Регистрация / Вход
Прислать материал

Условие успешного экспорта — патентование за рубежом

Условие успешного экспорта — патентование за рубежом
Международное сотрудничество
Как компании обезопасить себя при выходе на иностранные рынки, защитив интеллектуальную собственность и получив субсидию, — мнение эксперта

Одна из возможных стратегий развития для инновационной технологической компании — выход на иностранные рынки. При этом обязательно нужно учесть вопрос охраны своей интеллектуальной собственности в другой юрисдикции. 

О нюансах патентования за рубежом рассказывает эксперт — Василий Мельник, управляющий партнёр юридического бюро ООО «А+», торгово-экспортный советник, юрист-международник.

Василий Мельник, торгово-экспортный советник, юрист-международник

Предварительный анализ и план

— О чем стоит подумать в первую очередь, когда вы приняли решение вывести свою продукцию на зарубежный рынок? Первым делом необходимо создать юридический фундамент для бизнеса за рубежом, обезопасить его в новой для вас юрисдикции.

Если компания, например, имеет зарегистрированный в России бренд, то необходимо зарегистрировать товарный знак и в той стране, на рынок которой вы выходите. Если этого не сделать, то любой желающий сможет зарегистрировать наименование вашего бренда на себя, обвинить вас в нарушении закона и лишить возможности продавать продукцию под вашим брендом в данной стране. Поэтому я всегда рекомендую всем экспортерам оценить зарубежный рынок с точки зрения законодательства: какие требования предъявляются к товару, каковы требования к участникам рынка, какова специфика реализации данного товара, каковы налоговые требования и каковы юридические риски в каждой конкретной стране.

Как правило, в результате анализа формируется четкий план действий по «локализации бизнеса». Это и есть правильная стратегия для любой компании, которая выходит на зарубежный рынок. Практически всегда такой план включает в себя вопросы подбора правовой формы и регистрации компании в зарубежной стране, регистрации бренда и сертификации товара, выбор банка для ведения расчетов и многое другое.

Ошибки при выходе на иностранный рынок

Регистрация товарного знака или патента — это один из способов защиты интеллектуальной собственности, изобретения, ноу-хау экспортера. Для этого нужно обратиться в соответствующие ведомства за рубежом. Уже с момента подачи документов на такую регистрацию заявитель защищен законом от любых посягательств.

Среди примеров неудачных кейсов компаний, которые не разработали четкий план и не подумали о своей юридической безопасности на зарубежном рынке, — неприятная история, случившаяся с российскими производителями молока, экспортирующими продукцию в Китай.  Они не зарегистрировали свои товарные знаки на территории этой страны. Одна местная компания довольно быстро узнала об этой ошибке и зарегистрировала все бренды этих молочных компаний на себя, тем самым существенно осложнив им жизнь. В результате 13 российских производителей молока потеряли возможность продавать продукцию в Китае под своим брендом.

Еще одной частой ошибкой является то, что российские экспортеры не задумываются о создании зарубежной компании или локального представительства и пытаются проводить бизнес-операции из России. В результате чего сталкиваются с целым букетом проблем, начиная от жесткого валютного и налогового контроля, заканчивая ограничениями по торговым операциям на зарубежном рынке. Однако ситуация постепенно меняется, появляется все больше экспертов, сопровождающих российских экспортеров. Повышается и функционал государственных агентств и ведомств, оказывающих поддержку бизнесу, в том числе и финансовую.

Государственная поддержка несырьевого экспорта

На законодательном уровне в России принята и действует программа стимулирования экспорта несырьевых товаров за рубеж. Экспортные центры содействуют отечественным производителям как в форме консультаций (через своих партнеров и экспортных советников), так и в форме компенсации (субсидии).

В список субсидируемых расходов экспортеров входят затраты на логистику, выставки, сертификацию продукции, на регистрацию патентов и так далее. Проводятся региональные акции и программы поддержки экспортеров. Так, например, до 15 ноября 2019 года московские компании, которые занимаются экспортом, имеют возможность частично компенсировать свои затраты: Московский экспортный центр выплатит до ₽3 млн за получение патента, сертификацию продукции или транспортировку товаров за рубеж, а также до ₽500 тыс. за сертификацию систем менеджмента. 

Подобные акции проходят в рамках государственной политики стимулирования производства в России и поддержки выхода производителей на зарубежные рынки, что очень важно для развития экономики страны.

Нюансы получения экспортных субсидий

К сожалению, многие компании считают процедуру получения субсидий долгим, не всегда понятным процессом, который не обязательно приведет к положительному результату. Поэтому часть из них просто отказываются от подачи заявки. И на самом деле их отчасти можно понять: субсидии действительно не выдают просто так, это сложный и не быстрый процесс. Но такое мнение верно лишь до тех пор, пока представители малого и среднего бизнеса пытаются сделать всё самостоятельно, не имея опыта.

В этой сфере целесообразно обратиться к специалисту. Юрист, имеющий опыт работы с экспортными центрами, поможет провести процесс получения субсидии быстрее и с наибольшим эффектом.

К примеру, субсидии выдаются не в строгой сумме — законом установлен диапазон субсидирования от 20% до 80% от затрат. Но чтобы получить максимальную сумму, нужно пройти предусмотренную законом процедуру обоснования такой заявки. В частности, чтобы воспользоваться правом на субсидию, еще до заключения договора поставки необходимо официально обратиться в экспортный центр (или к уполномоченному экспортному советнику) для получения консультации и только после этого фактически приступать к экспорту товара. В случае нарушения такой последовательности действий право на субсидию можно потерять. Помимо этого, есть и другие требования, но не все экспортеры знают о деталях процедуры.

Проанализировав статистику отрицательных решений по выдаче субсидий, мы видим, что экспортеры должны уделять больше времени подготовке и проработке экспортной деятельности, в том числе взаимодействовать со специалистами. Но, вместе с этим, государству и экспортным центрам также нужно проводить более широкие разъяснительные и информационные мероприятия среди отечественных производителей, и особенно среди МСП.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен специально для 4science

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.