Регистрация / Вход
Прислать материал

Шансы на успех есть у всех

Шансы на успех есть у всех
Бизнес
Как правильно выбрать стратегию выхода на рынок Бразилии?

Продвинуть свой продукт на рынок отдельная головная боль для технологических компаний. Столько всего надо учесть-предусмотреть... Сделать это и на своей-то территории сложно, что уж говорить о перспективах выходы за рубеж. Тем не менее, как показывает опыт, удача возможна и здесь. Особенно, если учитывать специфику того или иного региона.

Например, в Бразилии весьма заинтересованы в проектах, имеющих социальную окраску. О других особенностях ведения бизнеса в этой стране и о том, на какие инструменты поддержки инновационным компаниям следует обратить внимание при выходе на данный латиноамериканский рынок, рассказала генеральный директор компании Sherpa S Pro Евгения ШАМИС. Как эксперт, совместно с РВК Евгения участвует в бизнес-миссиях по изучению зарубежных экосистем. И потому хорошо знакома с особенностями выстраивания взаимодействия с иностранными партнерами. Своим опытом она поделилась с участниками мероприятия «Выход российских технологических компаний на международные рынки: стратегии и средства содействия», организованному инноцентром «Сколково».

В фокусе борьба с бедностью

Бразилия, где проживает более 50% всего населения Латинской Америки, является огромнейшим и привлекательным рынком, уверена Евгения Шамис. Но в этом португалоязычном пространстве своя культура, свои модели поведения и ожидания. Страна также интересна большими расстояниями и значительной разницей климата на разных территориях. Ее огромные природные ресурсы изучены пока лишь на 10%. Это национальное достояние, разыграть которое еще только предстоит. Международные компании, которые имеют к этому хоть какое-то отношение, можно пересчитать по пальцам. 

Как и везде, есть в этой стране свои точки экономического роста. Золотым треугольником Бразилии принято называть пространство ограниченное городами Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти: друг от друга они расположены практически на одинаковом расстоянии, примерно по 500 км. Самолеты, которые постоянно курсируют между ними, воспринимаются как обычные такси.

Исторически экономическими воротами в Бразилию считается Сан-Паулу  мегаполис, размерами превышающий Москву. Здесь самое сильное лобби и лучшие налоги, отмечает спикер.  Считается, что владельцы серьезного бизнеса обязательно должны иметь здесь филиал или часто прилетать в командировки.

Важно знать, что инновационный бизнес Бразилии имеет ярко выраженную социальную окраску и играет роль своеобразного социального стабилизатора. 

Несмотря на экономический рост ВВП на душу населения Бразилии вырос за прошлый век в 78 раз эта страна до сих пор борется с бедностью. Потому активно вкладывает в социальное предпринимательство и проекты социального развития. Например, телефоны для бедных слоев населения удешевляются за счет упрощения стандартных сервисов операторов. Учитывая, что население тут более 200 млн человек, можно представить потенциальный масштаб такого бизнеса в этой стране.

У проектов, нацеленных на борьбу с социальным расслоением, в Бразилии резко повышаются шансы на успех.

В этой сфере здесь действует масса государственных программ со значительным финансированием. Но немногие пока научились играть на этом гигантском рынке. Для иностранных компаний, заинтересованных в продвижении, существуют три устойчиво работающие схемы, которые позволяют достичь успеха. У каждой своя точка входа:  университеты, федерации промышленности и инновационная экосистема.

Первая точка входа: не профессор, а бизнес-партнер

Крупный бизнес в Бразилии обязан сотрудничать с университетами, в том числе с федеральными. Вход на рынок через партнерство с вузами здесь самая понятная регламентированная схема, на которую ежегодно официально выделяются значительные средства. Такая модель была принята около 20 лет назад.

 За счет специальных условий налогообложения в науку поступают «длинные деньги», рассказывает Евгения.  Например, отчисления нефтегазовых компаний от проектов с университетами идут только на разработки и фундаментальные исследования в этом секторе экономики. Одним из примеров является компания Embraer. Уже более десяти лет она строит самолеты совместно с семнадцатью вузами Бразилии.

Компании верят университетам благодаря выстроенной «системе репутаций». В случае нарушения дедлайнов и невыполнения плана по разработке руководитель проекта на несколько лет лишается прав получать финансирование и занимать подобную должность.

Прочувствовав перспективы столь жестких последствий, профессора перестали быть просто профессорами, а превратились в партнеров компаний.

Со временем из не очень качественных проектов стали вырастать интересные решения. Например, сегодня Бразилия активно развивает нефтегазовую отрасль и входит в число мировых лидеров по шельфовой добыче. Как следствие, в соответствующий институт в Сан-Паулу за разработками уже обращается много международных компаний.

При выходе на бразильский рынок обойти систему сотрудничества с вузами очень сложно, предупреждает Евгения Шамис.

Вторая точка входа: федерация промышленности проводник на рынок

Федерация промышленности это группа отраслевых комитетов Бразилии. В России аналогов такой структуры нет. В некотором роде бразильская Федерация промышленности напоминает синтез отечественной Торгово-промышленной палаты и РСПП. Федерация лоббируют интересы штата и страны в определенной отрасли. Ее представительства есть в каждом из 26 штатов страны и в округе Бразилия. Самая сильная из этих организаций действует в Сан-Паулу. Важно помнить: чтобы начать работать с Федерацией промышленности, требуется быть официально представленным ее руководству.

Бразильская культура может показаться россиянам схожей с их родной: многие шутки хорошо понятны представителям обеих наций. Тем не менее сотрудничество открывает и другие «зашитые» в местной культуре модели действий. Такие, например, как «длинное» принятие решений: бразильцы могут долго не отвечать на письма, а если им позвонить, искренне удивятся: «как! вы нам писали?».

Для более успешного и эффективного освоения бразильского рынка обязательно нужны проводники, замечает Евгения Шамис.  Но есть на нем и «точки входа», которые открыты для всех. Например, если обратиться в Федерацию промышленности, ее сотрудники помогут  организуют многостороннюю отраслевую встречу.

При этом следует помнить о таком важном моменте, как оперативность в подготовке подобного мероприятия. В том числе информационная: «Одна из ошибок, которую, увы, продемонстрировали многие бизнес-миссии, состоит в том, что россияне плохо и поздно предоставляют информацию о себе и своей компании. Бразильцы же весьма прагматичны и хотят заранее точно знать, кто именно будет на встрече. Расписание людей, принимающих решение в этой стране, сформировано минимум на два месяца вперед, и «тяжеловесы» приходят, только если им действительно интересно», предостерегает Евгения. 

Третья точка входа: внимание на  географию

Сегодня в Бразилии создано много инновационных структур. Активно идет развитие кластеров: сейчас формируются три медицинских хаба  medical cities. Растет число аэропортов. У каждой из областей страны  своя специализация. Так, например, ИТ-центры есть в Ресифи и во Флорианополисе, аэрокосмосом занимаются в Сан-Жозе-дус-Кампус и Белу-Оризонти...  Начиная бизнес, нужно определить место в соответствии с выбранной отраслью и обязательно поехать знакомиться лично с теми, кто там действует: бразильцы  люди живого общения.

Перспективные отрасли 

Среди перспективных отраслей, на которые стоит обратить особое внимание тем, кто намерен пробовать свои силы на бразильской территории, в том числе развивать бизнес или партнерство с компаниями этой страны, Евгения Шамис отметила следующие.

  • Инжиниринг. Пока в стране существует серьезная нехватка инженеров. Еще полвека назад власти Бразилии массово отправили профессоров и молодежь учиться за рубеж, чтобы потом они смогли создать собственные инжиниринговые школы. Сейчас в стране снова запущена программа, по которой ежегодно на учебу за рубеж уезжает 15 тысяч студентов, профессоров и аспирантов. А на работу в страну приглашаются иностранные ученые и специалисты.
  • Биология (а также направления, связанные с водными ресурсами и океанической фауной).
  • Сельское хозяйство наиболее активно развивающаяся  отрасль Бразилии.
  • «Забота и любовь»: все, что связано с этими понятиями, тут весьма востребовано. Яркое подтверждение тому  бразильская реклама.
  • Социальные проекты для бедных слоев населения, тут любые начинания будут иметь успех.
  • Энергетика. Стоит иметь в виду, что Бразилия входит в тройку стран с самой сильной гидроэнергетикой (после России и Канады).
  • Строительство: страна начала менять стандарты строительства домов, потому, все связанное с этой сферой будет востребовано.

Но независимо от выбора отрасли надо помнить, если компания просто ввозит свой готовый продукт, в этом случае действует двойное налогообложение. А вот если производство частично происходит внутри страны, тут включаются совсем другие налоговые условия. Потому для выхода на рынок Бразилии необходима локализация производства.

Бразилия и Россия развивают сотрудничают в области инноваций. И компании «Сколково» активно участвуют в этом процессе.  Еще в 2015 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между технопарком «Сколково» и бразильским технопарком Tecnopuc. Реализуются совместные проекты в сфере телекоммуникаций. Так, например, российский производитель телеком-технологий «Кьютэк», участник «Сколково», развивает торговые отношения с операторами связи Латинской Америки, поставляя свои устройства в розничные сети Бразилии. Планируется локализация производства в штатах Сан-Пауло и Амазонас. Совместные российско-бразильские научные исследования и работа по коммерциализации новых технологий продолжатся в рамках готовящегося меморандума о взаимопонимании между «Сколково» и министерством науки, технологий, инноваций и коммуникаций Бразилии.

 

 

 

 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science​

Фото сайтf Travelcalendar   

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.