Регистрация / Вход
Прислать материал

Драйверы начинают, а выигрывают все

Драйверы начинают, а выигрывают все
Экосистема инноваций
Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства будет только расти

В этом году тема молодежного технологического предпринимательства звучала на мероприятиях IV Форума молодых ученых U-NOVUS особенно часто: на пленарном с сессионных заседаниях, на круглых столах, семинарах и просто в кулуарах форума.

На заседании рабочей группы федерального проекта «ИНО Томск», состоявшемся в рамках U-NOVUS, заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович особо подчеркнул важность   развития предпринимательства в вузах: «Оно должно быть частью университетской культуры. Не только образовательный процесс, не только наука, но и предпринимательство это часть общего развития молодого человека, приобретения отдельных навыков». Но пока, по его мнению, это не стало «системным достижением» и похвастаться «пока мы этим не можем». Есть, конечно, отдельные примеры...

Потому, по словам вице-премьера, Правительство РФ намерено уделить особое внимание поддержке студенческого предпринимательства и работа в этом направлении уже ведется. Жаль, что плотный график работы не позволил Аркадию Дворковичу лично поучаствовать в работе одного из круглых столов U-NOVUS-2017, участники которого как раз и представили свои успешные истории молодежного техпредпренимательства.

Примеры и возможности эффективного развития бизнес-навыков молодых стали главной темой круглого стола «Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства». Его организаторами в рамках программы U-NOVUS-2017 выступили Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России и Томского политехнического университета. Участники встречи представители ведущих и опорных университетов России, органов власти, институтов развития, частных фондов, социально-ответственного бизнеса и эксперты научно-образовательной сферы -  обсудили основные проблемы, связанные с актуальной темой, и поделились сделанным в этой области.

Темы молодежного техпредпринимательства не нова. Но ее актуальность обусловлена, в том числе, теми изменениями экономической ситуации на местах, которые заставляют вузы быть в тонусе. Свое влияние на это оказывает и приоритетный проект Минобрнауки России «Вузы как центры пространства для создания инноваций». Его реализация ставит перед университетами не только технологические, но и социальные задачи. Об этом участникам встречи напомнила исполнительный директор НФПК Ирина АРЖАНОВА.

Вопрос стимула

НФПК давно и планомерно работает с разными когортами университетов, в том числе с ведущими, а сейчас и с опорными. Потому фонду хорошо знакома тема техпредпринимательства и проблемы, связанные с ее развитием.

— Сегодня мы активно работаем c опорными университетами, — отметила Ирина Аржанова.   Для нас очень важна эта группа вузов. Потому как они действуют на местах, в интересах своих регионов. Их не случайно называют драйверами инновационного развития территорий. Речь в данном случае идет не только о развитии самого вуза, который должен реализовать свою стратегическую программу. Он должен повлиять и на развитие региона в целом, через развитие экономики, населения, создание креативного класса.

По мнению главы фонда, можно выделить три основных инструмента стимулирования молодежного предпринимательства, которые сегодня используют вузы. Первый это образовательные программы, которые  дают знания, навыки предпринимательского мышления и деятельности.

Второй  инновационная инфрастраструктура, которая позволяет эти знания применить, апробировать, получить опыт реальной практической деятельности и проектирования. Месторасположение так инфраструктуры может быть самым разным: внутри самого университета, в кампусе, который используют сразу несколько вузов, она может быть региональной или городской... Главное, чтобы работала на пользу дела.

Третий инструмент - мероприятия и проектная деятельность, различные конкурсы и проекты, которые также стимулируют развитие предпринимательства.

Программы быстрой сборки

Использование сетевой формы работы при подготовке кадров для отраслей инновационной экономики содействует повышению интереса к естественнонаучным специальностям детей и молодежи, считает руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Сергей ФИЛИППОВ. Не первый год фонд адресно работает с вузами, как по образовательным программам, так и по налаживанию эффективного взаимодействия вузов с бизнесом. Но сейчас формат работы фонда несколько изменился. Сергей Филиппов остановился на этом подробнее.

Напомним, ФИОП входит в группу РОСНАНО, он не является коммерческим предприятием. По словам Сергея Филиппова задача фонда — «развивать инфраструктуру для НИРОВ, НИОКРов и в целом для системы образования». Одна из программ ФИОП направлена  конкретно на работу с предприятиями.

Вполне естественно, что при закупке нового оборудования требуются и новые сотрудники, заметил представитель фонда. По заказу предприятий на условиях равного финансирования мы, при поддержке вузов, готовим необходимых специалистов. Выиграв тендер, университет-победитель разрабатывает программу дополнительного образования, модули которой могут быть интегрированы в другие магистерские программы.  Таким образом у нас уже подготовлены 3,5 тысячи человек, 35 тысяч студентов освоили эти дополнительные модули. Все программы также включены в систему электронного образования. Разработка профстандартов в области нанотехнологий другое, не менее важное направление деятельности ФИОП, как и работа со школьниками.

Как инвестиционная компания, РОСНАНО хорошо видит существующую сегодня на рынке нехватку специалистов по многим направлениям. Для ответа на технологические вызов требуются кадры. Их ждут от вузов,  которые, со своей стороны, требуют от предприятий поставить  задачу: скажите, кого готовить, а мы уж все сделаем. К сожалению, посетовал представитель ФИОП, рынок труда  долгое время не может сформулировать четкие компетенции.

Решение проблемы мы видим в использовании сетевой формы, - рассказал Сергей Филиппов. Еще в 2011 году в рамках межвузовской программы подготовки инженеров мы открыли свою кафедру в Физтехе: брали заинтересованных в такой форме подготовки магистрантов под задачи, сформулированные предприятиями. У студентов было два научных руководителя: один со стороны вуза, второй со стороны предприятия. По результатам итоговой защиты выпускник получает два диплома: базовый и по инновационному модулю.

Опыт оказался достаточно удачным, а карьеры выпускников успешны: практически все они теперь работают на тех предприятиях, где и защищали дипломы. Но готовить таких штучных специалистов, конечно, недешево. Позже к программе подключились еще несколько вузов: МИСИС, МИФИ, РАНХиГС. История показалась интересной правительству Москвы и оно со своей стороны поддержала программу софинансированием. Благодаря такому подходу было создано комплексное сетевое пространство. 

Но начинается все с компании: она  инициатор задачи и по компетенциям, и по специальностям, которые ей нужны. Она же создает производственные условия для выполнения этих задач на своей базе,  подчеркнул Сергей Филиппов. Наша модель заинтересовала вузы: они рассматривают возможность использовать ее для работы с предприятиями в своих регионах. Сейчас ее изучают в Сибирском федеральном университете  и Сургутском госуниверситете.

Преимущество такой формы работы заключается также в том, что мы можем быстро собирать образовательные программы с учетом тех или иных отраслевых специализаций. Сегодня горизонт планирования как у больших, так и у малых инновационных предприятий не более трех-пяти лет. Потому и возникает требование скорости при сборке образовательных программ.

Кроме того, такие программы помогают развивать столь актуальные сегодня «гибкие навыки» soft skills, стимулируя также и предприимчивость. Студент находится в определенной среде, где должен сам выбирать образовательные модули, корректировать под изменяющийся мир свои программы обучения, оценивать свою работу.

А как у вас?

Является ли сегодня развитие молодежного технологического предпринимательства прямой задачей вузов? И, если да, то с какими ограничениями на этом пути они сталкиваются? Ответы на эти вопросы постарались дать руководители опорных университетов.

Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ) единственный не подведомственный Минобрнауки России медицинский вуз, получивший статус опорного. СибГМУ еще предстоит разработать свою программу развития, согласовать ее с Минздравом России, регионом и представить в Минобрнауки России к середине июля.

Ключевая роль в этом документе отведена молодежному предпринимательству. Так, например, уже в следующим году в университете будет создана отдельная структура сетевой образовательный хаб для разработки образовательных программ. Участие в его формировании примут и другие вузы, научные организации, представители наукоемкого бизнеса. Задача новой структуры подготовка кадров для высокотехнологичной медицины и биомедицинского сектора реальной экономики. Опыт разработки таких межведомственных сетевых программ в СибГУ имеется. Например, вместе с коллегами из Томского политеха была разработана сетевая магистерская программа «Ядерная медицина». Первый выпуск ее магистрантов состоится уже в нынешнем году.

Медицинское образование специфично и ориентировано в основном на подготовку для практического здравоохранения, - отметила ректор СибГМУ Ольга КОБЯКОВА. Потому долгие годы, наш вуз, как и другие медвузы, не ставил перед собой задачу развития предпринимательства.

В последний год ситуация изменилась, еще до того, как мы получили статус опорного университете. Перелом произошел у нас в сознании и менталитете. Тому есть конкретные доказательства. Например, если всего три года назад у нас не было ни одного «умника» (участника программы Фонда содействия инновациям прим. ред.), то сегодня 13 команд нашего вуза поддерживаются Фондом Бортника. В вузе создана необходимая инфраструктура для поддержки предпринимательства: центры трансляции медицинских технологий и клинических исследований, бизнес-инкубатор. Планируется также создание моложеного проектного офиса, а на базе медицинской библиотеки коммуникативной площадки, как прототипа будущего коворкниг-центра. Одной из его задач станет помощь в координирования идей и реализации их в проекты.

Ответ СибГУ на вопрос «нужно ли вузу заниматься развитием молодежного технологического предпринимательства?» предельно короткий  «да, конечно». А вот основные проблемы на этом пути, по мнению ректора, «у нас в головах».

И не столь это все затратно или невозможно, - заметила Ольга Кобякова.  Надо просто захотеть и сделать. Желание у молодых огромное, им надо только чуть помочь. Остальное они сделают сами.

Донской государственный технический университет (ДГТУ) получил статус опорного вуза еще в прошлом году, вместе с коллегами из «первой волны» конкурса Минобрнауки России.  Как отметил проректор ДГТУ по общим вопросам Андрей МОЗГОВОЙ, ДГТУ  опорный университет одного из крупных промышленных индустриальных регионов России:

Более четырех миллионов человек проживает сегодня в регионе, треть из них — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Ростовская область обладает огромным потенциалом для развития молодежного предпринимательства.  Осознавая свою новую роль и третью миссию университета в программе социально-эконмическом развития региона, основной целью программы развития ДГТУ были определены инновационно-предпринимательская деятельность, поддержка технологических инноваций и стартап-проектов, развитие компетенции в области технологического промышленного предпринимательства.

В рамках взаимодействия с ведущими предприятиями региона на базе ДГТУ сегодня созданы новые кафедры, действуют 23 МИПа, для коммерциализации научной деятельности сформированы центры превосходства. А для развития предпринимательских компетенций есть образовательная программа и соответствующая инфраструктура. Она включает центры инновационного и технологического развития молодежи, нанотехнологический и робототехнические центры.

Для реализации технических идей и проектов в 2016 году на базе ДГТУ был открыт промышленный коворкинг «Garaж». Его задача - объединить изобретателей и перспективных предпринимателей в промышленной сфере. Помочь им развивать проекты с использованием технологических и гуманитарных ресурсов опорного университета.

Основная цель университета в развитии молодежного предпринимательства, уверены в ДГТУ, формирование региональной экосистемы, которая позволит вовлечь в предпринимательскую и бизнес среду жителей региона. Сделать это возможно за счет объединения усилий вузов, местной власти и различных венчурных фондов. Но при это, подчеркнул спикер, именно вуз должен стать инициатором такого движения, именно его задача разбудить молодежь.

В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) свой взгляд на молодежное техпредпринимательство. Путь предпринимателя начинается именно с вуза, а значит он и должен взять на себя ответственность за развитие инженерно-технологических бизнес-навыков, уверены в этом опорном университете.

Если человек хочет быть предпринимателем, то не важно, через 10 или 15 лет, с поддержкой или без нее,  он им станет, подчеркнул проректор по инновационной деятельности СамГТУ Константин САВЕЛЬЕВ. С учетом высокого темпа современного технологического развития, задача вузов ускорить этот процесс, дать молодежи возможность как можно раньше проверить собственные силы и идеи.

Как и в других опорных вузах, в СамГТУ есть образовательные и инфраструктурные инструменты развития техпредпринимательства. Среди первых - соответствующие образовательные программы по всем направлениям магистратуры, также идет разработка акселерационной программы для студентов. В создании и развитии инфраструктурной составляющей техпредпринимательства серьезное участие принял регион и вузы-коллеги. Есть в СамГТУ центр инновационного предпринимательства и инноватики, еще три года назад начал работу центр трансфера технологий, действует отдел координации молодых ученых и исследователей. При подготовке стратегических проектов программы развития опорного университетов, были достигнуты договоренности с центром инновационного развития кластерных инициатив Самарской области.

Среди основных проблем, Константин Савельев выделил поиск и выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями региона. Возможным решением тут может стать создание проектных команд, в состав которых должны входить не только студенты и научные сотрудники, но и представители предприятий.

В Кемеровском государственном университете (КемГУ) хорошо знают, что любое экономическое потрясение особо сказывается и на экономике их родного региона. Потому своей главной задачей этот опорный вуз считает работу по формированию альтернативы перспективного развития территории.

Кузбасс, угольный регион, который фактически формирует свой бюджет за счет угольной промышленности, - напомнил ректор КемГУ Александр ПРОСЕКОВ. Мы сильно зависим от спроса на уголь, любое экономическое потрясение влияет на нашу экономику. С 2010 года было два таких «неприятных» момента...

Университет должен представить альтернативу такой «угольной составляющей», чтобы в перспективе к 2020-2030 году регион имел новые перспективы развития.

Одно из актуальных направлений для развития Кузбасса сегодня агробизнес, в том числе рекультивация земель. И университету уже есть, что предложить в этой области. Например, проектов стратегической программы развития КемГУ «Дроны для точного земледелия ИТ для быстрых решений в агробизнесе». Развивается в рамках инжинирингово центра вуза и другой проект, решения которого могут пригодиться не только агропрому, «Мониторинг территорий и анализ последствий ЧС с использование беспилотных и спутниковых технологий». Активная составляющая при реализации проектов - молодежное техпредпринимательство.

Что касается проблем, которые тормозят развитие бизнес-навыков молодых, то, по мнению ректора, основная из них связана неготовностью самих сотрудников университета видеть перспективу на ближайшие 20 лет.

В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) уже не первый год активно поддерживают развитие молодежного технического предпринимательства  собственными силами. На это, по словам ректора Анатолия КОСЫХ, вуз выделяет значительные средства. Например, проводятся конкурсы студенческих конструкторских бюро с возможностью финансирования их дальнейшей деятельности. Причем уже два года такие конкурсы университет проводит за свой счет не только для студентов ОмГТУ, но и для всех остальных ребят региона.

Еще более 10 лет назад в ОмГТУ появилось специальное подразделение для развития техпредпринимательства  «Фабрика бизнеса». В отличие от бизнес-инкубаторов, которые фактически предоставляют желающим просто место, здесь именно «формируют бизнесы», подчеркнул ректор. Созданы и успешно действуют более 50 инновационных предприятий, в том числе шесть компаний, специализирующихся в области медицины, Центр инновационного творчества и Политехническая школа.

Как социально ответственная организация вуз развивает молодежное предпринимательство, потому как за этим будущее. И на начальной стадии предпринимательства, вузы самая эффективная площадка для развития молодежного технического творчества, подчеркнул Анатолий Косых.

А вот основные проблемы в этой области, по мнению ректора, связаны с тем, что создание молодежного предпринимательства никак не входит в показатели работы вузов, не учитывается в объеме выполненных ими работ.  Отсюда возникают и другие сложности. Как, например, разместить предприятие, созданное студентами или сотрудниками вуза, на территории университета? На каких таких основаниях?..

Подводя итоги дискуссий, участники круглого стола сошлись во мнении, что развитие молодежного предпринимательства перспективное и важное направление в жизни регионов. Но для того, чтобы оно  эффективно развивалось и шло на пользу территориям, необходимо несколько составляющих. В том числе, внедрение общей системы координат для понимания, какими ресурсами обладает регион и какую роль может играть опорный вуз как центр интеграции. Важна и  разработка методик для того, чтобы опорный университет стал образовательным центром региона, в котором концентрируются ресурсы и технологии для обучения будущих стейкхолдеров.

И, конечно, не обойтись в этой работе без широкого информирования сообщества, как на федеральном, так и на региональном уровнях об удачных практиках и возникающих проблемах. 4science будет следить за развитием событий.

Редакция благодарит НФПК и лично руководителя международных и сетевых программ фонда Наргис Валамат-Заде за помощь в подготовке текста.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science​

 

Источник фото: сайт НФПК

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.