Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка технологии комплексного экологического контроля акваторий морских и речных портов

Докладчик: Коровин Константин Олегович

Должность: научный сотрудник Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ)

Цель проекта:
Повышение эффективности мониторинга, реагирования и ликвидации последствий загрязнения акваторий морских и речных портов за счет применения инновационных методов дистанционного контроля состояния водной среды, а также разработки экспериментального образца (далее ЭО) программно-аппаратного комплекса (далее ПрАК) планирования проблемно ориентированных мероприятий и принятия научно-обоснованных управленческих решений.

Основные планируемые результаты проекта:
Колоссальная опасность разливов техногенных загрязняющих веществ (ТЗВ), и в первую очередь нефти и нефтепродуктов, предопределяет политику и приоритетное внимание государства в области предупреждения и ликвидации их последствий. Несмотря на разработку целого ряда технологий обнаружения, локализации и ликвидации аварийных разливов ТЗВ, данная проблема остается актуальной. Аналогов предлагаемых к созданию методов и технологий с заявляемыми функциональными возможностями по открытым информационным источникам не обнаружено. Существуют отдельные разработки технологий обнаружения разливов нефти, которые в большей степени подходят для моделирования сценариев распространения разливов в зависимости от параметров, вручную задаваемых оператором, и практически непригодных для оперативного применения.
Основные планируемые результаты проекта:
Научно-методические основы оперативного автоматического обнаружения разливов ТЗВ на водной поверхности вне зависимости от времени суток и в широком диапазоне внешних условий;
Сравнительная оценка вариантов возможных решений исследуемой проблемы с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичной тематике.
Эскизная конструкторская (ЭКД) и программная документация (ПрД) экспериментального образца программно-аппаратного комплекса (ПрАК).
Отчет о патентных исследованиях.

Назначение и область применения, эффекты от внедрения результатов проекта:
Разрабатываемая технология должена обеспечить:
1. Экологическую безопасность акваторий морских и речных портов, водных транспортных путей, включая районы якорных стоянок и причалов, а также объектов добычи и перевалки как сырой нефти, так и нефтепродуктов;
2. Высокоточное обнаружение, идентификацию, прогнозирование развития ситуации, оценки параметров аварийных разливов и выбросов техногенных загрязняющих веществ (ТЗВ) и степени угроз окружающей среде, а также поддержку управленческих решений, направленных на принятие эффективных мер по ликвидации аварийных разливов и выбросов ТЗВ и минимизации экологического ущерба;
3. Минимизацию последствий аварийных разливов и выбросов ТЗВ за счет их раннего обнаружения, динамического расчета поведения и автоматизированного принятия решения по ликвидации последствий аварийных разливов и выбросов ТЗВ с учетом имеющихся в распоряжении сил и средств;
4. Определение возможного источника аварийных разливов и выбросов ТЗВ на основе имеющейся на момент обнаружения ТЗВ информации о структуре пятен загрязнения, гидрометеорологических данных за предшествующий период, и соответствующих методик «обратного» расчета;
5. Развитие современных моделей физико-химических процессов, происходящих в результате растекания и перемещения ТЗВ по водной поверхности и в толще водной среды (в широком диапазоне внешних условий), а также моделей вытекания и всплытия ТЗВ из подводных источников;
7. Экономическую эффективность разработки и внедрения технологии за счет увеличения безопасности и управляемости чрезвычайной ситуацией, своевременным принятием решений по управлению силами и средствами, находящимися в регионе, а также экономии и повышения степени импортозамещения путем отказа от закупок аналогичных зарубежных систем;
Основным способом использования ожидаемых результатов является внедрение заявляемой технологии при решении задач экологического мониторинга акваторий морских и речных портов, внутренних водных путей и судов, представляющих техногенную опасность. Достигнута предварительная договоренность с Администрацией Большого порта Санкт-Петербурга по возможности апробации заявляемых методов и технологий в зоне их ответственности.
Планируется также рассмотреть возможность тестирования технологии и на других акваториях морских и речных портов (порт Приморск, порт Усть-Луга, порт Козьмино и др.).

Текущие результаты проекта:
Научно-методические основы оперативного автоматического обнаружения разливов ТЗВ на водной поверхности вне зависимости от времени суток и в широком диапазоне внешних условий;
Сравнительная оценка вариантов возможных решений исследуемой проблемы с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичной тематике.
Эскизная конструкторская (ЭКД) и программная документация (ПрД) экспериментального образца программно-аппаратного комплекса (ПрАК).
Отчет о патентных исследованиях.