Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка и исследование комплексной низкотемпературной адсорбционной системы аккумулирования природного газа с повышенной пожаровзрывобезопасностью и энергоэффективностью.

Аннотация скачать
Постер скачать
Презентация скачать
Ключевые слова:
природный газ, метан, адсорбционное аккумулирование, адсорбция, система хранения, хранение метана, активный уголь, транспортирование газа, низкие температуры, холодильная машина

Цель проекта:
Использование продуктов переработки нефти в качестве топлива для мобильных источников энергии и удаленных от газовых магистралей потребителей в перспективе превращается в большую проблему. Истощение природных запасов нефти, приводит к поиску новых, более труднодоступных месторождений и технологий извлечения, что приводит к увеличению себестоимости ее добычи и, соответственно, отражается на ценах конечного топлива на основе продуктов нефтепереработки. Это ставит вопрос о целесообразности ее использования для мобильных источников энергии в длительной перспективе. Ввиду чего в последние годы все актуальнее становятся задачи использования альтернативных и конкурентных видов топлива, прежде всего для мобильных систем. Наиболее перспективными на настоящий момент считаются газовые виды топлива: водород, метан, пропан-бутан, т.к. их использование в существующих генераторах и двигателях технически реализовано с относительно высоким КПД, а мировые запасы, в частности метана, способны обеспечивать потребности человечества по данным IHS Cambridge Energy Research Associates еще как минимум 250 лет. Немало важным также представляется тот факт, что использование газового топлива имеет существенные экологические преимущества по сравнению с традиционными видами топлива на основе нефтепродуктов. Основной проблемой, сдерживающей широкое развитие применения газового топлива для удаленных источников, является отсутствие энергоэффективных, пожаро- взрывобезопасных систем хранения и транспортировки, обладающих высокой плотностью аккумулированного газа. Ввиду чего, на протяжении последних десятилетий во всем мире интенсивно ведутся работы по созданию конкурентоспособных, по сравнению с существующими системами на основе видов топлива из продуктов нефтепереработки, мобильных газотопливных систем. Среди ряда конкурентных газовых видов топлива, использование природного газа (метана) на настоящий момент является наиболее перспективным, с точки зрения доступности технической реализации. Однако широкому распространению применения природного газа (метана) в мобильных топливных системах препятствует целый ряд технологических трудностей, связанных с аккумулированием газового топлива в системах хранения и транспортировки. Распространению систем высокого давления метана препятствуют высокие требования безопасности к системам заправки, в плане пожаро- взрывоопасности и необходимость достижения высоких давлений, до 200 бар для повышения эффективности хранения. В тоже время компрессоры высокого давления дороги и недостаточно надежны, а сами системы со сжатым газом из-за необходимости работать под высоким давлением имеют большую массу. Кроме того, системы сжатого газа аккумулируют относительно небольшое количество природного газа (метана) – около 240 VСH4/Vst при 200 бар и 20ºС (293К). С другой стороны, системы хранения сжиженного метана заправляются и обеспечивают хранение топлива при небольших избыточных давлениях, обладают относительно малой массой и значительным количеством заправляемого метана – около 500-560 VСH4/Vst. Однако, требования к безопасности системы в этом случае еще строже, чем в случае сжатого газа. Отсутствие подходящего способа аккумулирования природного газа (метана), а также актуальность данной задачи, в последние десятилетия стимулировала проведение большой объема научных исследований по созданию аккумуляторов метана, в направлениях использования разнообразных физико-химических явлений, таких как, например, в исследования растворимости метана при высоких давлениях. Однако результаты исследования показали, что из-за слабой растворимости метана, использование таких систем технически трудно реализуемо и высокозатратно. Метод аккумулирования метана в газовых клатратах также не нашел применения ввиду низкого объема запасенного метана и трудности реализации условий образования клатратов. Наиболее перспективным среди способов хранения и выдачи природного газа (метана) потребителю на настоящий момент является адсорбционное аккумулирование. Отчасти перспективы использования адсорбционных технологий объясняются первыми успехами в данной области: были получены адсорбенты, на 30-50% превосходящие по количеству аккумулируемого газа существующие сегодня промышленные адсорбенты. С применением данных высокоэффективных адсорбентов адсорбционные системы аккумулирования природного газа приобретают конкурентоспособность по сравнению с «традиционными» системами КПГ. Адсорбционные системы по количеству аккумулируемого газа (150-180 нм3 метана/м3 баллона) незначительно проигрывают КПГ (200-240 нм3/м3), однако функционируют в области малых и средних давлений (от 3 до 10 МПа против 20-25 МПа для КПГ). Природный газ в адсорбционных системах концентрируется внутри микропор адсорбента, при этом скорость его выхода из микропор существенно меньше скоростей, развиваемых в свободном газовом состоянии, что существенно влияет на процессы, происходящие при разгерметизации системы. В случае адсорбционной системы разгерметизация изначально «затрагивает» только газовую составляющую, которая при расширении очень быстро теряет давление. И только затем «срабатывает механизм» выхода газа из микропор (десорбция). Таким образом, при разгерметизации газ выходит медленнее и при быстро падающем давлении. Хранение метана в подобном дисперсном состоянии также ограничивает возможный объемный взрыв газа при попадании внутрь воздуха или кислорода (что само по себе является внештатной ситуацией). Адсорбционная система аккумулирования природного газа за счет меньшего давления, адсорбированного состояния природного газа в микропорах, а также за счет повышенной теплоемкости (что играет существенную роль при пожаре) обеспечивает повышенную пожаро- взрывобезопасность по сравнению с КПГ и СПГ, что в перспективе позволит использовать мобильные системы хранения на основе адсорбционных технологий в непосредственной близости от потребителя. Применение пористых материалов для повышения безопасности является традиционной технологией при хранении ацетилена как одного из наиболее пожаро- и взрывоопасных газов. Аналогичные принципы применимы и для природного газа. Другим достоинством адсорбционных систем аккумулирования кроме безопасности является также энергосбережение. Заправка при пониженных давлениях позволяет уменьшить затраты энергии на сжатие газа, а в ряде случаев вообще отказаться от сжатия газа, например, если давление газа в трубопроводе достаточно велико. Например, при давлениях в трубопроводе от 3 до 10 МПа можно заправлять газ без применения дополнительного компрессора природного газа. В случае сжатого газа количество заправленного газа в этом случае было бы в 2-5 раз меньше. Если давление в трубопроводе невелико, например, до 3 МПа, то возможно осуществить так называемую многоступенчатую заправку: при двух ступенях газ заправляется сперва при начальном давлении, а во второй этап заправки давление повышается за счет компрессора. Подобный принцип организации заправки экономит до 70-90% энергии. Удобной особенностью мобильных систем транспортирования газа является то, что место их заправки существенно удалено и не привязано к реальному потребителю, т.е. адсорбционные системы аккумулирования можно заправлять на станциях, расположенных рядом с магистральными трубопроводами (с высоким давлением газа). Таким образом, можно вовсе не расходовать энергию на заправку системы, т.е. экономия составляет 100%. Еще одной особенностью адсорбционных систем аккумулирования природного газа является их существенная зависимость от температуры: при охлаждении количество аккумулируемого газа резко увеличивается. Данное свойство позволяет создавать низкотемпературные адсорбционные системы аккумулирования природного газа. Охлаждение позволяет либо снизить давление заправки (вплоть до 0.5-1 МПа), либо повысить количество аккумулируемого газа до 300-350 нм3/м3 при давлении 10 МПа, что значительно превосходит показатели КПГ при давлении в два раза больше (200-240 нм3/м3 при 20 МПа). Технически реализуемы низкотемпературные системы как с поддержанием низкой температуры, так и без (с теплоизоляцией или без нее в зависимости от задач). Применение низких температур решает и некоторые недостатки адсорбционных систем. Например, использование охлаждения напрямую решает проблему выделения теплоты адсорбции при заправке. Также понижение температуры позволяет очистить природный газ от некоторых примесей (обычно углеводородов), которые могут накапливаться в адсорбенте в ущерб аккумулированию метана из природного газа. В проекте реализуются исследованя адсорбционных систем аккумулирования в широких интервалах рабочих параметров, что позволяет наиболее точно определить оптимальные режимы работы данных систем. Кроме транспортирования газа результаты проекта могут использоваться для разработки систем аккумулирования природного газа на транспорте и систем наземного хранения природного газа. Целью реализации проекта является разработка и изготовление экспериментального образца комплексной низкотемпературной адсорбционной системы аккумулирования – мобильного адсорбционного газового хранилища (МАГХ) для транспортировки природного газа (метана) к удаленным потребителям.

Основные планируемые результаты проекта:
Проведены сорбционные, термодинамические и прочностные исследования синтезированных адсорбционных материалов, для выбора материала для снаряжения экспериментального образца МАГХ. При проведении исследования прочностных характеристик и влияния на них циклических условий работы второй партии масштабированных образцов новых адсорбционных материалов было установлено, что циклические воздействия в общем случае увеличивают твердость масштабированных образцов.
Разработаны основы технологии создания адсорбционного материала для снаряжения экспериментального образца МАГХ. Среду исследованных методов формования: формование под прессом, вибрационный метод и метод горячего формования. Вибрационный метод показал самые худшие результаты по насыпной плотности адсорбционного материала, а метод горячего формования имеет высокие трудо- и временные затраты. В качестве основного метода формования был выбран метод прессования под давлением до 1000 бар. Для получния материала с максимальным насыпным весом фракционный состав исходной смеси адсорбционного материала, из которого изготавливаются формованные образцы должен состоять на 60% из крупного размола К и на 40% из мелкого размола М, при этом крупный и мелкий размолы должны отличаться по среднему размеру частиц примерно в 10 раз.
На изготовленном экспериментальном стенде должны быть проведены исследования статических и циклических процессов заправки (энергосберегающей, низкотемпературной и др.) и выдачи газа из экспериментального образца МАГХ для определения оптимальных условий заправки и выдачи. Удельное количество аккумулированного природного газа (метана) при оптимальных режимах работы должно будет составлять не менее 160 м3 (нтд) газа/м3 емкости с адсорбентом (нтд – нормальные температура 20° C и давление 101325 Па), а удельные (на единицу количества или массы газа) затраты энергии на заправку экспериментального образца МАГХ при оптимальных режимах работы должны быть не более 80% удельных затрат энергии на заправку аналогичного хранилища компримированного природного газа (при 20 МПа).

Краткая характеристика создаваемой/созданной научной (научно-технической, инновационной) продукции:
Конечным продуктом проекта является блочный углеродный адсорбционный материал повышенной насыпной плотности, обладающий наилучшими адсорбционными и технологическими характеристиками аккумулирования метана и экспериментальный образец МАГХ, являющийся прототипом энергоэффективного адсорбционного газового хранилища, способного работать в широких интервалах температур.
Среди элементов новизны научно-технических решений и методик исследований, в рамках проведенной работы можно выделить следующее:
- Работы по формованию блоков адсорбционных материалов соответствуют мировому уровню, а результаты сравнения трех методов формования со связующим: традиционный метод формования прессованием; формование с вибрационным воздействием (образованием плотной структуры в рассыпном состоянии с добавлением связующего) и горячим формованием (прессование, совмещенное с сушкой и выдержкой адсорбента под давлением) приведены впервые. Наилучшие результаты показал метод горячего формования, но он отличается дороговизной и повышенной трудоемкостью процесса.
- Впервые предложено использовать блоки адсорбционного материала в форме гексаэдра (шестигранник в сечении), что позволило достигнуть вдвое большего заполнения адсорбентом адсорберов любой формы за счет сотовой укладки, в том числе и стандартных промышленных баллонов с «узким» горлом: М 27.8 и М 52. Этот результат имеет высокую техническую значимость, так как открывает
возможность использования общепромышленных баллонов для создания МАГХ, обладающих высокой адсорбционной емкостью по природному газу (метану).
- Впервые изготовлен экспериментальный образец МАГХ объемом 200 л, с рабочим давлением 100 бар, имеющий внутреннюю и внешнюю систему охлаждения, с диапазоном создаваемых внутри адсорбера температур - от минус 80 до плюс 80 °С. В предыдущих работах, при исследованиях адсорбционных хранилищ с системами охлаждения использовались адсорберы объемом не более 10 л. При этом, в большинстве исследований, системы охлаждения адсорберов рассматривались исключительно на основе математических моделей.
- Экспериментальные исследования влияния циклических нагрузок на технические и адсорбционные характеристики блочных адсорбентов уникальны в своем роде, и в научно-технических публикациях встречаются крайне редко. Впервые показано, что циклическая обработка метаном формованных блоков адсорбента со связующим латексом, приводит к увеличению их твердости, наиболее выраженное после 1000 циклов, при условии сохранения адсорбционной активности. Этот эффект является чрезвычайно важным, определяющим ресурс работы
адсорбента в МАГХ.
- Испытания адсорбента на выдачу газа потребителю соответствуют мировому уровню. В интервале температур от минус 40 до плюс 50 и давлений до 10 МПа такие испытания на крупных системах крайне редки. Как правило, выдача газа потребителю рассчитывается с использованием изотермы избыточной адсорбции метана.
- Тепловые испытания адсорбционного материала соответствуют мировому уровню; позволили экспериментально установить удельное изменение температуры адсорбционного материала в адсорбере в рабочем цикле «адсорбция - десорбция», что крайне важно знать при проектировании систем МАГХ, работающих в широких температурных интервалах.
Результаты выполнения проекта в части возможности аккумулирования метана на адсорбционном материале сопоставлены с лучшими мировыми разработками в данной области (США, Китай, Пакистан, Италия, Индия, Германия, Испания, Япония). Критерием оценки результатов является их сравнение с требованиями к адсорбционным системам хранения газа министерства энергетики США (U.S. Department of Energy). Полученные к настоящему времени показатели не уступают характеристикам существующих мировых аналогов. В части исследований характеристик заправки экспериментального образца МАГХ в интервалах температур от минус 80 до плюс 80, данные результаты будут уникальными. подобных масштабных исследований систем аккумулирования не проводилось.
Заявленные результаты достигаются при совместной работе с индустриальным партнером проекта ООО «Устюггазсервис», основным направлением деятельности которого является проектирование систем газораспределения газоснабжения и соисполнителем работ ООО "ГЕОТ", являющимся инжиниринговой компанией. Основные риски, возникающие при выполнении проекта связаны прежде всего с закупкой отдельных элементов проектируемых систем, таких как насосы для низкотемпературной жидкости в холодильных машинах, газовые рампы на высокое давление и проч. Основной сложностью при закупке таких элементов является ограниченный набор компаний, способных обеспечить требуемые характеристики и качество закупаемы изделий.

Назначение и область применения, эффекты от внедрения результатов проекта:
Разрабатываемые адсорбционные системы аккумулирования природного газа могут быть использованы для транспортирования природного газа в удаленные районы. Повышенная пожаро- взрьrвобезопасность данных систем позволяет снизить риск аварий и открывает возможности для использования систем в условиях плотной застройки. Высокая энергоэффективность (вплоть до 100% экономии затрат энергии) снижает затраты на сжатие газа, что позволяет снизить стоимость подаваемого потребителям природного газа или повысить рентабельность самой мобильной системы транспортирования. При использовании охлаждения возможно получение очень высоких показателей аккумулирования природного газа (до 350 нм3/м3, что значительно превышает количество газа в обыкновенных ПАГЗ - в этом случае можно сэкономить на количестве необходимых перевозок и транспортных средств. Оценить масштабы применения разрабатываемой системы достаточно сложно ввиду отсутствия конкурентного рынка в области газификации, которая осуществляется, в основном, в рамках государственной программы, нежели вследствие высокой рентабельности. Однако, затраты ОАО «Газпром» на газификацию в 2013 году составили 33,9 млрд.рублей, что позволяет оценивать потенциальный рынок адсорбционных систем аккумулирования, по меньшей мере, в 5-10 млрд. рублей в год.
Предлагаемые в рамках проекта решения носят нестандартный характер, обуславливающий повышенную ценность создаваемой в рамках проекта интеллектуальной собственности. Подобные технологии на данный момент не применяются в мире. Полученные при выполнении проекта результаты также могут быть использованы для разработок и исследования адсорбционных систем аккумулирования,
предназначенных для других задач, например, для хранения природного газа в топливной системе на транспорте или для наземного хранения.
Переход на новую технологию позволит осуществлять газификацию РФ без серьезных капитальных вложений, что повысит рентабельность программы газификации. Расширение рынка использования природного газа положительно скажется на экологической ситуации, поскольку природный газ является одним из самых экологичных видов топлива. Создание адсорбционных систем аккумулирования природного газа потребует применения ряда нестандартных технических изделий, включающих высокоэффективньй адсорбционный материал, что приведет к созданию новых или расширению имеющихся предприятий и соответственно к созданию новых рабочих мест, снижение материало- и энергоёмкости производства, уменьшение отрицательного техногенного воздействия на окружающую среду, снижение риска смертности, улучшения качества жизни населения, повышению производительности труда.
Достигнутые и планируемые результаты проекта публикуются в переводных изданиях индексируемых в системах web of science и scopus, и должны найти отклики ведущих мировых научных коллективов в области проектирования и исследования адсорбционных систем.


Текущие результаты проекта:
- выполнен аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы в области адсорбционного аккумулирования природного газа (метана) – 80 научно-информационных источников за период 2009-2014 гг. с обоснованием и выбором направления исследований и способов решения поставленных задач;
- проведены патентные исследования в соответствии с ГОСТ 15.011-96, проанализированы 29 охранных документов;
- разработана принципиальная технологическая схема экспериментального образца мобильного адсорбционного газового хранилища (МАГХ);
- разработана математическая модель для расчетов основных характеристик (количество газа, степень опорожнения, затраты энергии, теплообменные поверхности и т.п.) и оптимальных режимов работы (по давлению, температуре и др.) экспериментального образца МАГХ;
- выполнена оценка основных характеристик и ожидаемых оптимальных режимов работы экспериментального образца МАГХ по результатам математического моделирования; разработаны предварительные рекомендации и предложения по конструкции, исследованиям и испытаниям экспериментального образца МАГХ; доказано, что теоретические затраты энергии при заправке экспериментального образца МАГХ значительно меньше, не менее, чем на 30%, чем в случае сжатого газа (при 20 МПа), что соответствует критерию оптимального режима, указанному в ТЗ;
- разработана методика исследований статических и кинетических адсорбционных характеристик адсорбентов;
- разработан и изготовлен экспериментальный стенд для исследований статических и кинетических адсорбционных характеристик адсорбентов;
- исследованы статические и кинетические адсорбционные характеристики доступных промышленных адсорбентов (7 марок) с выбором адсорбентов AC1K и DC2, обладающих наилучшим сочетанием адсорбционных характеристик и стоимости, для разработки на их основе новых адсорбционных материалов;
- разработана методика исследований основ технологии создания новых адсорбционных материалов, обеспечивающих эффективные для аккумулирования природного газа (метана) характеристики адсорбентов: высокую плотность упаковки, прочность, долговечность, оптимальные структурно-энергетические и кинетические характеристики;
- проведены исследования основ технологии создания новых адсорбционных материалов для аккумулирования природного газа (метана); показано, что давление прессование значительно улучшает насыпные плотности адсорбентов, и для AK1C насыпная плотность достигает 689 кг/м3, для DC2 - 751 кг/м3;
- разработана и изготовлена первая партия (5 штук) масштабированных образцов новых адсорбционных материалов в соответствие с результатами исследований основ технологии;
- разработана методика исследований сорбционных и термодинамических характеристик при статических и циклических условиях работы масштабированных образцов новых адсорбционных материалов;
- разработан и изготовлен экспериментальный стенд для исследований сорбционных и термодинамических характеристик при статических условиях работы масштабированных образцов новых адсорбционных материалов в интервале давлений до 20 МПа и температур от минус 80 до 100С;
- разработан и изготовлен экспериментальный стенд для реализации циклических условий работы и исследования их влияния на сорбционные, термодинамические и прочностные характеристики масштабированных образцов новых адсорбционных материалов; стенд рассчитан на 10 000 циклов в рамках одного эксперимента;
- проведены исследования сорбционных и термодинамических характеристик при статических и циклических условиях работы масштабированных образцов новых адсорбционных материалов;
- разработана методика исследований прочностных характеристик и влияния на них циклических условий работы масштабированных образцов новых адсорбционных материалов;
- проведены исследования прочностных характеристик и влияния на них циклических условий работы полученных масштабированных образцов новых адсорбционных материалов; проведенные исследования показали, что циклические нагрузки адсорбции-десорбции практически не влияют на прочность образцов;
- Разработана и изготовлена вторая партия (10 штук) масштабированных образцов новых адсорбционных материалов. Среди масштабированных образцов наилучшая плотность упаковки достигнута в случае масштабированных образцов М13 (средняя 704 кг/м3) и М15 (средняя 719 кг/м3), при этом М15 изготавливается по существенно более сложной технологии горячего формования. Образец М13 изготавливается из смеси крупного размола К (60%) и мелкого размола М (40%), которые отличаются друг от друга примерно в 10 раз по среднему размеру частиц.
- Разработаны основы технологии создания адсорбционного материала для снаряжения экспериментального образца МАГХ. В качестве основного адсорбенты выбран наиболее доступный (на данный момент) и при этом эффективный адсорбент AC1K. Фракционный состав исходной смеси, из которой изготавливаются формованные образцы должен состоять на 60% из крупного размола К и на 40% из мелкого размола М, при этом крупный и мелкий размолы должны отличаться по среднему размеру частиц примерно в 10 раз. Были исследованы методы формования вибрациями и горячего формования, но в силу минимальной выгоды (или ее отсутствия) данные методы требует слишком высоких затрат труда и времени. Был разработан Лабораторный технологический регламент на изготовление адсорбционного материала для снаряжения экспериментального образца МАГХ.
- Разработан и изготовлен адсорбционный материал для снаряжения экспериментального образца МАГХ. Применение неразъемных баллонов экспериментального образца приводит к необходимости их снаряжения малыми образцами (размер менее 49.8 мм). Для обеспечения плотной упаковки адсорбционный материал изготавливался в форме шестигранников, небольшая часть из которых сделана меньших размеров. Средний диаметр вписанной окружности (размер «под ключ») изготовленных шестигранников составляет 24,65±0,2 мм для малых и 36,0±0,3 для крупных шестигранников;
4) Разработан и изготовлен экспериментальный образец МАГХ. Характеристики экспериментального образца МАГХ соответствуют Техническому заданию: геометрический объем – 200 л; рабочее давление в адсорберах экспериментального образца – до 10 МПа; диапазон создаваемых внутри адсорберов диапазон температур – от минус 80 до плюс 80 °С; допустимая температура окружающей среды – от минус 40 до плюс 50°С. Достижение низких температур осуществляется с помощью вводимого в экспериментальный образец теплообменника, который обладает следующими характеристиками: трубчатый U-образный, холодопроизводительность – 2,2 кВт, расход теплоносителя – до 40 л/мин, обеспечение температуры внутри адсорбера – минус 80°С.
- проведены исследования сорбционных и термодинамических характеристик при статических и циклических условиях работы второй партии масштабированных образцов новых адсорбционных материалов. Наилучшие показатели по количеству сбрасываемого метана во всем диапазоне температур от минус 40°С до плюс 50°С соответствуют масштабированному образцу М9, изготовленному из двух марок адсорбентов – AC1K и NRT2. Преимущество было отдано образцу М13, поскольку он слабо уступает образцу М9 при низких температурах (минус 40°С) и при этом изготавливается по более простой технологии – из одной марки адсорбента AC1K. Образцы М9, М13 и М15 отличаются наиболее высокой интегральной теплотой адсорбции, характеризующей интенсивность процесса адсорбции.
- Проведены исследования прочностных характеристик и влияния на них циклических условий работы второй партии масштабированных образцов новых адсорбционных материалов. Наибольшими прочностными характеристиками (твердостью по Бринеллю более 0.9 HB) обладают масштабированные образцы М10 и М15. М10 изготавливается на 50% из адсорбента NRT3, который придает образцу повышенную прочность. М15 изготовлен горячеформованным способом и обладает высокой плотностью упаковки. Среди других образцов лучшие показатели у масштабированного образца М13, который также обладает и наилучшей плотностью упаковки (за исключением горячеформованного образца М15). В основном, циклические воздействия увеличивают твердость масштабированных образцов, но в некоторых случаях возможно небольшое снижение.
- Разработан проект технических условий на адсорбционный материал для снаряжения экспериментального образца МАГХ. Проект ТУ включает в себя весь необходимый набор требования для обеспечения и контроля качества производимого блочного адсорбционного материала, которым снаряжается экспериментальный образец МАГХ.
- Разработана методика исследования статических и циклических процессов заправки и выдачи газа из экспериментального образца МАГХ.
- Разработан и изготавливается экспериментальный стенд для исследования статических и циклических процессов заправки и выдачи газа из экспериментального образца МАГХ.