Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка многофункционального вездеходного транспортного средства, оборудованного интеллектуальными системами привода колесных движителей, обладающего повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью

Номер контракта: 14.574.21.0107

Руководитель: Барахтанов Лев Васильевич

Должность руководителя: профессор

Докладчик: Куркин Андрей Александрович, главный научный сотрудник

Организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева"
Организация докладчика: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева"

Аннотация скачать
Постер скачать
Ключевые слова:
вездеходные транспортные средства, энергоэффективность, экономичность, многоприводные колесные машины, индивидуальный привод ведущих колес, гидростатическая трансмиссия

Цель проекта:
Целью реализуемого проекта является разработка комплекса научно-технических решений в области уменьшение энергопотребления различными видами транспорта до уровня перспективных норм на выбросы углекислого газа при использовании традиционных и (или) альтернативных видов топлива, включая электрическую энергию.. Реализация проекта обеспечит базу для создания многофункционального вездеходного транспортного средства, оборудованного интеллектуальными системами привода колесных движителей, обладающего повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью

Основные планируемые результаты проекта:
1. Создание макета многофункционального вездеходного транспортного средства (МВТС) с колесной формулой 8х8 оборудованного гидростатической трансмиссией и интеллектуальными системами привода колесных движителей для обеспечения повышенного уровня энергоэффективности и улучшения топливной экономичностью;
2. Проведение комплекса экспериментально-теоретических исследований по выбору, обоснованию рациональных параметров и характеристик макета МВТС;
3. Разработка технического задания на проведение ОКР по теме: «Разработка многофункционального вездеходного транспортного средства, оборудованного интеллектуальными системами привода колесных движителей, обладающего повышенным уровнем повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью» для опытно-конструкторской реализации результатов ПНИ.

Краткая характеристика создаваемой/созданной научной (научно-технической, инновационной) продукции:
В результате выполнения проекта будет разработано многофункциональное вездеходное транспортное средство имеющее следующие особенности:
- гидростатическая трансмиссия имеет гидродифферинциальную бортовую схему и интеллектуальную систему привода колесных движителей;
- обладает повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью;
- изготовлено из компонентов российского производства, а характеристики не уступают аналогичными разработками мирового уровня.
Новизна принятия конструкторских и технологических решений заключается в том, что используется подход, обеспечивающий наибольшую унификацию узлов и агрегатов, а также в конструкции используются детали, узлы и агрегаты отечественного производства. Также научной новизной является использование передовых методов расчета и выбора параметров МВТС с применением метода визуально-ориентированного блочного имитационного моделирования сложных динамических систем.

Назначение и область применения, эффекты от внедрения результатов проекта:
Основной областью применения разрабатываемых МВТС 8х8 являются районы Сибири и Дальнего Востока, представляющие собой сосредоточение наибольших запасов углеводородов, руд и других полезных ископаемых.
Результаты проведенной ПНИЭР будут использованы для проведения опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на создание серийного производства многофункциональных вездеходных транспортных средств, оборудованных интеллектуальными системами привода колесных движителей, на предприятии Общество с ограниченной ответственностью «Завод Транспортных машин» (ООО «ТрансМаш»), занимающегося выпуском вездеходных транспортных средств. Основными потребителями этого вида продукции будут предприятия нефтегазового комплекса, энергетики, геологии, геофизики, а также туристические фирмы.
Создаваемая научная продукция характеризуется принципиально новыми подходами в области проектирования многофункциональных вездеходных транспортных средств.
Применение гидрообъемных трансмиссий, сочетающих индивидуальный регулируемый силовой привод каждого колеса с автоматическим электронным управлением, позволяет снизить потери на сопротивление движению и повысить сцепные возможности, что повысит проходимость, улучшит топливную экономичность. Кроме того, колесные вездеходы 8х8 являются потенциальными конкурентами гусеничным транспортным средствам и имеют ряд преимуществ, в т.ч. оказание существенно меньшего вредного воздействия на почвенный покров.
После разработки макета МВТС и проведения его испытаний может быть организован серий-ный выпуск МВТС в количестве примерно 20 шт. в год. Потенциальный объем рынка в России со-ставит 150-200 шт. в год. Конечная стоимость для потребителя должна быть в пределах 3500 – 5000 тыс. руб.

Текущие результаты проекта:
1. Выбраны схема моторно-трансмиссионной установки с гидрообъемным приводом колесно-го движителя и параметры системы подрессоривания и ходовой части.
2. Разработана математическая модель движения МВТС в условиях бездорожья для оценки энергоэффективности и топливной экономичности.
3. Разработана программная документация на математическую модель движения МВТС в условиях бездорожья для оценки энергоэффективности и топливной экономичности.
4. Разработан исследовательский макет МВТС.
5. Разработана математическая модель функционирования интеллектуальной системы привода колесных движителей МВТС.
6. Проведена оценка энергоэффективности и топливной экономичности МВТС.
7. Осуществлен выбор и обоснованны параметры, характеристики и регулировки гидростатической трансмиссии.
8. Разработан и изготовлен стенд для проведения исследований процесса взаимодействия движителей МВТС с опорной поверхностью.
9. Разработана программа методика стендовых исследовательских испытаний процесса взаимодействия движителей МВТС с опорной поверхностью.
10. Разработана программа и методика натурных исследовательских испытаний макета МВТС.

Получен патент на полезную модель "Транспортное средство высокой проходимости на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8х8" .
Получен патент на полезную модель "Транспортное средство высокой проходимости, снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8х8 с возможностью управления поворотом посредством всех колес".
Результаты проекта были отмечены серебренными медалями на 43rd International exhibition of inventions of Geneva и на 26th International invention & innovation exhibition ITEX’15.