Регистрация / Вход

Ворота открыты

Ворота открыты
Государство
Условия софинансирования проектов ФЦП ИР расширены: банковские структуры, венчурные фонды и различные ФОИВы смогут поддерживать участников программы

В начале апреля стало известно, что Минобрнауки России объявило новые конкурсы в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» (ФЦПИР) на проведение прикладных научных исследований и получение результатов, необходимых для реализации приоритетов научно-технологического развития РФ, определенных в Стратегии научно-технологического развития РФ (СНТР).

Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей МАТВЕЕВ подробно рассказал об изменениях в концепции ФЦП ИР, особенностях постановки задач и новеллах СНТР, выступив в ходе первого отраслевого семинара, посвященного перспективам развития производства высокотехнологичных медицинских изделий в России.

Что принципиально поменялось в СНТР, принятой в конце прошлого года, по отношению к науке? Во-первых, наука теперь важна не только как сфера получения знаний, но и как сфера их применения для решения глобальных задач, которые ставят перед человечеством стремительное развитие технологий и изменения окружающей среды:

«Есть вызовы, на которые невозможно ответить простым увеличением финансовых ресурсов. Для них нужно находить интеллектуальные решения», — отметил Сергей Матвеев.

Вторая часть изменений связана с вопросами приоритезации. Согласно новой СНТР, теперь важны не столько приоритетные направления науки, техники и технологий, сколько то, где применяются результаты проведенных исследований и разработок. По словам Матвеева, это существенный идеологический сдвиг, который полностью изменит взаимодействие науки и бизнеса.

Третья важная новелла СНТР состоит в том, что много вопросов связывается с изменением системы управления всем циклом науки, технологий и инноваций:

«Мы должны несколько иначе выстраивать поддержку научных исследований, экспериментальных разработок, их перехода в коммерческую стадию. Возможно, иногда даже перемешивать эти циклы, что тоже допустимо. Изменение системы управления будет накладывать огромный отпечаток на всех, кто работает в этой сфере», — подчеркнул глава департамента.

Что касается приоритетов научно-технологического развития, то в новой стратегии они выведены в отдельный блок и связаны с тремя важными целями. Первая обеспечение качества жизни людей (приоритеты, касающиеся персонализированной медицины, развития сельского хозяйства, функциональных медицинских продуктов питания, развития социотехнических систем и безопасности). Вторая повышение так называемой эффективности человека (все, что касается современных материалов, новых технологий производства, больших данных, искусственного интеллекта и т.д.). Наконец, третья цель освоение территорий и сырьевых ресурсов (развитие логистики, построение цифровой инфраструктуры и проч.)

Один из важнейших числовых показателей стратегии инвестиции в исследования и разработки. Они должны достигнуть 2% от ВВП.  На сегодняшний день, по словам Матвеева, эта цифра составляет 1,13%, поэтому требование к ее увеличению «большой внутренний вызов» к организации R&D в стране, как с точки зрения науки, так и с точки зрения бизнеса:

Нам нужно трансформировать модель взаимодействия таким образом, чтобы от покупки времени ученых уйти к развитому рынку интеллектуального права. Должен возникнуть не просто транзит результатов интеллектуальной деятельности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов к одному индустриальному партнеру, который участвует в научном проекте, а масштабное, межотраслевое применение технологий…

То есть, если на предыдущем этапе было очень важно, чтобы наука нашла соприкосновение с какой-то из компаний, которая затем отыщет способ применения результатов ее R&D, то сейчас упор надо делать на сетевое взаимодействие и возникновение рынка интеллектуального права. Кстати, пропорционально инвестициям в R&D планируется увеличить и число российских научных публикаций (с 2,4% где-то до 4%), будет расширена и зона патентования, рассказал Сергей Матвеев.

Все эти изменения были ретранслированы и на ФЦПИР инструмент, который Минобрнауки России использует для налаживания взаимодействия науки и бизнеса:

Если в предыдущие годы основная цель программы заключалась в поддержке научных коллективов разными способами, то сейчас ее ключевая задача обеспечить транзит результатов из сферы исследований и разработок в промышленность. И наоборот, помочь передать заказ промышленности в сектор исследований и разработок.

В начале апреля Минобрнауки России объявило новые конкурсы в рамках ФЦПИР. Мы не до конца еще провели модернизацию конкурсных условий, но тем не менее, если внимательно посмотреть на мероприятия программы 1.2 «Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики» и 1.3 «Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий», то можно увидеть, что их логика несколько изменилась.

Раньше министерство собирало тематики и формировало некие лоты, которые обсуждало научное сообщество и эксперты. Пока что мы сохранили эту модель: лоты объявлены, но одновременно с ними появился и открытый конкурс по приоритетам научно-технологического развития. То есть на участие в ФЦП ИР может быть подан любой проект, который направлен на получение результатов, обеспечивающих реализацию приоритетов СНТР.

Переход к объявлению конкурса по приоритетам практически нивелирует дисциплинарную структуру науки. Если, например, вы надеетесь получить результат, который решит проблему здоровьесбережения и персонифицированной медицины, то это может быть проект и из сферы ИТ, и из биотеха, и из фармы, и из социогуманитарной сферы и т.д. Одним словом, важно не то, какие исследования будут в его рамках проведены, а то, к какой сфере приоритетов будут относиться его результаты.

Как пояснил глава департамента, мероприятия ФЦП ИР 1.2 и 1.3, которые раньше не очень сильно отличались (лишь суммой и сроками исполнения проекта), теперь начинают приобретать собственную целевую аудиторию.

Мероприятие 1.2 больше ориентировано на научные организации, которые имеют фундаментальные заделы. Они провели исследования, у них есть результат, и они видят, где этот результат может быть впоследствии применен для ответа на новые вызовы и для реализации приоритетов СНТР. Вектор мероприятия 1.2 поддержка перехода из фундаментальной стадии в прикладную.

— Если посмотреть на условия софинансирования проектов по 1.2, то они расширены, отметил спикер. Там могут появиться деньги и индустриального партнера, и кредитные. Потому что если в конце первого года исследований получены охраноспособые результаты, то под них можно привлекать как минимум венчурный капитал. Мы понимаем, что пока еще наша среда не настолько комфортна, чтобы ученые, даже проведя год или полтора на исследовательской стадии, легко нашли эти деньги. Однако такая возможность уже предусмотрена.

Причем, «ворота открыты» не только для индустриальных партнеров, но и для банковских структур, венчурных фондов, и, самое важное, для других ФОИВов. Если ваши результаты уже достигли определенного уровня зрелости, дальше с ними можно идти в отраслевые ФЦП. Например, обратиться в Минсельхоз или Минпромторг России. Либо пойти в институты развития, а после них уже продвигаться в Фонд развития промышленности...

Мы видим эти цепочки, поэтому в мероприятии 1.2, наряду с условиями привлечения прямого софинансирования из разных источников, предусмотрена возможность договоренности с ведомствами и последующей гарантии поддержки проектов силами их инструментов.

Мероприятие 1.3 это встречный вектор движения от бизнеса к научным организациям. Сейчас по нему конкурс объявлен с условием, что научная организация приходит к нам вместе с индустриальным партнером, который ставит ей задачу, и она решается. Важно, чобы все результаты этого решения получили правовую охрану. А пользоваться ими потом должна не только одна единственная организация: ждем налаживания процесса трансфера технологий.

Чуть позже Минобрнауки России намерено перейти к другой модели, когда индустриального партнера будет выбирать само министерство. Для этого мы уже отобрали достаточно большое количество компаний по разным критериям, предложили им сотрудничество и сейчас уже начинаем видеть живые научные задачи.

В чем роль министерства в таких проектах? В том, чтобы немного подстраховать бизнес от различных рисков. Ведь, чем научная задача масштабней, ближе к стадии фундаментальных исследований, тем больше возникает рисков у предприятий. И тем больший объем софинансирования обеспечивает государство. Но, по мере сокращения этих рисков, значительная часть финансовой нагрузки должна перекладываться на бизнес. Нам это кажется достаточно справедливым. С учетом того, что мы настаиваем на появлении охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, хотим защитить инвестиции государства. Сделать это хотя бы на национальном рынке, а как максимум через зарубежное патентование и на международном. Понимаем, что все эти объекты права встанут на баланс, и деньги госбюджета не потеряются, а просто перейдут в нематериальные активы коммерческих предприятий и организаций. Вот, собственно, то, чего мы хотим добиться.

Надеемся, что два эти основных трека — 1.2 и 1.3 — в течение года обретут постоянную конфигурацию. Одновременно с ними будет принят еще и ряд мер налогового стимулирования, которые скомпонуют нормальные условия для взаимодействия науки и бизнеса.

Отметил Сергей Матвеев и изменения в подходе к рассмотрению проектов — участников ФЦП ИР. По его словам, теперь критерии оценки заявок разделены на четыре части. Это научная значимость результата: ее будут оценивать эксперты из научной среды. И инновационный потенциал результата: его смогут оценить коммерческие структуры, институты развития. Репутация самой организации, которая подает заявку на конкурс, будет оцениваться Минобрнауки России на основе данных из различных государственных информационных систем. Наконец, отдельно будет изучаться качество самого проекта. Если один из этих четырех показателей окажется ниже четверти от максимального балла, то такой проект поддержан не будет. По замыслу чиновников, выигрывать должны те работы, где все эти четыре показателя будут сбалансированы.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Анна Смоленская (Шаталова)

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться .