Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка перспективной климатической системы кабины грузового автомобиля с высокими эргономическими и технико-экономическими характеристиками на основе исследований процессов теплообмена и гидрогазодинамики в ее элементах

Номер контракта: 14.577.21.0195

Руководитель: Гуреев Виктор Михайлович

Должность: Проректор по развитию

Организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ"
Организация докладчика: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ"

Аннотация скачать
Постер скачать
Ключевые слова:
транспортное средство, колесные и гусеничные машины, отопительно-вентиляционное оборудование, тепловой режим в салоне, отопление кабины, климатическая установка, овк

Цель проекта:
1. Повышение конкурентоспособности и эргономичности грузового автомобильного транспорта посредством совершенствования конструкции и эксплуатационных характеристик климатической системы кабины. 2. Создание системы, обеспечивающей комфортные климатические условия для водителя грузового автомобиля, с высокими эргономическими и технико-экономическими характеристиками в различных режимах эксплуатации.

Основные планируемые результаты проекта:
1.1 Аналитический обзор научно-технической литературы по климатической системе грузового автомобиля и других материалов, относящихся к разработке перспективной климатической системы кабины грузового автомобиля;
1.2 Описание 3D моделей каналов распределения воздушных потоков;
1.3 Описание расчетных и функциональных моделей климатической системы и ее элементов для проведения компьютерного моделирования и численных исследований;
1.4 Результаты численных исследований и компьютерного моделирования отдельных элементов и климатической системы в целом (воздуховоды, климатическая установка, внутрикабинное пространство);
1.5 Алгоритмы управления климатической системой для обеспечения ее высоких технико-экономических и эргономических характеристик;
1.6 Результаты экспериментальных исследований внутренней аэродинамики каналов распределения воздушных потоков автономного отопителя и климатической системы кабины грузового автомобиля, рекомендации по выбору рациональной геометрии каналов распределения воздушных потоков;
1.7 Результаты стендовых экспериментальных исследований экспериментальных образцов климатической системы и ее элементов;
1.8 Результаты экспериментальных исследований экспериментального образца климатической системы;
1.9 Предложения и рекомендации по использованию результатов ПНИЭР с учетом технологических возможностей и особенностей ПАО "КАМАЗ";
1.10 Обобщение и оценка полученных в ходе ПНИЭР результатов, в том числе, оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-технических уровнем, оценка полноты решения задач и достижения поставленных целей ПНИЭР, а также анализ выполнения требований ТЗ на ПНИЭР;
1.11 3D модели и эскизная конструкторская документация на макет кабины грузового автомобиля и элементы автомобиля, необходимые для проведения экспериментальных исследований экспериментальных образцов климатической системы и ее элементов;
1.12 Эскизная конструкторская документация на экспериментальный стенд по исследованию процессов гидрогазодинамики в каналах распределения воздушных потоков от автономного отопителя.
1.13 Экспериментальный стенд по исследованию процессов теплообмена и гидрогазодинамики в каналах распределения воздушных потоков в кабине грузового автомобиля;
1.14 Эскизная конструкторская документация на экспериментальный стенд по исследованию процессов теплообмена и гидрогазодинамики в экспериментальном образце климатической системы кабины грузового автомобиля;
1.15 Экспериментальный стенд по исследованию процессов теплообмена и гидрогазодинамики в экспериментальном образце климатической системы кабины грузового автомобиля;
1.16 Программа и методика экспериментальных исследований внутренней аэродинамики каналов распределения воздушных потоков от автономного отопителя;
1.17 Эскизная конструкторская документация для изготовления экспериментальных образцов каналов распределения воздушных потоков климатической системы и автономного отопителя;
1.18 Экспериментальные образцы каналов распределения воздушных потоков климатической системы и автономного отопителя.
1.19 Макеты кабин грузовых автомобилей с элементами автомобиля и экспериментальными образцами элементов климатической системы кабины;
1.20 Программа и методика экспериментальных исследований экспериментальных образцов элементов климатической системы;
1.21 Эскизная конструкторская документация для изготовления экспериментального образца климатической системы кабины грузового автомобиля;
1.22 Экспериментальный образец климатической системы кабины грузового автомобиля;
1.23 Программы и методики экспериментальных исследований, в том числе стендовых, экспериментального образца климатической системы кабины грузового автомобиля;
1.24 Проект технического задания на проведение ОКР по теме: «Разработка перспективной климатической системы грузового автомобиля с высокими эргономическими и технико-экономическими характеристиками на основе исследований процессов теплообмена и гидрогазодинамики в ее элементах».

2.
2.1 Требования по назначению научно-технических результатов ПНИЭР
2.1.1 Расчетные модели элементов климатической системы предназначены для выполнения газодинамических и тепловых расчетов процессов движения воздуха в них и определения во всей области решения распределения температур, давлений и скоростей.
3D модели каналов распределения воздушных потоков автономного отопителя и кабины предназначены для разработки соответствующих расчетных моделей и изготовления экспериментальных образцов.
3D модель макета кабины для разработки соответствующей расчетной модели и изготовления экспериментального образца.
2.1.2 Функциональная модель климатической системы предназначена для выполнения расчетов ее энергетического баланса.
2.1.3 Экспериментальные образцы каналов распределения воздушных потоков климатической системы и автономного отопителя предназначены для экспериментального исследования параметров воздушного потока и верификации расчетной модели каналов.
2.1.4 Экспериментальный образец климатической системы предназначен для верификации соответсвующей расчетной модели и проведения исследований его тепловых и аэродинамических характеристик;
2.1.5 Экспериментальный стенд по исследованию процессов гидрогазодинамики в каналах распределения воздушных потоков от автономного отопителя предназначен для экспериментальных исследований реальных параметров потоков воздуха и верификации расчетных моделей;
2.1.6 Экспериментальный стенд по исследованию процессов теплообмена и гидрогазодинамики в экспериментальном образце климатической системы грузового автомобиля предназначен для исследования тепловых и аэродинамических параметров воздушного потока с целью верификации расчетных моделей и проверки их фактических значений;
2.1.7 Макет кабина грузового автомобиля предназначены для проведения экспериментальных исследований климатической системы и ее элементов.

2.2 Требования к показателям и техническим характеристикам научно-технических результатов ПНИЭР
2.2.1 Расчетные модели элементов климатической системы:
2.2.1.1 должны быть разработаны в программном комплексе ANSYS CFD;
2.2.1.2 должны корректно описывать поверхность каналов распределния воздушных потоков с точностью не менее 0,3 мм;
2.2.1.3 должны иметь идентичные поверхности для передачи данных для сопрягаемых расчетных моделей;
2.2.1.4 должны иметь расчетные области с замкнутыми поверхностями;
2.2.1.5 должны обеспечивать погрешность численных исследований по отношению к эксперименту не более 10%.
2.2.2 Функциональная модель климатической системы должна быть разработана в программном комплексе “Поток”.
2.2.3 3D модели, разрабатываемые в рамках ПНИЭР, должны быть построены в программном комплексе UG NX.
2.2.4 Экспериментальные образцы каналов распределения воздушных потоков климатической системы и автономного отопителя должны обеспечивать:
- максимальное отклонение от геометрии каналов не более 0,3 мм;
- герметичность соединений в стыках отдельных элементов.
2.2.5 Экспериментальный образец климатической системы должен работать в следующих условиях:
- при температуре окружающего воздуха от плюс 50°С до минус 50°С;
- при относительной влажности воздуха до 98% при температуре плюс 25°С;
- при средней запыленности до 2г/м3;
- при скорости ветра до 20 м/с, (а при порывах до 30 м/с);
- при осадках в виде дождя (с интенсивностью выпадения до 180 мм/ч), снега, града, а также обледенения;
- в условиях солнечной радиации с интегральной плотностью теплового потока 1125 Вт/м (0,027 кал/с см);
- в условиях умеренного климата;
- в районах Крайнего Севера и с тропическим климатом;
- в горной местности с высотой до 4500 м над уровнем моря;
2.2.6 Экспериментальный стенд по исследованию процессов гидрогазодинамики в каналах распределения воздушных потоков от автономного отопителя должен соответствовать следующим требованиям:
2.2.6.1 иметь переходные каналы для стыковки каналов с автономным отопителем;
2.2.6.2 иметь подогреватель тепловой мощностью не менее 5 кВт;
2.2.6.3 иметь нагревательный бачок емкостью не менее 5 л;
2.2.6.4 должен обеспечивать точность измерения параметров не более 2%
2.2.7 Экспериментальный стенд по исследованию процессов теплообмена и гидрогазодинамики в экспериментальном образце климатической системы грузового автомобиля должен соответствовать следующим требованиям:
2.2.7.1 обеспечивать погрешность измерения параметров не более 2%;
2.2.7.2 иметь возможность записи параметров в память компьютера;
2.2.7.3 обеспечивать возможность проведения длительных испытаний.

2.3 Требования к объектам экспериментальных исследований
2.3.1 Экспериментальные образцы каналов распределения воздушных потоков климатической установки и автономного отопителя должны:
2.3.1.1 интегрироваться в состав системы распределения воздушных потоков;
2.3.1.2 обеспечивать требуемую подачу воздуха в соответствии с параметрами; установленными в настоящем техническом задании;
2.3.1.3 выдерживать по прочности работу в составе кабины движущегося грузового автомобиля;
2.3.1.4 обеспечивать требования по шероховатости внутренних поверхностей каналов, установленных по результатам ПНИЭР;
2.3.2 Экспериментальный образец климатической установки должен соответствовать следующим требованиям:
2.3.2.1 Обеспечить подачу теплого воздуха на ветровое стекло, к стеклам дверей, в зону расположения ног, пояса и головы водителя и пассажира температурой не менее 15°С при наружной температуре минус 25°С;
2.3.2.2 Исключать возможности охлаждения воздуха в зоне головы водителя и пассажира более чем на 8°С относительно температуры внешней среды;
2.3.2.3 Конструкция системы отопления и кондиционирования должна обеспечивать автоматическое поддержание задаваемой водителем температуры и подачу теплого воздуха в зону спальных мест;
2.3.2.4 Обеспечить приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета не менее 30 м3/час из расчета на одного человека;
2.3.2.5 При температуре внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2°С относительно температуры внешней среды.
2.3.2.6 Номинальная холодопроизводительность системы кондиционирования при температуре внешней среды плюс 40°С и относительной влажности 60% - 4000 Вт. Номинальная производительность по воздуху - 650 м3/час;
2.3.2.7 Род тока - постоянный. Номинальное напряжение питания кондиционера - 24 В;
2.3.2.8 Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы водителя и пассажира более чем на 8°С относительно температуры внешней среды;
2.3.2.9 Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С;
2.3.2.10 Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажира) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с;
2.3.2.11 Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30% до 60%;
2.3.2.12 Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С;
2.3.2.13 Уровень внутреннего шума, создаваемого работающим кондиционером, должен быть не выше 55 дБА;
2.3.2.14 В установке кондиционера должен использоваться озонобезопасного типа фреон R - 134а.
2.3.3 Экспериментальный стенд по исследованию процессов гидрогазодинамики в каналах распределения воздушных потоков от автономного отопителя должен включать в свой состав:
- автономный жидкостный отопитель воздуха кабины грузового автомобиля,
- воздуховоды для доставки воздуха к спальному месту водителя,
- система измерений параметров (давление, температура, скорость воздушного потока),
- система регулирования подачи и нагрева воздуха в необходимом диапазоне,
- система сбора и обработки информации.
2.3.4 Экспериментальный стенд по исследованию процессов теплообмена и гидрогазодинамики в экспериментальном образце климатической системы грузового автомобиля должен включать:
- климатическую установку мощностью 4000 Вт;
- воздуховоды, обеспечивающие скорость потока воздуха до 12 м/с;
- дефлекторы;
- блок управления с питанием 24В, обеспечивающий не менее 4-х режимов кондиционирования;
- устройство питания постоянным током 24В;
- средства измерения скорости и температуры с точностью до 1%;
- систему обработки экспериментальных исследований.
2.3.5 Макет кабины грузового автомобиля с элементами автомобиля, необходимыми для проведения экспериментальных исследований, должен включать в свой состав:
- каркас кабины
- элементы интерьера (спальные места, сиденья);
- панель приборов (части системы климата);
- другие элементы влияющие на распределение воздуха;
- элементы автомобиля, необходимые для проведения исследования (двигатель, блок охлаждения, предпусковой подогреватель, трубопроводы и т.д.).

Краткая характеристика создаваемой/созданной научной (научно-технической, инновационной) продукции:
1. Климатическая система для кабины грузового автомобиля, обеспечивающая требуемые эргономические и технико-экономические характеристики:
- Предусмотреть подачу теплого воздуха на ветровое стекло, к стеклам дверей, в зону расположения ног, пояса и головы водителя и пассажира температурой не менее 15°С при наружной температуре минус 25°С.При этом температура в зоне головы водителя должна быть на 3°-5°С ниже, чем температура в зоне ног.
- Предусмотреть установку встроенной системы кондиционирования, или системы типа «климат-контроль».
- Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы водителя и пассажира более чем на 8°С относительно температуры внешней среды.
- Конструкция системы отопления и кондиционирования должна обеспечивать автоматическое поддержание задаваемой водителем температуры и подачу теплого воздуха в зону спальных мест.
- Система принудительной вентиляции должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета не менее 30 м3/час из расчета на одного человека. При температуре внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2°С
относительно температуры внешней среды.
- Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12м/с.
- Обеспечивать подвижность воздуха в кабине в зоне головы и пояса водителя в 0,5 – 1,5 м/с.
- Обеспечивать перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25°С не должен превышать
3°С.
- Номинальная холодо производительность системы кондиционирования при температуре внешней среды плюс 40°С и относительной влажности 60% - 4000 Вт. Номинальная производительность по воздуху – 650 м3/час
- Максимальная электрическая мощность, потребляемая кондиционером, не более – 400 Вт.
- Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы водителя и пассажира более чем на 8°С относительно температуры внешней среды.
2. До недавнего времени грузовые автомобили в РФ оснащались только системами вентиляции и отопления. Надежной отечественной малогабаритной установки кондиционирования для грузовых автомобилей не было. Главной тенденцией при создании климатических установок, как в России, так и за рубежом стало использование парокомпрессионных холодильных установок, которые по габаритам и эффективности превосходят другие виды холодильных машин. В российских разработках выбирается, как правило, европейская климатическая установка, которая адаптируется к кабине российского грузовика. Система управления климатической установкой и распределительными каналами отечественная. Актуальной задачей в рамках данного проекта является не только создание самой климатической установки для кабины грузового автомобиля, но также разработка методики ее проектирования с использованием численного моделирования и верификации его результатов в физическом эксперименте.
- Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С.
- Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажира) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.
- Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30% до 60%.
- Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С.
3. В системе отопления и вентиляции грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ, для обогрева кабины применяют систему жидкостного отопления, в которой теплоносителем является жидкость, отбираемая из системы охлаждения двигателя. Отопитель имеет два радиатора. Воздух, согреваемый проходящей через радиатор жидкостью, направляется в кабину и на обогрев переднего стекла. Вентилятор отопителя забирает свежий воздух в передней части автомобиля и
направляет его в радиатор отопителя, а затем в распределительный канал. При помощи заслонки в канале можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и переднего стекла. Для более эффективной работы системы отопления, при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т.е. используют для циркуляцииодин и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте: отопитель — кабина — отопитель. Отопитель кабины автомобиля КамАЗ предназначен для отопления кабины и обогрева ветрового стекла и стекол дверей в случае их замерзания. У этих автомобилей отопитель расположен в средней части внутренней панели передка кабины. Горячая жидкость подается в нижнюю часть отопительного радиатора из водяной рубашки блока цилиндров и проходит через регулировочный
кран отопления. Воздух, нагреваемый радиатором отопления, проходит через решетку облицовочной панели. Циркуляция воздуха происходит под действием двух электровентиляторов, подающих нагретый воздух к соплам обдува переднего стекла. Часть теплого воздуха поступает к ногам водителя и пассажиров из отверстий в двух воздухораспределителях. Заслонки в воздухораспределителях позволяют распределять подаваемый воздух и при необходимости направлять большую часть его для обдува стекол кабины. Теплый воздух обогревает не только переднее стекло, но и стекла дверей кабины, для чего имеются направляющие решетки, расположенные с правой и левой сторон щитка приборов. Радиатор отопителя помещен в нише панели и установлен с внешней стороны, а два вентилятора с электродвигателями размещены в кабине и закрыты съемным защитным кожухом. Радиатор включен в систему охлаждения двигателя. Наружный воздух поступает к радиатору через решетку облицовочной панели. Пройдя через радиатор, нагретый воздух с помощью двух вентиляторов подводится по шлангам к соплам обдува ветровых стекол. К ногам водителя и пассажиров воздух подается из отверстий в нижней стенке воздухораспределителей с заслонками, с помощью которых большую часть теплового воздуха можно направить на обдув стекол. Для обдува стекол дверей предусмотрены специальные воздухонаправляющие решетки, установленные на панели приборов с правой и левой сторон. Вентиляция кабины в летнее время осуществляется через поворотные форточки, опущенные стекла дверей кабины и вентиляционный люк, который устанавливается в четырех
фиксированных положениях. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через люк в передней панели, расположенной с правой стороны от середины кабины. При сильной запыленности воздуха вентиляционный люк в передней панели следует закрывать. Чтобы автоматически поддерживать в замкнутом объеме заданную температуру и влажность воздуха, автомобили оборудуются системой кондиционирования воздуха. Система полного
кондиционирования воздуха должна обеспечивать: охлаждение воздуха; удаление из воздуха влаги; поддержание температуры и влажности воздуха в наиболее благоприятных пределах; фильтрацию воздуха; добавление к воздуху, циркулирующему в салоне, некоторой доли свежего воздуха; ионизацию и ароматизацию воздуха. Выполнение системой кондиционирования всех этих функций представляет собой сложную техническую задачу. Из отечественных автомобилей пока только автомобили ГАЗ-14 «Чайка» и ЗИЛ-117 оборудованы этой системой.

Современные кондиционеры, предназначенные для монтажа на грузовики, отличаются компактностью и легкостью. Установки мощностью до 10 кВт,
способные обеспечить прохладой не только просторную кабину магистрального тягача, но и салон 16-местного микроавтобуса, весят порядка 40 кг. Под крышкой единого пластикового короба располагаются испаритель, конденсатор, фильтр-осушитель, вентилятор и блок управления. Для уменьшения высоты аппаратуры и оптимизации потока воздуха конденсатор обычно устанавливается наклонно, а плоский испаритель — горизонтально. Благодаря низкой
высоте блока, минимизируются шум и сопротивление воздуха, и лишь незначительно увеличивается вертикальный габарит. «Сердце» системы, поршневой компрессор, размещается в моторном отсеке непосредственно на силовом агрегате. Обычно компрессор вместе с установочным комплектом заказывается отдельно от основного блока Накрышные кондиционеры, как правило, комплектуются воздухораспределительной панелью, которая позволяет увеличить
варианты направления воздушных потоков. Управление режимами работы охладителя выводится на воздухораспределительную панель. В виде специального исполнения производители могут предложить программируемый таймер и пульт дистанционного управления. «Бюджетные» модели компактных кондиционеров могут функционировать только в режиме рециркуляции, более продвинутые (Webasto Compact Cooler 8) дооборудуются клапаном, позволяющим переходить в режим подсоса, при котором до 30% охлаждаемого воздуха забирается с улицы. В этом случае аппаратура в обязательном порядке комплектуется воздухозаборным фильтром и устройством, препятствующим попаданию конденсата в кабину.
4. Для достижения заявленных результатов используется методика сквозного компьютерного моделирования и проектирования, состоящая из следующих этапов
4.1. На основании проведенного анализа научно-технической литературы и патентов разрабатывается схемное решение перспективной климатической системы.
4.2. Разрабатывается функциональная модель климатической системы, на которой определяются основные параметры ее узлов и агрегатов. Моделирование процессов в функциональной модели позволяет снизить риски получения ошибочных результатов на полной трехмерной модели системы.
4.3. Разрабатываются трехмерные конструкторские модели отдельных элементов климатической системы в UG NX.
4.4. Разрабатываются конечно-объемные расчетные модели отдельных элементов климатической системы в ANSYS CFD.
4.5. Проводятся численные исследования процессов гидрогазодинамики и тепломассообмена в элементах климатической системы.
4.6. С целью снижения риска получения ошибочных результатов по итогам численного исследования разрабатываются и создаются экспериментальные стенды, на которых проводятся физические исследования параметров процессов в элементах климатической системы.
4.7. Проводится верификация расчетных моделей по результатам физического моделирования.
4.8. Многоступенчатый контроль результатов расчетных исследований по физическим экспериментам позволяет свести к минимуму возможность получения неверных данных.

Назначение и область применения, эффекты от внедрения результатов проекта:
1. Разработанная конструкция климатической системы кабины грузового автомобиля "КАМАЗ" может быть использована в качестве прототипа для грузовых автомобилей других типов и производителей. Кроме того, она может быть использована при проектировании климатических систем сельскохозяйственной, строительной, специальной техники. Основные принципы и решения, заложенные в климатическую систему кабины грузового автомобиля, могут быть использованы также при создании систем кондиционирования стационарных установок и транспортных модулей для тяжелый климатических условий.
2. Климатическая система с дополнительными устройствами предполагается для комплектации грузовых автомобилей типа - седельный тягач (КАМАЗ-5490), предназначенных для транспортных перевозок на большие расстояния. Грузовые автомобили данного типа планируются к производству с 2017 года, предполагаемый объем производства около 3000 штук в год.
3. Внедрение перспективной климатической системы для кабины грузовых автомобилей на ПАО "КАМАЗ" приведет к возникновению нового производства (предприятия) по выпуску элементов климатической системы (климатическая установка, воздушные каналы, система управления и т.д.), что должно обеспечить работу для большого количества людей. Получит развитие производства теплообменных аппаратов для климатической системы, будут внедрены новые технологии и технические решения, которые позволят повысить уровень производства систем кондиционирования.
4. Предполагается при реализации проекта широко опираться на технические решения предприятия партнера ПАО "КАМАЗ" - Daimler-Benz, представлять результаты исследований и разработок на выставках (ВУЗПРОМЭКСПО), публиковать в технических и научных журналах, представлять на конференциях. Предлагать зарубежным коллегам участие в совместных научных проектах и подавать совместные заявки на различные конкурсы.

Текущие результаты проекта:
1.1 Выполнение аналитического обзора научно-технической литературы по климатической системе грузового автомобиля и других материалов, относящихся к разработке перспективной климатической системы кабины грузового автомобиля, в том числе:
- анализ существующих конструктивных решений системы распределения воздушных потоков в кабине грузового автомобиля с использованием автономного отопителя и схемы его подключения;
- анализ существующих конструкций системы кондиционирования кабины.
1.2 Проведение патентных исследований в соответствии ГОСТ Р 15.011-96.
1.3 Разработка 3D моделей каналов распределения воздушных потоков автономного отопителя и кабины.
1.4 Разработка 3D моделей элементов климатической системы кабины грузового автомобиля.