Регистрация / Вход
Прислать материал

Партнеры познаются в коллаборациях

Партнеры познаются в коллаборациях
Опорные университеты
Бизнес не пойдет искать кадры в терра инкогнита

Бизнес готов участвовать в подготовке высококвалифицированных  специалистов, в которых он нуждается, и не только финансово. Но работодатели желают знать, сколь высоки риски для вложений в образовательный процесс.

Помочь внести ясность в этот вопрос могут вузы, став более открытыми для такого сотрудничества. От них требуется лишь проявлять большую инициативу и активней предлагать партнерам перспективные решения.

С этим были согласны большинство участников панельной дискуссии на тему «Как университеты смогут сформировать кадры и среду для новой промышленной революции?», состоявшейся в рамках деловой программы Московского международного салона образования. Ректоры и представители вузовских структур, обеспечивающих сотрудничество университетов с реальным сектором, обменялись взглядами на механизмы такого взаимодействия, без которого, по общему мнению,  невозможно подготовить кадры, востребованные сегодня и в обозримом будущем.

— Сегодня мы ломаем свою классическую, академическую культуру. Изменяться тяжело, но приходится, — поделился ректор одного из опорных университетов России Воронежского госуниверситета (ВГУ) Дмитрий Ендовицкий. — Помимо образовательной деятельности необходимо заниматься наукой. Наш университет на своем опыте убедился: важно создавать проектные команды и делать предложения бизнесу. Надо «слышать» спрос на разработки и выходить на создание высокотехнологичного производства вместе с бизнес-партнерами.

Не ждать готовых заказов на специалистов от реального сектора, а формировать их, ориентируясь на стратегию Национальной технологической инициативы (НТИ), предлагает и декан факультета «Инженерная школа» Московского политехнического университета Андрей Андрюшков:

— Идеальная система — это финансирование образовательной программы под НТИ вместе с работодателем-заказчиком. Для одного университета ее стоимость слишком высока. И конечно, здесь нужна большая маркетинговая работа. 

Пример опережающей подготовки специалистов сегодня показывает Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (ПМГМУ им. И.М. Сеченова), в стенах которого в конце прошлого года была утверждена «дорожная карта» проекта «Хелснет» (HealthNet) НТИ. Как рассказала заместитель директора Института фармации и трансляционной медицины ПМГМУ им. И.М. Сеченова Наталья Пятигорская, чтобы понять, какие выпускники нужны работодателям, университет постоянно взаимодействует с ними: создает совместные лаборатории, инжиниринговые центры и т.п, и формирует новые компетенции, включая междисциплинарные.

В ближайшее время вуз готовится стать пилотной площадкой для первой в стране магистерской программы по направлению «Промышленная фармация». Здесь будут готовить специалистов для фармпредприятий из выпускников не только фармацевтических, но и биологических, химических, лечебных факультетов.

— По темпам развития фармацевтическая промышленность сегодня обгоняет ИТ-рынок. Поэтому подготовка специалистов с комплексом актуальных и опережающих компетенций очень важна,  подчеркнула Наталья Пятигорская.  

Второй пилотной площадкой станет классический вуз ВГУ, где уже с этого года будут готовить студентов по новым медицинским специальностям.

Само появление магистратуры в фармацевтическом образовании это уже инновация, уверен ректор ВГУ. Наш университет включился в большую работу под руководством «Сеченовки» и заявился на магистерскую программу. Это, в частности, повлияло на решение немецкой фармацевтической компании Bionorica строить свой завод в Воронежской области.

По мнению Дмитрия Ендовицкого, университет должен на деле доказывать бизнесу  свою дееспособность: «За последние три года совместно с нашими промышленными партнерами мы построили производства почти на полтора миллиарда рублей. Вуз для предприятий — это терра инкогнита. Но как только они входят с вами в коллаборацию и начинают коммерциализировать инновации, приходит понимание, чего вы стоите на самом деле».  

Участники обсуждения обозначили целый ряд проблем, от решения которых во многом зависит достижения общей цели насыщение реального сектора экономики кадрами, способными ее модернизировать и развивать. Так, например, преподавателям не хватает компетенций и времени на разработку новых курсов, компании не готовы делиться реальными бизнес-кейсами, на которых могли бы обучаться студенты. Кроме того, до сих пор не преодолены разрывы между уровнем подготовки абитуриентов и потребностями вузов, все еще низок интерес работодателей к взаимодействию с университетами и т.д..

Однако, как было отмечено в ходе дискуссии, альтернативы этому сотрудничеству нет, и движение навстречу должно быть двусторонним.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science.

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться .