтобы дети впитывали, понимали новые инженерные технологии и инженерию в целом. Хотим показать им, как все это работает.

Совсем недавно начали отправку конструктора «Cansat junior» по городам и весям нашей бескрайней страны. Благодаря ему, в 2017 году порядка 20 команд Воздушно-инженерной школы МГУ ученики 6-8 классов смогут упражняться в механике, пайке, схемотехнике, программировании. Кроме того, участие в школе поможет развитию их поведенческих, социальных навыков, soft skills, столь необходимых во взрослой жизни. Им придется поработать в команде, выступать публично, защищая свои проекты.

Среди других образовательных инициатив лаборатории – участие в проведении Тихоокеанской проектной школы, отборе в Университетскую гимназию МГУ в рамках трехнедельных интенсивов... Еще одна из наших удач прошлого года – участие в совместном проекте компании Intel, НП «Лифт в будущее» и Лиги образования в рамках международного образовательного аэрокосмического креатона «Молодые инноваторы меняют мир: Россия – Великобритания 2016», посвященного 55-летию первого полета человека в космос. Больше месяца международные инженерные команды английских и российских школьников трудились над решением поставленных задач. В том числе по организации и проведению запусков ракет на полигоне Троицка.

Вся сила – в пайке

Для Олимпиады НТИ мы создали специальное беспилотное плавательное средство, продолжает рассказ Антон. – Внешне это просто кораблик из пенопласта, оснащенный датчиками. Но, думаем, очень важно научить ребенка работать с таким плавсредством: уметь сделать его, наладить управление, разобраться в тонкостях сервоприводов, знать их особенности и  отличия. Главное понимать, что при желании можно сделать любую конструкцию, начав с такой элементарной, как наш кораблик. И она будет двигаться, действовать. Это не LEGO, где все гладко, четко выверено, где каждая деталь идеально подходит друг к другу. Здесь сервоприводы движутся с разными скоростями, их нужно отладить, установить датчики определенным образом, чтобы не допустить ошибок и неисправностей в работе оборудования...

Надо отметить, что участники Олимпиады НТИ оказались хорошо подкованы во многих областях знаний. Даже такой процесс как пайка не вызвал у них проблем и вопросов! А пайка, между прочим, основополагающая технология в космосе. Ведь там нет иной возможности крепления клемм, проводов: сварка и болты не выдерживают вибронагрузок. Кстати мы всегда стремимся показать, что модель, которую делают ребята, может использоваться как на Земле, так и в космосе.  Ведь принципы действия одни и те же: есть контроллер, есть некая научная нагрузка, исполнительный механизм и есть передатчик, на который они работают. Одним словом, заставляем детей думать, а это и есть настоящая инженерия. Бывает, конечно, что не все и не всегда правильно срабатывает у них с первого раза. Но это нормально.

Космическая магия

На Форсайт-флот – 2016 я попал, чтобы в составе инициативной группы обсудить развитие проекта AeroSpaceman, вспоминает Антон. Надеюсь, что благодаря ему нам удастся сгенерировать новую формацию детей, которым будет интересен космос. Помните, раньше все в детстве хотели стать космонавтами. А теперь только менеджерами «Газпрома»…

Нам с коллегами из «Воздушно-инженерной школы» МГУ очень хотелось бы вернуть детям «магию космоса». Мечтаем, чтобы в ходе развития космической отрасли у нас в стране появлялись новые технологии. Ведь именно космос сейчас ставит перед человечеством множество вызовов. Но пока Россия, к сожалению, отстает в  этой сфере, несмотря на мощный задел, который был создан в советское время.

Сейчас в «Воздушно-инженерной школе» МГУ работаем над проектом нового формата: созданием наноспутника силами учеников 10-11 классов и студентов 1-2 курсов. Все так называемые «студенческие» и «школьные» спутники – это все-таки больше пиар, чем правда. Ведь подавляющую часть оборудования для этих устройств изготавливают коммерческие компании, и это не только российская практика. Делать его самостоятельно студенты и школьники пока не готовы, им надо потренироваться на чем-то простом. Формат «Воздушно-инженерной школы» как раз подходит для этих целей.

В рамках наших занятий ребята могут отработать базовые навыки для создания основных элементов спутника: бортового компьютера, приемника-передатчика, научной аппаратуры, системы питания.  Модель спутника (зонд) запускается ракетой и за время плавного спуска на парашюте с высоты 1-2 км должна успеть передать полезную информацию на Землю выполнить задуманную командой научную миссию.

Финансирование работ на текущий момент мы получаем благодаря участию в самых разных проектах. Кроме того, изготавливаем специальное оборудование обучающие конструкторы, полигоны. Но основная цель нашей деятельности все-таки  привить интерес к инженерии и космосу как к высшему технологическому вызову.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4Science.ru

Олег Бартунов

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.