Регистрация / Вход
Прислать материал

В актуальном контексте

В актуальном контексте
Вузы
Мирная революция в образовании нуждается в инвестициях

Цифровизация экономики и появление новых технологий требуют обновления подходов в обучении молодого поколения: дистанционные формы бросают вызов традиционным, курсы лучших университетов мира появляются в открытом доступе в интернете… Насколько отечественная образовательная система готова к таким изменениям? Какие цели мы должны поставить сегодня, чтобы в течение ближайших двух десятилетий Россия вошла в когорту лидеров мирового образования?  Ответить на эти вопросы было предложено представителям органов госуправления, бизнеса и  профессионального сообщества участникам панельной сессии «Революция в образовании: готовы ли мы?», состоявшейся в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ’17).

Первыми дискуссию, модератором которой выступил научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)  Исак ФРУМИН, начали… инвесторы. Претензию к «разбалансированности» отечественной образовательной системы с точки зрения управления высказал президент холдинга «Просвещение» Владимир УЗУН:

Государственные органы управления не имеют рычагов регулирования, не финансируют школы напрямую. Хотя и регионы ими не управляют, это делают муниципалитеты, у которых, кстати, нет денег. Нет и единой системы оплаты труда учителей. Привлекательна ли такая система для инвесторов?

По мнению главы холдинга, бизнес обязательно должен участвовать в поддержке образования, и опыт «Просвещения» доказывает оправданность подобной инвестполитики. Группа компаний, согласно данным Владимира Узуна, ежегодно вкладывает несколько миллиардов рублей в образовательные проекты. Кстати, в рамках ПМЭФ’17 «Просвещение» и интернет-компания «Яндекс» подписали соглашение о создании совместного предприятия. Оно займется работой по формированию общеобразовательной платформы на основе машинного обучения и других современных технологий, а также учебных пособий, включая интерактивные, аудио и видеокурсов.

Стоимость проекта  ₽120 млн. По словам В. Узуна, платформа обеспечит общение всех участников процесса образования: учителей, школьников и их родителей. Число потенциальных пользователей ресурса более 80 млн человек. Причем каждая категория получит свой инструмент для работы, платформа будет доступна с любого компьютера или мобильного устройства.  

Для улучшения инвестиционного климата В. Узун порекомендовал, в частности, выработать стратегию стабилизации образовательной системы и улучшить качество государственного регулирования для снижения финансовых потерь.

Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей МОРДАШОВ предложил взглянуть на проблемы в образовании в ракурсе растущего разрыва между потребностями реальной жизни, экономики, с одной стороны, и школ, вузов  с другой. 

Можно констатировать, что изменения в этой отрасли идут с существенным отставанием, заметил А.Мордашов. А это и есть предпосылка к революции, которая нам необходима. Я уверен, что поиск талантов, которые нужны бизнесу, необходимо начинать со школы, вступать в контакт с образовательными учреждениями и развивать соответствующие программы. И этим уже занимаются во всем мире.

Сегодня не так важно иметь знания, как это было прежде, как уметь их находить. А вузы не очень-то этому учат. Абитуриенты и студенты плохо знают английский язык, многие из них не владеют навыками электронного обучения, мало знакомы с базовыми инновациями в области ИКТ... Вузам необходимо готовить выпускников под конкретные потребности конкретных предприятий. Потому-то нужны стажировки и совместные учебные программы, констатировал глава компании. 

Как отметил президент фонда «Центр стратегических разработок»  Павел КАДОЧНИКОВ, система образования не предлагает сегодня молодежи программы по большой части профессий, связанных с тотальной цифровизацией и современными средствами коммуникации. Выход из этой ситуации аналитик видит в формировании гибких образовательных траекторий, расширенных программ для талантливых студентов. А также в обновлении содержания обучения в целом в соответствии с нуждами модернизирующейся экономики. Молодежь, по его мнению, необходимо настроить на учебу в течении всей жизни.

Образовательные системы должны создавать возможности для того, чтобы огромную массу информации, доступ к которой сегодня открыт, поставить в актуальный контекст и понять ее значимость, такой видит задачу национальных систем образования в цифровую эпоху Эско АЗХО, занимавший пост премьер-министра Финляндии в начале 90-х. Кстати, его активная политика на этом посту увенчалась успехом школьной реформы. 

Кванториумы то место, где дети осваивают навыки поиска и обработки информации и учатся решать настоящие технологически задачи для предприятий. Генеральный директор «Фонда новых форм развития образования» Марина РАКОВА считает, что учить подрастающее поколение  проектной деятельности и работать с большими данными следует именно в учреждениях дополнительного образования:

  Мы заставляем школьных учителей делать то, что большинство из них на сегодняшний день делать не в состоянии. Тем самым наносим ущерб предметному обучению, а детям нужны базовые знания для полноценного общения. Примерно половина преподавателей в каждом кванториуме это действующие сотрудники предприятий. Большим авторитетом у ребят пользуются магистранты и аспиранты, причем, не только из педагогических, но и технических, классических вузов. Работая наставниками, они таким образом приносят в нашу систему знания и навыки, который приобретают в данный момент обучения в университете.

«Смерть» бумажных учебников к 2025 году, радикальную смену функций учителя и образовательных методик к 2030 году предсказал на сессии ректор НИЯУ ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ. Он также предположил, что в этот же период большую часть своего образования люди до 25 лет получат вне учебных заведений. А методы обучения будут связаны, прежде всего, с искусственным интеллектом и облачными ресурсами.

Спасти традиционную функцию школы в обществе может превращение ее в место, где складываются детские проекты: реальные, коллективные, полагает ректор. Тогда школа останется центром общения и воспитания. При этом учитель должен стать консультантом и экспертом, будучи воспитателем в большей степени, чем сейчас и в советской школе.

Предрек Я. Кузьминов и уход примерно половины программ профобразования:

Нам грозит сдвиг в фундаментальные программы, и мне это нравится. Думаю, что, приобретая профессию, наряду с университетской степенью, человек будет зарабатывать массу «микростепеней». Возможно, абсолютно независимо от университета получая дополнительные знания и их оценку уже в рамках рынка труда.

Резюмировали дискуссию глава Минобрнауки России Ольга ВАСИЛЬЕВА и заместитель председателя Правительства РФ Ольга ГОЛОДЕЦ.

Считаю, что революция неизбежна, но произойдет она мирным путем. Мы стоим на пороге реализации двух проектов: это информационно-образовательного портал «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», заявила министр.

Она пояснила, что благодаря РЭШ учителя получат современные технологии, чтобы профессионально развиваться и «быть наставниками для учеников, которые в этой «цифре» уже рождены».  Второй проект это большая программа цифрового образования. Предполагается, что с ее помощью к концу 2025 года до 11 млн человек, включая пять тысяч студентов, пройдут обучение на онлайн-курсах.

Не будет никакого дискомфорта, пообещала Ольга Васильева. Мы не должны при внедрении новых технологий отторгать наставничество и воспитание. Университеты выстояли не одну революцию, переживем и сейчас…  Нельзя терять то, есть у нас есть. Мы сильны фундаментальными основами, без этих знаний ничего не будет. И это надо лелеять, пестовать и холить.

Министр напомнила, что с 2022 года выпускники школ начнут сдавать ЕГЭ по английскому в обязательном порядке. А также сообщила, что вопрос об облегчении налогообложения для малых инновационных предприятий, созданных вузами совместно с реальным сектором, уже поставлен на повестку дня.

У нас есть много примеров успешного взаимодействия с бизнесом два технопарка полностью построены за счет бизнес-структур.  Считаю, что пора переходить к оформлению правовых основ государственно-частного партнерства. Мы обязаны взаимодействовать, уверена, что с этим согласны все, присутствующие здесь, подчеркнула министр.

От того сумеют ли государство и система образования «уловить тренды изменений», зависит успешность будущего общества.  Говоря об этом в своем выступлении, Ольга Голодец обратила внимание, что система настроена на перемены:

Основа основ это быстрое обновление профстандартов вслед за первыми импульсами от промышленности. Второе изменение образовательных стандартов. Третье полная технологичность процесса обучения, поскольку человек должен получить профессию в очень сжатые сроки и на очень высоком уровне, не тратя на это дополнительных ресурсов.

Сейчас мы учим за несколько часов тому, чему раньше уделяли полгода. Надеюсь, что с помощью WorldSkills Russia, новых профстандартов, ФГОС  и т.д. нам удастся в короткие сроки выстроить систему быстрого улавливания профессиональных изменений и оперативного установления доступа к этим изменениям и взрослых, и молодежи, которая ориентирована  на получение конкретной профессии.

Меняющаяся экономическая модель требует новой инфраструктуры. Развитие образования сегодня это развитие нашего общества, которое предъявляет свои требования и к предпринимателям: они должны приходить в школу, университет и ставить задачу. Объединенные усилия приведут нас к изменениям, хотим мы того или нет. Но скорость этих изменений и их качество серьезно зависят от наших позиций. 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.