Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка Информационно-измерительной системы для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике

Докладчик: Букин Олег Алексеевич

Должность: Проректор по научной работе, профессор, д.ф.-м.н.

Цель проекта:
Разработка и изготовление опытного образца информационно-измерительной систем ы для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике

Основные планируемые результаты проекта:
1. Результаты лабораторных и натурных исследований в целях разработки аванпроета ИИС.
Исследования проводятся с использованием лабораторного оборудования и отдельных аппаратно-
программных комплексов (АПК), имеющихся у Исполнителя и которые являются прототипами вновь
разрабатываемых АПК. Натурные испытания проводятся в Арктических условиях. В результате
исследований разрабатывается техническое предложение на проведение ОКР.
2. Разработка эскизного проекта ИИС. Эскизный проект ИИС будет разрабатываться с учётом того опыта
использования носителей аппаратно-программных комплексов – БПЛА и ТНПА, который имеется у
Исполнителя в результате выполнения Арктических научно-образовательных программ Дальневосточного
плавучего университета (http://www.rgo.ru/ru/proekty/dalnevostochnyy-plavuchiy-universitet). Тип и основные
технические параметры носителей аппаратно-программных комплексов, разрабатываемой ИИС будут
служить основой для параметров ИИС, задаваемых проектом.
3. Технический проект. Разработка технического проекта осуществляется с учётом самых последних
разработок в области лазерной техники, подводной робототехники, беспилотных летательных аппаратов и
технических средств мониторинга морской поверхности. Технический проект должен задавать такие
технические параметры ИИС, которые позволяют оперативно использовать БПЛА и ТНПА с
неспециализированных судов и не требуют специально подготовленных операторов. Параметры ИИС
должны обеспечить её эксплуатацию на Арктических акваториях.
4. Разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца. Рабочая
конструкторская документация разрабатывается с учётом возможности изготовления опытного образца с
использованием производственных возможностей технологического центра МГУ им. адм. Г.И.
Невельского
5. Изготовление опытного образца и проведение испытаний опытного образца. Изготовление опытного
образца ИИС осуществляется в технологическом центре МГУ им. адм. Г.И. Невельского. По мере
готовности отдельных частей аппаратно-программных комплексов, входящих в состав ИИС,
осуществляется их натурное испытание на морском полигоне МГУ им. адм. Г.И. Невельского. По мере
готовности ИИС будет проведена научно-образовательная экспедиция Дальневосточного плавучего
университета (http://www.rgo.ru/ru/proekty/dalnevostochnyy-plavuchiy-universitet) в восточный сектор
Арктики, в рамках которой планируются испытания ИИС.
Основные результаты работы состоят в следующем:
- разработка ИИС и изготовление опытного образца;
- проведение натурных испытаний в Арктике;
- разработка методики обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике;
- Изготовление малой партии ИИС и непосредственное использование ИИС для решения
вышеперечисленных задач.

Назначение и область применения, эффекты от внедрения результатов проекта:
Области применения, способы использования результатов
транспортные перевозки по Северному морскому пути;
-экологический мониторинг морских и прибрежных акваторий в целях обеспечения безопасности
судоходства и экологической безопасности;
- обзорно-поисковые работы, включая поиск и обследование затонувших объектов, инспекцию подводных
сооружений и коммуникаций (трубопроводов, кабелей, водоводов);
- геологоразведочные работы, включающие топографическую и фото-видеосьемку морского дна,
акустическое профилирование и картографирование рельефа;
- океанографические исследования, мониторинг водной среды;
- охрана морских участков от несанкционированного проникновения;
- комплексный мониторинг текущего состояния районов морских промыслов; наблюдение за их
состоянием, обнаружение участков требующих принятия необходимых мер восстановительного характера,
определение мест повреждений.
Результаты НИР могут быть востребованы судоходными компаниями, Департаментом судостроения и
морской техники Министерства и промышленности РФ, Министерством регионального развития и
Министерством экономического развития, Министерством транспорта, МЧС РФ, а так же региональными
органами исполнительной власти.
Возможные потребители ожидаемых результатов
Судоходные компании, нефтедобывающие компании и компании осуществляющие разведку
углеводородных месторождений, МЧС, Министерство транспорта РФ.

Текущие результаты проекта:
1. Проведёны: патентный поиск и обзор литературных источников по тематике исследований.
2. Проведены теоретические исследования возможности использования методов пассивного и активного зондирований (акустического, оптического и высокочастотного электромагнитного диапазонов) с малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА) и малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов (МТНПА) для решения задач обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности.
3. Для каждого из рассматриваемых методов разработаны предварительные тактико-технические задания для аппаратно-программных комплексов ИИС, получены первые версии технических решений, для отдельных АПК. Создан лабораторный стенд АПК "Лазерный спектрометр" для МНТПА и проведены его испытания. Определён облик ИИС в целом.
4. Опубликованы две статьи в журналах из базы SCOPUS, подготовлена и отправлена в печать одна статья в журнал из базы SCOPUS, на молодёжной научно-практической конференции МГУ им. адм. Г.И. Невельского "Молодёжь, наука, инновации" проведена специальная секция "Морское приборостроение и робототехника",посвящённая результатам выполнения первого этапа проекта, проведены 5 тематических научных семинаров по тематике проекта.
5. Представлена к защите диссертация на соискание степени кандидата технических наук (в которой приведены результаты, полученные по разработке АПК "Лазерный спектрометр" для МТНПА "МАКС-300").