Регистрация / Вход

Пусть меня научат!

Пусть меня научат!
Вузы
Как уехать за рубеж, вернуться и добиться успеха на родине

Особое значение для создания и развития эффективной инновационной экосистемы имеют кадры. Как подготовить профессионалов, которые будут востребованы и конкурентоспособны в рыночных условиях, готовы к вызовам будущего?  

Свои варианты ответов на вопрос есть как у отечественных, так и у зарубежных вузов. Важным элементом подготовки современных кадров являются и национальные образовательные программы. Одна из них – программа «Глобальное образование», благодаря которой российские студенты имеют возможность поступать и учиться в ведущих зарубежных вузах.

Участник программы «Глобальное образование» Святослав Никитин прошел годовую магистерскую программу Management and Information Systems: Change and Development в Манчестерском университете (The University of Manchester, Великобритания) и сегодня работает директором Арктического центра Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Он поделился с редакцией своими впечатлениями об учебе за рубежом.

Святослав, почему вы выбрали программу университета Манчестера?

Мне было интересно продолжить свое обучение в направлении информационных технологий, но когда я искал подходящую программу, я открыл для себя нечто большее, чем просто IT. Информационная система это то, что нас окружает, это информация, технологии, люди, организации. И получить новые знания в управлении масштабными системами мне стало интересным.

Вместе с тем я хотел получить именно зарубежное образование. Манчестерский университет привлек меня своей высокой репутацией и качеством программы обучения. Никто из моих друзей и знакомых там не учился, поэтому я ориентировался по рейтингу вузов, а у Манчестера он высокий. Я отправил пакет документов в несколько университетов Великобритании. Выбирал их по рейтингу, изучал их сайты, кампус, читал много отзывов. В итоге я получил 5 приглашений. Рейтинг Манчестера оказался самым высоким из всех учебных заведений, которые откликнулись.

Вы как-то специально готовились к будущему курсу?

За год старта программы в Манчестере я прошел языковые курсы в Кембридже, поэтому смог адаптироваться. И курсы, и дальнейшее обучение я оплатил из личных средств, еще взял кредит, помогли родители.

В чем, на ваш взгляд, преимущества зарубежного образования перед отечественным? Вы учились в отечественном вузе?

Да, я учился в российском вузе. Но отличия есть. Во-первых, это инфраструктура. В Великобритании обучение дороже в 10-15 раз, соответственно, у английских вузов больше возможностей для развития своей инфраструктуры, чем у российских. В вузах есть все для комфортной учебы. Во-вторых, подход к самой учебе. Все систематизировано и расписано буквально по минутам. В-третьих, интернациональное сообщество студентов и преподавателей. Это возможность знакомства и общения с людьми из разных стран мира.

Какие недостатки вы увидели в зарубежном образовании?

В Манчестере мне показалась непрозрачной система оценки знаний. На мой взгляд, там слишком большую роль играет отношение преподавателя к конкретному студенту. Конечно, такое можно встретить и в России.

Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в России, чтобы отечественное образование стало более конкурентоспособным?

Нужно просто очень много работать. Причем всем в этой сфере и не стараться копировать все подряд из того, что есть на Западе. У нас все по-другому: и отношение людей, и менталитет, и культура. Поэтому не все, что успешно работает на Западе, заработает у нас.

Как вы собирали документы для подачи заявки для участия в программе «Глобальное образование»? Сколько времени это у вас заняло? С какими сложностями столкнулись?

- Ничего сложного не было. Операторы программы постоянно были на связи, поэтому особых проблем не возникло. Я собирал документы самостоятельно. Вся процедура заняла примерно 3-4 месяца. Понравилось то, что все можно было сделать онлайн. Это намного упрощает процесс.

Какие основные расходы у вас были во время обучения?

К сожалению, я поехал не в самое удачное время. Рубль стоил очень дешево. Я покупал фунты по 115 рублей за один фунт. Поэтому мне только хватило расплатиться за учебу и на пару месяцев аренды жилья. На аренду ушло очень много денег жилье в Англии дорогое. Я поселился в квартире, поэтому пришлось покупать все, что касается квартирного быта. Конечно, там была вся необходимая мебель и такие вещи, как стиральная машина и холодильник, но на покупку мелочей я потратил внушительную сумму. Я надеялся, что после завершения учебы я все это смогу продать, но ошибся. Никому это не нужно. Все покупают новое.

Чем вам помогло зарубежное образование?

Я стал обращать внимание на вещи, о которых раньше и не думал. Например, в области информационных систем: если раньше я смотрел на то, как они устроены, то сегодня уже стараюсь прежде всего понять, на что они влияют.

Какие именно полученные инструменты и методологию вы используете в сегодняшней работе?

Мне нравится использовать инструменты по бизнес- и организационному анализу. Когда я вступил в свою должность, я провел ситуационный анализ всех основных бизнес-процессов подразделения, где я работаю. Выявил проблемные зоны и рекомендовал руководству новую организационную структуру и оптимизированные бизнес-процессы.

Чем именно вы сегодня занимаетесь в Арктическом инновационном центре?

Основная задача центра это коммерциализация НИОКР, создание и развитие малых инновационных предприятий, а также генерация и инкубация студенческих проектов в рамках студенческого бизнес-инкубатора. К сожалению, я еще не готов поделиться успешными кейсами коммерциализации, это долгий и кропотливый процесс. До сих пор я был занят тем, что работал над оптимизацией основных бизнес-процессов. Но уверен, что скоро появятся успешные кейсы трансфера технологий.

Если бы не условия получения гранта, вы бы вернулись работать в Россию?

В России дефицит профессионалов с международным опытом работы. Если бы государство давало возможность после обучения остаться и работать за рубежом, не обязывая возвращаться, специалист смог бы получить ценный международный опыт и после этого вернуться работать в свою страну. Я бы с радостью остался и поработал в зарубежной компании, но все равно рано или поздно вернулся бы обратно.

Отзыв работодателя о программе «Глобальное образование»

Проректор по инновационному развитию и коммерциализации научных разработок Афанасий Саввин:

С появлением программы у большого количества талантливых ребят появился шанс окончить магистратуру или докторантуру лучших университетов мира. Ведь, к сожалению, не у всех есть возможность самостоятельно оплачивать свое обучение или брать для этих целей кредит. Университетские стипендии также недоступны всем желающим. В этом плане наличие национальной программы является отличным социальным и образовательным лифтом для огромного количества талантов.

Мы готовы рассматривать кандидатов для получения образования за рубежом, и университет всячески популяризирует программу «Глобальное образование» среди студентов.

После возвращения Святослав Никитин использует в своей работе системный подход, полученные знание о ведущих мировых практиках, а также применяет нестандартные подходы в менеджменте.

Наша справка

«Глобальное образование»  государственная программа финансирования обучения граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие зарубежные университеты с последующим трудоустройством согласно полученной квалификации. Ее приоритетные направления такие:

  • наука,
  • образование,
  • инженерия,
  • медицина,
  • управление в социальной сфере.

Грант  2 763 600 рублей в год на одного участника.

Оплачиваемые расходы: плата за обучение, сопутствующие расходы (проезд до места обучения и обратно, проживание, медицинское страхование, питание).

Уровни подготовки  магистратура, аспирантура и ординатура.

Зарубежные вузы: 288 университетов из 32 стран (согласно мировым образовательным рейтингам).

В настоящее время число участников программы составляет порядка 500 человек, в 2017 году завершают обучение и возвращаются в Россию для дальнейшей работы более 100 человек.

Результаты программы направлены на сохранение и приумножение кадрового потенциала страны за счет укомплектования высококвалифицированными кадрами организаций-работодателей, в том числе зарегистрированных на территориях опережающего социально-экономического развития, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Официальный сайт программы  www.educationglobal.ru.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science.

Фото предоставлено Святославом Никитиным.

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться .