Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка программно-аппаратного комплекса синтезированного видения в составе бортовых систем гражданской авиации для улучшения ситуационной осведомленности пилота в условиях затрудненной видимости и сложного рельефа

Аннотация скачать
Постер скачать
Ключевые слова:
улучшенное синтезированное видение, комбинированное видение, системы технического зрения, летательный аппарат, бортовые авиационные системы, обнаружение объектов, распознавание объектов.

Цель проекта:
1. Формулировка задачи/проблемы, на решение которой направлен реализуемый проект. Разработка программно-аппаратного комплекса синтезированного видения в составе бортовых систем гражданской авиации для улучшения ситуационной осведомленности пилота в условиях затрудненной видимости и сложного рельефа. 2. Формулировка цели реализуемого проекта. Разработка математического и программного обеспечения для интегрированных систем технического зрения летательных аппаратов, обеспечивающих экипаж оперативной информацией об окружающей обстановке, что в итоге служит повышению безопасности пилотирования и посадки летательных аппаратов, а также повышению эффективности выполнения полетных заданий, в том числе при полетах на малых высотах и в условиях ограниченной видимости.

Основные планируемые результаты проекта:
1) Краткое описание основных результатов (основные практические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности).

- Программный комплекс синтезированного видения.
- Программная документация на программный комплекс синтезированного видения.
- Программа и методики экспериментальных исследований программного комплекса синтезированного видения.
- Имитационная модель программно-аппаратного комплекса синтезированного видения.
- Эскизная конструкторская документация для изготовления имитационной модели программно-аппаратного комплекса синтезированного видения.
- Эскизная программная документация имитационной модели программно-аппаратного комплекса синтезированного видения.
- Программа и методики экспериментальных исследований имитационной модели программно-аппаратного комплекса синтезированного видения.
- Проект технического задания на проведение ОКР по теме «Разработка программно-аппаратного комплекса синтезированного видения для использования в составе бортовых систем гражданской авиации».

2) Основные характеристики планируемых результатов (в целом и/или отдельных элементов), научной (научно-технической, инновационной) продукции

1 Программный комплекс синтезированного видения предназначен для исследования алгоритмов функционирования системы синтезированного видения на модельных задачах с целью определения временных характеристик алгоритмов, оценки эффективности их работы, оценки объема ресурсов вычислительной системы, необходимых для их работы, а также оценки возможности аппаратной реализации данных алгоритмов.
2 Программный комплекс синтезированного видения должен включать:
• модуль совмещения разнородных изображений;
• модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений;
• модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений.
3 Программный комплекс синтезированного видения должен обладать следующими функциональными и техническими характеристиками.
3.1 Модуль совмещения разнородных изображений.
3.1.1 Модуль совмещения разнородных изображений предназначен для геометрического совмещения цифровых карт местности (ЦКМ) и разнородных изображений, к которым относятся изображения, полученные от телевизионных камер (ТВ камер) в видимом диапазоне частот, от тепловизионных камер в ближнем инфракрасном и среднем инфракрасном диапазонах частот, от радиолокаторов.
3.1.2 Модуль совмещения разнородных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен выполнять коррекцию текущих координат местоположения объекта по разнородным изображениям, получение которых от соответствующих камер и устройств синхронизировано по времени, и цифровой карты местности (ЦКМ) - для повышения точности позиционирования объекта на синтезированном изображении;
• модуль должен обеспечивать коррекцию координат местоположения методом корреляционно-экстремального совмещения ЦКМ и разнородных изображений с периодом обновления данных не более 0,02 с;
• модуль должен обрабатывать изображения подстилающей поверхности для задачи совмещения изображений при размерности изображений не более 500x500 элементов разрешения (пикселов);
• модуль должен реализовывать корреляционно-экстремальное совмещение текущего и эталонного изображений с среднеквадратичным отклонением совмещения не более 100 м (оцененного в ходе экспериментальных исследований на модельных задачах по тестовым реперным точкам) при использовании моделей местности, полученных по ЦКМ масштабом 1:100000.
3.2 Модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений.
3.2.1 Модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений предназначен для оценки информативности исходных разнородных изображений, оценки пригодности использования данных изображений для решения задачи совмещения изображений с ЦКМ, оценки информативности ЦКМ, оценки информативности изображений, синтезированных из исходных разнородных изображений путем их совмещения.
3.2.2 Модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен оценивать информативность изображений по наличию на них характерных объектов: наземных транспортных средств, летательных аппаратов, находящихся на земле, строений, людей — образы которых на изображении должны иметь размер от 50x50 до 1000x1000 пикселей;
• модуль должен реализовывать оценки информативности разнородных изображений размером не менее 600x500 пикселей с частотой кадров не менее 200 кадров в секунду (время оценки информативности изображения должно быть не более 5 миллисекунд);
• модуль должен корректно обрабатывать (исключать из оценки информативности) фоновую составляющую сцены - земную поверхность, городской или индустриальный пейзаж (аэропорт и прилегающие территории).
3.3 Модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений.
3.3.1 Модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений должен реализовывать комплексирование изображений, синтезированных из исходных разнородных изображений путем их совмещения, и изображений, полученных путем отрисовки ЦКМ, отдельных информационных слоев ЦКМ и отдельных элементов информационных слоев ЦКМ.
3.3.2 Модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен реализовывать комплексирование радиолокационных, телевизионных и тепловизионных изображений, изображений, синтезированных из перечисленных, и ЦКМ;
• модуль должен учитывать наличие возможности электронной юстировки и выравнивания полей зрения ТВ и ТПВ каналов технического зрения с целью обеспечения геометрического совмещения их изображений;
• модуль должен поддерживать обеспечение выравнивания по времени видеоинформации от различных каналов технического зрения;
• модуль должен обеспечивать корректное формирование комплексированного изображения, при котором видеосигнал ТВ канала (ведомый) должен быть синхронизирован по строкам и полям телевизионной развертки с видеосигналом ТПВ канала (ведущий);
• модуль должен обеспечивать следующие показатели нормирования качества улучшенного и комплексированного изображения: глобальный контраст - не менее 0,95, количество дискретных уровней яркости - не менее 246.
4 Имитационная модель программно-аппаратного комплекса синтезированного видения
предназначена для проведения экспериментальных исследований характеристик функционирования комплекса на модельных задачах с целью отладки интерфейсов взаимодействия между отдельными компонентами комплекса, отладки интерфейсов взаимодействия между комплексом и внешними датчиками, оценки временной эффективности работы комплекса. Имитационная модель программно-аппаратного комплекса синтезированного видения должна выполнять имитационное моделирование датчиков летательного аппарата (ТВ камеры, тепловизионные камеры, радиолокационное оборудование), интерфейсов и аппаратных механизмов передачи данных от датчиков к вычислителю и программным модулям и человеко-машинного интерфейса между комплексом
синтезированного видения и пилотом.
5 Имитационная модель программно-аппаратного комплекса синтезированного видения должна включать:
• модуль вычислителя;
• программные модули, реализующие имитационные модели датчиков — имитационную модель ТВ камеры, тепловизионной камеры, радара;
• программный модуль корреляционно-экстремального совмещения разнородных изображений;
• программный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений;
• программный модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений;
• программный модуль визуализации информации отдатчиков авиационных радиолокационных систем;
• аппаратный модуль корреляционно-экстремального совмещения разнородных изображений;
• аппаратный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений, реализованный на базе ПЛИС.
6 Имитационная модель программно-аппаратного комплекса синтезированного видения должна обладать следующими функциональными и техническими характеристиками.
6.1 Модуль вычислителя.
6.1.1 Модуль вычислителя предназначен для выполнения программных модулей, реализующих алгоритмы синтезированного видения.
6.1.2 Модуль вычислителя должен удовлетворять следующим требованиям:
1) модуль вычислителя должен иметь в своем составе:
• многоядерный центральный процессор, каждое ядро которого должно работать на частоте не менее 1 ГГц;
• графический процессор, поддерживающий технологию общих вычислений на видеокарте ((англ.) GPGPU);
• ОЗУ объемом не менее 1 Гб, выполненное по технологии DDR3;
• ПЗУ объемом не менее 10 ГБ;
• устройство вывода информации (монитор);
• - управляющее устройство (клавиатура, джойстик);
2) в качестве базового программного обеспечения вычислителя должно использоваться бесплатное программное обеспечения, распространяемое в виде пакетов с исходными кодами, в частности должны использоваться: операционная система GNU / Linux (версия ядра Linux не менее 3.8), программный комплекс GNU Compiler Collection версии не менее 4.4, программная библиотека GlibC версии не менее 2.
6.2 Программные модули, реализующие имитационные модели датчиков — имитационную модель ТВ камеры, теиловизионной камеры, радара.
6.2.1 Программные модули, реализующие имитационные модели датчиков, предназначены для передачи тестовых изображений из соответствующих баз данных на вход программно¬аппаратных модулей обработки изображений.
6.2.2 Программные модули, реализующие имитационные модели датчиков, должны удовлетворять следующим требованиям:
• модуль, реализующий имитационную модели ТВ камеры, должен поддерживать формирование трехканальных изображений (синий, зеленый и красный каналы) размером не менее 600x500 пикселей с временной задержкой между запросом и окончанием передачи изображений между базой данных и запрашивающим модулем не более 5 миллисекунд;
• модуль, реализующий имитационную модели теиловизионной камеры, должен поддерживать формирование изображений в ближнем инфракрасном канале и среднем инфракрасном канале размером не менее 600x500 пикселей с временной задержкой между запросом и окончанием передачи изображений между базой данных и запрашивающим модулем не более 5 миллисекунд;
• модуль, реализующий имитационную модели радиолокатора, должен поддерживать формирование радиолокационных изображений с временной задержкой между запросом и окончанием передачи изображений между базой данных и запрашивающим модулем не более 5 миллисекунд.
6.3 Программный модуль корреляционно-экстремального совмещения разнородных изображений.
6.3.1 Программный модуль совмещения разнородных изображений предназначен для геометрического совмещения цифровых карт местности (ЦКМ) и разнородных изображений, к которым относятся изображения, полученные от телевизионных камер (ТВ камер) в видимом диапазоне частот, от тепловизионных камер в ближнем инфракрасном и среднем инфракрасном диапазонах частот, от радиолокаторов.
6.3.2 Программный модуль совмещения разнородных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен выполнять коррекцию текущих координат местоположения объекта по разнородным изображениям, получение которых от соответствующих камер и устройств синхронизировано по времени, и цифровой карты местности (ЦКМ) - для повышения точности позиционирования объекта на синтезированном изображении;
• модуль должен обеспечивать коррекцию координат местоположения методом корреляционно-экстремального совмещения ЦКМ и разнородных изображений с периодом обновления данных не более 0,02 с;
• модуль должен реализовывать корреляционно-экстремальное совмещение текущего и эталонного изображений с среднеквадратичным отклонением совмещения не более 100 м (оцененного в ходе экспериментальных исследований на модельных задачах по тестовым реперным точкам) при использовании моделей местности, полученных по ЦКМ масштабом 1:100000;
• модуль должен обеспечивать взаимодействие с аппаратным модулем совмещения разнородных изображений по протоколу USB 3 с целью выполнения отдельных этапов совмещения с помощью аппаратно реализованных алгоритмов.
6.4 Аппаратный модуль корреляционно-экстремального совмещения разнородных изображений.
6.4.1 Аппаратный модуль совмещения разнородных изображений предназначен для аппаратной реализации отдельных этапов процесса совмещения разнородных изображений с использованием ПЛИС для минимизации временных задержек при совмещении изображений.
6.4.2 Аппаратный модуль совмещения разнородных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен обрабатывать изображения подстилающей поверхности для задачи совмещения изображений при размерности изображений не более 500x500 элементов разрешения (пикселов);
• модуль должен обрабатывать входные изображения с частотой не менее 200 изображений в секунду;
• модуль должен быть выполнен на базе ПЛИС и сопряжен с программным модулем совмещения по протоколу USB 3.
6.5 Программный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений.
6.5.1 Программный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих изображений предназначен для оценки информативности исходных разнородных изображений, оценки пригодности использования данных изображений для решения задачи совмещения изображений с ЦКМ, оценки информативности ЦКМ, оценки информативности изображений, синтезированных из исходных разнородных изображений путем их совмещения.
6.5.2 Программный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен оценивать информативность изображений по наличию на них характерных объектов: наземных транспортных средств, летательных аппаратов, находящихся на земле, строений, людей — образы которых на изображении должны иметь размер от 50x50 до 1000x1000 пикселей;
• модуль должен корректно обрабатывать (исключать из оценки информативности) фоновую составляющую сцены - земную поверхность, городской или индустриальный пейзаж (аэропорт и прилегающие территории).
• модуль должен обеспечивать взаимодействие с аппаратным модулем выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений по протоколу USB 3 с целью выполнения отдельных этапов выделения и оценки качества информативных составляющих изображений с помощью аппаратно реализованных алгоритмов.
6.6 Аппаратный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений.
6.6.1 Аппаратный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений предназначен для аппаратной реализации отдельных этапов процесса выделения и оценки качества информативных составляющих изображений с использованием ПЛИС для минимизации временных задержек выделения и оценки качества информативных составляющих изображений.
6.6.2 Аппаратный модуль выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен реализовывать оценки информативности разнородных изображений размером не менее 600x500 пикселей с частотой кадров не менее 200 кадров в секунду (время оценки информативности изображения должно быть не более 5 миллисекунд);
• модуль должен быть выполнен на базе ПЛИС и сопряжен с программным модулем выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений по протоколу USB 3.
6.7 Программный модуль комплсксирования цифровых карт местности и синтезированных изображений.
6.7.1 Модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений должен реализовывать комплексирование изображений, синтезированных из исходных разнородных изображений путем их совмещения, и изображений, полученных путем отрисовки ЦКМ, отдельных информационных слоев ЦКМ и отдельных элементов информационных слоев ЦКМ.
6.7.2 Модуль комплексирования цифровых карт местности и синтезированных изображений должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен реализовывать комплексирование радиолокационных, телевизионных и тепловизионных изображений, изображений, синтезированных из перечисленных, и ЦКМ;
• модуль должен учитывать наличие возможности электронной юстировки и выравнивания полей зрения ТВ и TIIB каналов технического зрения с целью обеспечения геометрического совмещения их изображений;
• модуль должен поддерживать обеспечение выравнивания по времени видеоинформации от различных каналов технического зрения;
• модуль должен обеспечивать корректное формирование комплексированного изображения, при котором видеосигнал ТВ канала (ведомый) должен быть синхронизирован по строкам и полям телевизионной развертки с видеосигналом ТПВ канала (ведущий);
• модуль должен обеспечивать следующие показатели нормирования качества улучшенного и комплексированного изображения: глобальный контраст - не менее 0,95, количество дискретных уровней яркости - не менее 246, средняя яркость - (128x48) уровней;
• модуль должен моделировать человеко-машинный интерфейс между комплексом синтезированного видения и оператором (пилотом) посредством вывода изображений — результатов комплексирования па экран и получения команд по формированию изображений — результатов комплексирования с устройств ввода информации.
6.8 Программный модуль визуализации информации от датчиков авиационных радиолокационных систем.
6.8.1 Программный модуль визуализации информации от датчиков авиационных радиолокационных систем предназначен для имитации вывода на дисплей пилота показателей датчиков авиационных систем.
6.8.2 Программный модуль визуализации информации от датчиков авиационных радиолокационных систем должен удовлетворять следующим требованиям:
• модуль должен реализовывать интерфейс формирования логики работы датчика с возможностью определения типа и объемов входных данных и способов их обработки;
• модуль должен поддерживать возможность функционирования на видеопроцессоре с применением технологии GPGPU.

Краткая характеристика создаваемой/созданной научной (научно-технической, инновационной) продукции:
1. Описание конечного продукта, создаваемого с использованием результатов, планируемых при выполнении проекта, места и роли проекта и его результатов в решении задачи/проблемы.

При выполнении ПНИ должны быть получены следующие научно-технические результаты:

1) методика выделения (оценки качества) информативных составляющих используемых и формируемых изображений в соответствии с конкретной задачей, поставленной в рамках последующей обработки, например: улучшение одного изображения за счет другого, объединение информации, резервирование каналов данных, комплексирование с целью синтеза принципиально новой информации, использование результатов совмещения изображений в корреляционно-экстремальных системах навигации для коррекции текущих координат летательного аппарата (ЛА);
2) алгоритмы и программное обеспечение моделирования радиолокационных изображений, формируемых в режиме обзора подстилающей поверхности (поверхности Земли) с частично известной топологией и в соответствии с перечнем тактико-технических параметров радиолокационных станций (РЛС), предоставляемых заявителем;
3) методы интерпретации данных и форм представления информации на системы отображения (модель рельефа как 2D так и 3D; знакографика, отображающая объекты интереса, опасные области рельефа и т.п.);
4) алгоритмы корреляционно-экстремального совмещения изображений с оценкой возможности их реализации в реальном времени для решения задачи коррекции текущих координат ЛА;
5) результаты проверки алгоритмов построения изображений системой комплексной обработки и представления визуальной информации в бортовых авиационных системах улучшенного/синтезированного видения (ESVS) методом имитационного моделирования и оценка путей доработки и уточнения моделей с целью учета дестабилизирующих факторов;
6) методики анализа влияния дестабилизирующих факторов на основные характеристики формируемых изображений системами технического зрения и системой ESVS при заданных параметрах движения ЛА;
7) методики комплексирования и интеграции данных от датчиков системы технического зрения ЛА;
8) методы и алгоритмы вычисления признаков изображений, полученных в телевизионном, инфракрасном и радиолокационном диапазонах, позволяющих выполнять сопоставление этих изображений друг с другом и с цифровыми моделями местности, в том числе для решения задач обнаружения и слежения за объектами (Automatic Target Recognition - ATR);
9) методы и алгоритмы геометрического совмещения изображений наблюдаемой сцены, полученных датчиками изображений видимого и инфракрасного диапазонов, а также радиолокационными средствами, с информацией, содержащейся в цифровых моделях местности, на основе отождествления признаков изображений и структурных элементов, присутствующих в поле зрения;
10) отчет о ПНИ, в котором отражены перечисленные выше результаты;
11) заявки на получение правоохранных документов:

– способ геометрического совмещения радиолокационного и тепловизионного изображений;
– способ геометрического совмещения изображений наблюдаемой сцены и информации, содержащейся в цифровой модели сцены, для системы улучшенного и синтезированного видения летательного аппарата;
– программы для ЭВМ, реализующие разработанные способы обработки информации в системах улучшенного и синтезированного видения летательных аппаратов.

При выполнении ПНИ должна быть создана следующая научно-техническая продукция:

1) автоматизированная система научных исследований (АСНИ) технологии и алгоритмов формирования, комплексной обработки и представления визуальной информации в бортовых авиационных системах улучшенного/синтезированного видения (технология ESVS – Enhanced synthetic vision system);
2) проект технического задания на проведение ОКР по теме «Разработка интегрированной системы улучшенного и синтезированного видения»;
3) проект программы и методики проведения совместных синхронных съёмок в натурных условиях с использованием различных сенсоров систем технического зрения.


2. Оценка элементов новизны научных (технологических) решений, применявшихся методик.
В настоящее время необходимо проведение научно-исследовательских и далее опытно-конструкторских работ по разработке технологии комплексной обработки изображений от всех систем технического зрения ЛА (в том числе и для беспилотных летательных аппаратов - БЛА) с учётом априорной информации, получаемой от ЦКМ, решающих три задачи:

– получение надежного источника коррекции текущих координат местоположения ЛА;
– предоставление экипажу целостного, интегрированного, многослойного и трехмерного изображения подстилающей поверхности с необходимой подсказывающей знакографикой (технология ESVS) для эффективного пилотирования и посадки ЛА в сложных условиях;
– предоставление экипажу оперативной информации о движущихся и неподвижных наземных объектах, находящихся вблизи ЛА, в том числе об объектах, представляющих опасность с точки зрения возможных столкновений.

Данная технология является прорывной для ЛА 5-го поколения. Она также может быть эффективно использована для средних и тяжелых БЛА на борту в части коррекции координат и на наземных пунктах управления в части ESVS.

Внедрение данных технологий комплексной обработки информации от СТЗ позволит повысить функциональную надёжность навигации и пилотирования ЛА, а также вероятность выполнения конкретного полётного задания, безопасность выполнения захода на посадку и посадку ЛА гражданской и транспортной авиации, повысит эффективность использования вертолетов при выполнении спасательных работ и использования БЛА различного назначения.

Разработанное в рамках данного проекта программное обеспечение позволит осуществить проведение приемо-сдаточных испытаний изделий комплексной обработки и представления визуальной информации в бортовых авиационных системах улучшенного/синтезированного видения и в дальнейшем проводить отработку элементов взаимодействия экипажа с СТЗ.

Полученные результаты и разработанные методы должны позволить:

- российским производителям получать высококачественные изделия систем комплексного технического зрения (системы ESVS), которые будут конкурентоспособны с продукцией ведущих зарубежных компаний (российских производителей данной продукции пока на рынке нет);
- применение разработанных программных продуктов для обработки разноспектральной информации с целью ее комплексирования (объединения информативной составляющей) должно привести к улучшению конкурентных позиций на мировом рынке авиационной техники российского производства: обеспечение экипажа оперативной информацией об окружающей обстановке служит повышению безопасности пилотирования и посадки летательных аппаратов, а также повышению эффективности выполнения полетных заданий, в том числе при полетах на малых высотах и в условиях ограниченной видимости.

В ходе выполнения ПНИ планируется получить следующие документы о правовой охране:

– патент на способ геометрического совмещения радиолокационного и тепловизионного изображений;
– патент на способ геометрического совмещения изображений наблюдаемой сцены и информации, содержащейся в цифровой модели сцены, для системы улучшенного и синтезированного видения летательного аппарата;
– свидетельства на программы для ЭВМ, реализующие разработанные способы обработки информации в системах улучшенного и синтезированного видения летательных аппаратов.

Результаты проведенных ПНИ могут быть использованы для проведения опытно-конструкторских работ, направленных на создание интегрированной системы улучшенного и синтезированного видения для летательных аппаратов нового поколения, а также для модернизации (расширения функциональных возможностей) существующих навигационных систем, систем целеуказания и управления вооружением.

3. Сопоставление с результатами аналогичных работ, определяющими мировой уровень.

Выполненные исследования являются прорывными в мировом масштабе.

4. Пути и способы достижения заявленных результатов, ограничения и риски.

При проведении исследований будут использованы методы теории искусственного интеллекта, теории машинного обучения, теории компьютерного зрения, теории математического моделирования и прочие разделы математики, computer science, теории обработки изображений.

Назначение и область применения, эффекты от внедрения результатов проекта:
1. Описание областей применения планируемых результатов (области науки и техники, отрасли промышленности и социальной сферы, в которых могут использоваться результат или планируемая на их основе инновационная продукция).

Потенциальными потребителями научного результата ПНИ могут являться научные организации, научно-конструкторские центры, научно-технические центры, конструкторские бюро и учреждения высшего профессионального образования, специализирующиеся в области разработки бортового радиоэлектронного оборудования перспективных ЛА (в том числе и БЛА) гражданского и военного назначения, а также подготовки специалистов в этой области.

Результаты могут использоваться при проведении ОКР на этапах эскизного и технического проектирования, при проведении научных исследований и в учебном процессе.

2. Описание практического внедрения планируемых результатов или перспектив их использования.

Результаты предлагаемых ПНИ могут использоваться при проведении ОКР на этапах эскизного и технического проектирования, при проведении научных исследований и в учебном процессе.

Одной из целей выполнения данной ОКР должно стать создание малого инновационного предприятия, способного развивать и реализовывать результаты предлагаемых ПНИ.

Результаты проведенных ПНИ могут быть использованы для проведения опытно-конструкторских работ, направленных на создание интегрированной системы улучшенного и синтезированного видения для летательных аппаратов нового поколения, а также для модернизации (расширения функциональных возможностей) существующих навигационных систем, систем целеуказания и управления вооружением.

Результаты могут использоваться при проведении ОКР на этапах эскизного и технического проектирования, при проведении научных исследований и в учебном процессе.

3. Оценка или прогноз влияния планируемых результатов на развитие научно-технических и технологических направлений, разработку новых технических решений; на изменение структуры производства и потребления товаров и услуг в соответствующих секторах рынка и социальной сферы.

На третьем этапе исследования трудно сделать определенные прогнозы, однако планируется, что полученные результаты позволят создать достаточный научно-технических задел для проведения в дальнейшем ОКР.

Текущие результаты проекта:
В рамках первого этапа:

1. Выполнен аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы, по применяемым методам и средствам улучшения ситуационной осведомленности пилотов и используемым в авиации средствам технического зрения.
2. Обоснован выбор направления исследований по разработке принципов построения и средств синтезированного видения в составе бортовых систем гражданской авиации.
3. Разработаны методы корреляционно-экстремального совмещения разнородных изображений для решения задач построения виртуальных моделей местности в ходе визуализации информации системой синтезированного видения.
4. Проведены патентные исследования в соответствии с ГОСТ 15.011-96.
5. Выполнено исследование существующих методов построения комплексных систем синтезированного видения в составе бортовых систем гражданской авиации.

В рамках второго этапа:

1. Исследованы существующие и разработаны новые методы выделения и оценки качества информативных составляющих исходных и синтезированных изображений.
2. Разработаны методы повышения информативности систем синтезированного видения на основе комплексирования и визуализации информации от датчиков, работающих в различных спектральных диапазонах.
3. Исследованы существующие и разработаны новые методы визуализации информации от датчиков авиационных радиолокационных систем, работающих в 1 мм — 1000 мм диапазоне длин волн.
4. Исследованы существующие методы повышения информативности систем синтезированного видения на основе комплексирования и визуализации информации от датчиков, работающих в различных спектральных диапазонах.