Регистрация / Вход
Прислать материал

Концепция цифровых платформ для исследований и разработок

Концепция цифровых платформ для исследований и разработок
Научная инфраструктура
Как будет работать механизм, создаваемый к 2030 году согласно госпрограмме «Научно-технологическое развитие РФ» и плану реализации СНТР РФ

Во многих государственных документах долгосрочного планирования в сфере науки и технологий, таких как Стратегия научно-технологического развития России (СНТР РФ), национальный проект «Наука», программа «Цифровая экономика», предполагается создание цифровых платформ для исследований и разработок.

В частности, они упоминаются в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной в марте 2019 года: «Конкурентоспособность научно-технологического комплекса определяется не только наличием системных механизмов и инструментов государственной поддержки исследований и разработок, но и качеством системы его организации, которая должна быть адекватна глобальным изменениям, обусловленным в первую очередь развитием цифровых технологий.

В Программе предусмотрено финансовое обеспечение создания и функционирования необходимых организационно-технических механизмов — от прогнозно-аналитических до цифровых платформ, в которых формируются комплексные научно-технические программы и проекты, вовлекаются в хозяйственный оборот права на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивается многоканальное, включая частное и краудфандинговое, финансирование».

Реализация платформ предусмотрена в Подпрограмме 4 «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений», запланированные сроки для развития цифровых платформ для участников научно-технологического развития (мероприятие 4.4) — с 2019 по 2030 год.

Об этой концепции в своем докладе на конференции Digital Science Forum 2019 рассказал Тагир Аушев, руководитель проектно-аналитического офиса по сопровождению реализации СНТР РФ при Минобрнауки России.

Первая задача таких цифровых платформ для исследований и разработок — обеспечить взаимодействие между учеными, индустрией и государством. Благодаря инструментам, которые предполагает цифровизация, имплементируя их и собирая вместе в рамках цифровой платформы, можно добиться более тесного взаимодействия между этими субъектами, а следствием этого взаимодействия станет появление новых проектов, новых продуктов на рынке и новых междисциплинарных знаний, сказал спикер.

Поскольку цифровые технологии очень быстро модернизируются и появляются новые инструменты, то создаваемая цифровая платформа должна быть динамичной, чтобы быстро реагировать на эти изменения и на новые потребности рынка. Очевидно, что такая гибкость может быть обеспечена только бизнес-подходом, сказал эксперт, при этом ключевая роль должна оставаться за государством, которое выступает как фундамент для этого взаимодействия.

Поэтому один из основных принципов состоит в том, что именно государство должно обеспечить основной функционал цифровой платформы.

В первую очередь государство должно предоставить доступ к данным, то есть открыть необходимую информацию для всех участников научно-технологической деятельности — для ученых, для бизнеса, для предпринимателей (естественно, с учетом всех оговорок и условий допуска к той или иной информации). Но задача состоит в том, чтобы не просто обеспечить доступ, а предоставить инструменты для доступа к данным. Сейчас научно-техническая и наукометрическая информация существует в огромном количестве, но рассредоточена в различных источниках: у фондов, финансирующих научные разработки, свои базы данных, у журналов — свои, у министерств — свои. Естественно, нет единой базы данных, и нет единого способа доступа к ним, отметил Тагир Аушев.

Однако нет никакой необходимости (и даже крайне вредно) создавать единую базу данных, подчеркнул спикер, но нужно создать единую универсальную точку входа для доступа ко всей информации, и это — ответственность государства.

То есть цифровая платформа будет выступать лишь в качестве шины обмена данными между участниками рынка. При этом у нее должен быть интуитивно понятный интерфейс, чтобы на базе этого инструмента можно было сконструировать новые решения, в том числе для обработки больших данных с использованием искусственного интеллекта.

С другой стороны, бизнес (включая ученых), как бенефициар этих цифровых платформ, должен также участвовать в их развитии, создавая для них коммерческие сервисы. Тем самым будет зарождаться рынок цифровых инструментов для исследований и разработок, и это обеспечит масштабируемость и эволюцию таких цифровых платформ.

Цифровая платформа также должна включать маркетплейсы для технологических брокеров, которые будут создавать проекты внедрения научных разработок в индустрию и, наоборот, поиска исполнителей для решения индустриальных задач. В результате может появиться принципиально новая инфраструктура, обеспечивающая обмен и учет интеллектуальной собственности (ИС), то есть фактически, новый рынок ИС и инструментов работы с ней.

Структура цифровой платформы для исследований и разработок (слайд из презентации Тагира Аушева)

Эксперт продемонстрировал, как может выглядеть структура подобных цифровых платформ. На схеме отражены основные игроки, использующие эту платформу. С одной стороны — индустрия, куда входят исследователи, инженеры и эксперты, а также задачи, которые индустрия может ставить перед новыми технологиями. С другой стороны — университеты и научно-исследовательские институты и центры, которые обладают компетенциями для решения задач. Цифровая платформа для исследований и разработок должна соединить обе эти части научно-технической сферы.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.