Регистрация / Вход
Прислать материал

Красота и не только

Красота и не только
Опорные университеты
Вечный вопрос, где найти и как подготовить квалифицированные кадры, не чужд и ювелирной отрасли

Согласно строчкам из старой доброй песни, Россия славна балетом и ракетами. Однако с этим утверждением готовы серьезно поспорить отечественные ювелиры: по мнению представителей их гильдии впервые за последние 25 лет эта отрасль «встает с колен» и готова сделать решительный рывок вперед...

Живое доказательство тому — участие восьми лучших наших ювелирных компаний в ювелирной выставке в Лондоне, где при поддержке Российского экспортного центра был представлен национальный стенд под брендом «made in Russia». На нем отечественные мастера продемонстрировали свои достижения, в числе которых эмаль гильоше (прозрачная цветная эмаль, нанесенная на серебряный фон с геометрическим рисунком), уникальные виды закрепок драгоценных камней, дизайнерские идеи и другое.

Как отмечает старший эксперт по развитию экспорта машиностроения РЭЦ Павел БУРЛАЧЕНКО, «продвижение нашей ювелирной продукции за рубеж может помочь скорректировать позиционирование бренда «made in Russia» и повлиять на восприятие продукции других отраслей российской промышленности, к которым сейчас в мире отношение сложилось неоднозначное».

По словам Бурлаченко, в качестве поддержки РЭЦ готов предложить представителям ювелирной отрасли всестороннюю помощь по защите интеллектуальных прав за рубежом, PR-поддержку, помощь с участием в профессиональных международных выставках и конгрессах, а также льготное кредитование и страхование рисков (через Россельхозбанк) при начале экспортной деятельности:

— В отличие от коммерческих банков, у нас нет задачи заработать на вас. Просто хотим создать специализированный инструмент поддержки, который будет полезен представителям именно вашего бизнеса, отмечает Бурлаченко.

Ювелирная отрасль современной России ведет отсчет с 1991 года, когда при частной инициативе и на частные средства были предприняты первые попытки ее возрождения. Процесс шел нелегко: доля контрабанды из стран Юго-Восточной Азии и Турции была высока, одновременно необходимо было наращивать оригинальный модельный ряд...

По оценкам представителей национальной гильдии ювелиров, сегодня отрасль производит всего лишь около 150 т золотых и столько же серебряных украшений в год. При этом, учитывая отечественный потенциал, она способна производить 200 т украшений из золота и 300 т украшений из серебра. Пока что игроки этого рынка испытывают ряд проблем в связи со спадом покупательской способности населения, а также в силу субъективных факторов:

Необходимо работать над переломом в общественном мнении, дабы нас расценивали не менее серьезно, чем, например, российскую оборонную промышленность, уверена владелица ювелирного дома «KABAROVSKY» Вера КАБАРОВСКАЯ. Пока что, к сожалению, наше общество подвержено таким недугам как «прозападная брендомания» и снобизм по отношению к отечественной ювелирной продукции…

Сегодня, по мнению экспертов, российский рынок стал уже тесен для отечественных ювелиров. Поэтому многие предприятия направили все свои силы на выход за рубеж. Правда, кажется, нас там никто не ждет: все ниши уже заняты. Решение этой проблемы представители профессионального сообщества видят в том, чтобы выходить на зарубежную арену с продукцией премиального качества. Тогда в будущем и выводить на нее сегмент массового спроса будет уже гораздо легче.

Председатель Гильдии ювелиров Урала Александр ЧАМОВСКИХ (холдинг «Карат») уверен, что сегодня интересы российской власти и представителей отечественного ювелирного бизнеса наконец-то совпали: «Наша продукция конкурентна, дизайн и качество у нас куда лучше того, что предлагают поставщики из Юго-Восточной Азии. Чувствуется, что государство наконец-то обратило внимание на отрасль, поддержка идет по всем направлениям».

Одно из этих направлений образование и подготовка профессиональных кадров для ювелирной отрасли. Предполагается, что Костромской государственный университет (КГУ) победитель  «первой волны» конкурса Минобрнауки России по проекту «Опорные университеты», сможет помочь государству решить проблему с недостатком профессиональных ювелиров. В Костромской области, где доля мелкого и среднего бизнеса, особенно ювелирного, традиционно высока, появление такого флагмана, как опорный университет,  может сыграть каталитическую роль. КГУ обещает стать ресурсным центром малого бизнеса в области ювелирного производства, а также в сфере машиностроения.

4science обратился к представителям российского ювелирного мира, чтобы узнать, испытают ли они сегодня кадровый голод.

Вера КАБАРОВСКАЯ, ювелирный дом «KABAROVSKY»:

Наша компания родом из Костромы, ювелирной столицы России. Никаких предпосылок для этого «звания» у области нет: нет тут ни золота, ни камней. Просто веками родятся здесь талантливые ювелиры. И творят…

Я часто бываю на зарубежных выставках и конференциях, где представлены уникальные станки и оборудование, созданное итальянскими и немецкими инженерами для проведения ювелирных работ. Так вот, то, что коллеги делают с помощью этого оборудования, российские ювелиры изготовляют голыми руками. Да еще и умудряются потом пускать эту продукцию в мелкосерийное производство. Одним словом, мы частенько удивляем зарубежных коллег.

Лично у нас с кадрами проблем нет. К нам в компанию приходят работать повара, шпалоукладчики, педагоги, медики все они покидают свои прошлые рабочие места, переходят на ювелирное предприятие, достаточно быстро осваиваются и становятся очень хорошими ювелирами.

Но это то, что касается кадров на производстве. Если же говорить о художественной составляющей этого ремесла, о том, кто изначально придумывает идею продукции, делает дизайн, создает образ, который впоследствии воплощают в жизнь на производстве, то с такими специалистами, конечно, проблема. Думаю, ее вряд ли можно решить созданием даже десятка профильных вузов. Есть у человека креатив, талант хорошо, если удалось его где-то поймать, выцепить из общей массы это удача. Директивным путем эту ситуацию точно не разрешить.

Вадим ЧУРКИН, представитель компании TREASURE HOUSE, имеющей уральские корни, но давно и успешно работающей на рынке США, согласен с коллегой:

Тем, кто задействован непосредственно на ювелирном производстве, на самом деле, большой квалификацией обладать не надо. Техника сейчас стоит отличная, если правильно выполнять все операции, проблем не будет, машины имеют «защиту от дурака».

Другое дело те люди, которые должны все это создавать, придумывать. Сейчас настало очень интересное время: в Москве и даже Подмосковье открылось множество высококлассных ювелирных школ. В них учится огромное количество народу. И люди туда идут, действительно, самые разные. Они частенько имеют за плечами солидный профессиональный бэкграунд, нередко рекламный, маркетинговый…

И когда они приходят в ювелирное дело, то автоматически, оказываются более подкованными, чем простые выпускники-специалисты вузов: они уже знают, как грамотно рекламировать и продвигать тот продукт, который создают руками. Производят его и тут же успешно продают. В этом плане с подготовкой ювелирных кадров в стране все нормально: дополнительно людей готовить не надо, система уже работает сама.

Галина АНАНЬИНА, представитель Фонда развития ювелирного искусства России, историк-искусствовед:

Ситуация изменилась не только в области частных школ. Появилось множество профильных колледжей, например колледж им. Карла Фаберже, Политехнический колледж им. П.А. Овчинникова... С уверенностью можно сказать, что то оборудование, которым сегодня государство снабжает эти колледжи, настолько высокотехнологично, что оно есть даже не на всех ювелирных предприятиях.

Ситуация изменилась и с высшими учебными заведениями: если Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова раньше готовила только дизайнеров, то сегодня они выпускают и реставраторов, в том числе ювелирных украшений, которых охотно берут в музеи. Те же изменения заметны и в РГУ им. А.Н. Косыгина, и в других вузах.

В популярном сегодня международном некоммерческом движении World Skills, также есть ювелирное направление. И наши ребята уже занимали там первые места, сейчас готовятся к чемпионату 2018 года. Мы благодарны, что на государственном уровне, на уровне Минобрнауки России, нашему направлению уделено немало внимания.

Но есть большой вопрос: как подготовленных ювелиров и дизайнеров соединить с производством. Кстати, многие директора предприятий даже не знают, что сегодня есть и новые специальности, и новые способы подготовки ювелиров, которые теперь прекрасно работают и на компьютерах, и с другим высокотехнологичным оборудованием.

Вот этого-то сопряжения немного и не хватает. А с точки зрения подготовки, слава богу, дело сдвинулось с мертвой точки.

Свое мнение о ситуации, сложившейся в отрасли, высказал и  ректор Костромского государственного (опорного) университета Александр НАУМОВ:

Наш университет многие годы выпускает высококлассных специалистов для ювелирной промышленности. В этом легко убедиться, увидев учебные работы наших студентов: удивительное единение красоты, продуманного дизайна и безукоризненного технологического исполнения. Однако сегодня университет видит себя не только «кузницей кадров», но и региональным центром технологического развития, который обеспечивает отбор, адаптацию, внедрение и сопровождение перспективных технологий в интересах приоритетных сегментов экономики Костромского региона.

В ювелирной отрасли на данный момент почти отсутствует выраженная система разделения труда, нет сложившегося кластера. В результате, каждый хочет воспроизводить весь цикл от идеи до реализации. Из более чем 1300 предприятий ювелирного сектора крупных совсем немного, большинству из них просто недоступно высокотехнологичное оборудование.

Создание университетского Центра аддитивных технологий позволило не только сформировать современную материально-техническую базу учебного процесса, но и стать интересным как для производителей оборудования, так и для потребителей интеллектуальных и высокотехнологических продуктов.
Проведена модернизация учебных программ по направлениям подготовки «Технология художественной обработки материалов», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Искусство костюма и текстиля», «Художественное проектирование ювелирных изделий» (в том числе реализуется новая модель прикладной магистратуры). Подписаны соглашения с предприятиями и производителями оборудования. Достигнуты договоренности о создании на базе КГУ двух сервисных центров по обслуживанию и ремонту ювелирного оборудования.

Нам кажется, что мы нашли оптимальный механизм поддержки инноваций в интересах малого и среднего бизнеса. Работа с производителями современного оборудования интересна и с позиции масштабируемости за счет близости технологических баз ювелирного и машиностроительного производств (фрезерные станки с ЧПУ, 3D-сканеры и принтеры, лазерная обработка, программное обеспечение для компьютерного моделирования и т.п).

Сейчас КГУ располагает комплексом полного цикла современных методов компьютерного моделирования, прототипирования, обработки материалов. Это позволяет решать задачи повышения качества образовательного процесса по инженерно-техническим и творческим направлениям подготовки, расширять спектр прикладных исследований и технологий, привлекать дополнительные источники ресурсов.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science.

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.