Регистрация / Вход
Прислать материал

Современное применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Современное применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
На заметку
Эффективно разрабатывать технологические продукты позволят методики, созданные в СССР и признанные глобальными корпорациями, а также патентный анализ

Как создавать изобретения, востребованные рынком и отвечающие запросам потребителя? Этот вопрос обсуждался в числе других в рамках темы патентной аналитики на международной конференции «Цифровая трансформация: фокус на IP», которую проводил Роспатент 23-24 апреля в Москве.

Андрей Рожнов, руководитель проекта в компании En+ Group, рассказал о современной теории изобретательских задач (ТРИЗ) и о том, как специалисты по ТРИЗ используют патентную аналитику для решения производственных задач.

En+ Group охватывает два сегмента: энергетический, в котором компания занимается гидро- и тепловыми электростанциями и солнечной энергетикой, и металлургический, в котором работает входящая в нее компания «Русал».

«В настоящее время в нашей компании происходит массовое внедрение методологии ТРИЗ, — сообщил спикер. — Это достаточно уникальный опыт, потому что процесс идет именно массово».

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — российская разработка, которая создавалась еще в Советском Союзе, начиная с послевоенных лет. По словам Андрея Рожнова, многие годы эта концепция в России была непопулярна, однако весь мир давно ее подхватил и сейчас активно развивает.

Среди компаний, которые сегодня в той или иной степени используют ТРИЗ, есть такие гиганты как Samsung и General Electric. Эти компании обучили методологии ТРИЗ несколько десятков тысяч своих сотрудников, и многие российские и советские специалисты по ТРИЗ активно работают и помогают им, сообщил эксперт. По его словам, сегодня в рамках компании En+ Group осуществляется попытка возврата этих компетенций в нашу страну.

Мировые компании, применяющие ТРИЗ в своей деятельности

Андрей Рожнов привел несколько примеров продуктов, которые были разработаны с использованием методологии ТРИЗ. Это система дозаправки самолета в воздухе, реализованная в Boeing 767; устройство и ПО для отслеживания взгляда в смартфоне Samsung Galaxy S4; новая конструкция пантографа для поездов, разработанная Siemens; система самостоятельного отбеливания зубов в виде полимерной пленки, которую фирма Procter&Gamble выпускает под маркой Whitestrips. По сообщению спикера, около 40% продуктов в компании Samsung разработаны с помощью ТРИЗ.  

Сегодня эта методология используется в нескольких направлениях.

Во-первых, это решение производственных задач: снижение себестоимости производства, повышение качества продуктов, решение внутренних технологических проблем.

Во-вторых, это разработка новых продуктов и технологий, в том числе прогнозирование и создание концепций принципиально новых продуктов.

В-третьих, это экспертиза проектов, нацеленная на то, чтобы оценить соответствие продукта требованиям сегодняшнего рынка, но не с маркетинговой точки зрения, а с технологической.

В-четвертых, это стратегический портфельный анализ: инструменты ТРИЗ позволяют осуществлять некоторое прогнозирование на основе системного подхода к оценке текущего состояния.

Далее, ТРИЗ используется для управления интеллектуальной собственностью, в частности, для разработки патентной стратегии и обхода патентов.

Наконец, методология способна повысить инновационный потенциал сотрудников, в том числе за счет изменения их мышления.

Деятельность по ТРИЗ организовывается в проектном формате. Она представляет собой последовательное или параллельное применение ряда аналитических инструментов.

Есть три основных этапа: аналитический этап, когда обследуется какая-то система и выявляются скрытые проблемы, решательный этап, когда применяются инструменты для поиска решений, и пострешательный, когда осуществляется верификация концепций и их подтверждение. Под каждую конкретную задачу индивидуально составляются «дорожные карты».

Логика современной ТРИЗ такова: надо понять, что нужно рынку, выбрать перспективный объект, найти в нем ключевую проблему и решить ее. Для этого существует определенный инструментарий.

Основные направления развития ТРИЗ и взаимосвязь с другими методологиями, применяемыми на производстве

ТРИЗ, по мнению Андрея Рожнова, неплохо интегрируется в существующие методологии, которые сегодня применяются на производстве, такие как производственная система и система управления качеством. У каждой из них есть свои инструменты, и где-то между ними наблюдаются пересечения. При этом, например, производственная система подразумеваем непрерывные, но небольшие улучшения, а ТРИЗ — редкие, но радикальные. То есть эта методология достаточно гармонично встраивается в общую систему.

Кроме того, ТРИЗ идет в тесной взаимосвязи с патентной аналитикой, считает эксперт. Как использовать патентную информацию, чтобы изобретать и создавать что-то новое?

Андрей Рожнов выделяет следующие направления совместного использования ТРИЗ и патентной аналитики:

  • Поиск существующих запатентованных решений.
  • Функционально-ориентированный информационный поиск (поиск решения не в аналогах, а в отдаленных областях).
  • Поиск новых областей применения продуктов и технологий (обратный функционально-ориентированный поиск, ФОП).
  • Оценка потенциалов развития технологий, выявление ключевых параметров ценности продуктов MPV (main parameters of value, ключевые параметры ценности продукта).
  • Выявление новых изобретательских приемов.
  • Оценка уровня изобретений.
  • Обход мешающих патентов.
  • Разработка патентных стратегий (повышение объема правовой охраны).

Некоторые из этих направлений были объяснены подробнее.

При поиске существующих запатентованных решений активно используются инструменты обработки естественного языка, такие как кластерный анализ текстов, которые позволяют быстро сориентироваться в большом массиве данных и выйти на нужные решения. Использование технологий обработки естественного языка позволяет проанализировать текст на предмет использования прилагательных, существительных и глаголов, и обнаружить свойства продуктов, выполняемые ими функции, решаемые проблемы и названия торговых марок. Современные лингвистические процессоры позволяют получать так называемое облако слов, а также строить различные взаимосвязи между продуктами и проблемами. Все это может помочь в реализации некоторых изобретательских приемов.

Поиск существующих решений с помощью инструментов патентной аналитики и технологий обработки естественного языка

Функционально-ориентированный информационный поиск применяется в ситуации, когда нужно найти решение в отдаленной области. То есть когда все уже просмотрено, но решение найти все равно не удается, можно обобщить функцию и поискать по ней решение в другой области, а затем проанализировать, возможно ли его адаптировать к существующей задаче.

Поиск решений в отдаленных областях с помощью ТРИЗ и патентной аналитики

Есть и обратная задача: существует решение, а надо найти под него проблему, то есть на самом деле надо найти новую область применения своего продукта. Тогда работает обратный алгоритм: выявить определенные атрибуты продукта (свойства и функции) и поискать, где эти свойства и функции еще важны. Так можно найти совсем другое применение для своей разработки (однако нужно убедиться в востребованности найденного продукта).

Поиск новых областей применения продуктов и технологий с помощью ТРИЗ и патентной аналитики

Чтобы оценить потенциал продуктов, в ТРИЗ используются общие закономерности развития технических систем. При этом можно исследовать отдельные направления развития: изменение поверхности, формы, гибкости, прозрачности, звука, света и так далее. По каждой из характеристик можно определять, что уже реализовано, а что еще имеет некий потенциал, и вместе с оценкой рынка и востребованностью этих свойств развивать технологический продукт в том или ином направлении.

Специальный инструмент ТРИЗ позволяет выявлять ключевые параметры продукта, на основе которых принимается решение о покупке. Это могут быть такие характеристики, как надежность, быстродействие, простота интерфейса, функциональность, настраиваемость, дизайн. Каждый из этих параметров можно декомпозировать, то есть разложить на составляющие: например, простота интерфейса складывается из простоты сборки, очистки, установки, стабильности и других. Кроме того, методология помогает определить, насколько разработка соответствует требованию потребителя, и оценить, попадает ли она в требуемый диапазон, а также сравнить свой продукт с продуктом конкурента.

Подводя итог, Андрей Рожнов еще раз подчеркнул: эти инструменты ТРИЗ, интегрированные с патентной аналитикой, можно использовать как при создании новых производственных продуктов, так и при решении любых технологических проблем.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Для иллюстрации использованы слайды из презентации спикера

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.