Регистрация / Вход
Прислать материал

Психологическое сопровождение лиц с ВИЧ-инфекцией

Тема
Психологическое сопровождение лиц с ВИЧ-инфекцией
Авторы
Арпентьева Мариям Равильевна
Ключевые слова
иммунитет, аутоиммунные заболевания, ВИЧ, репродуктивное здоровье
Введение
Одна из проблем современной семьи связана с разрушением духовно-нравственных ценностей. Важным следствием такого разрушения являются самые разные нарушения репродуктивного здоровья мужчин и женщин, включая заболевания , вязанные с активностью ВИЧ. Нарушения репродуктивного здоровья - одна из ведущих тем сегодняшней повседневности: рост количества бесплодных пар и бездетных браков, генные и иные врожденные аномалии родов и при родах, детоцид и промискуитет, иные формы нарушений репродуктивного поведения настолько распространены, что чаще вызывает удивление их отсутствие, чем наличие. Также типичными к сожалению стали заболевания венерические, заболевания, передающиеся половым путём, ВИЧ и его последствия. Вместе с тем, психологические аспекты данной проблемы остаются во многом нераскрытыми и недооцененными, а сопровождение ВИЧ-инфицированных, как и сопровождение людей, имеющих иные проблемы репродуктивного здоровья, продолжает оставаться на начальной, «поисковой» стадии.
Цель
Цель исследования - анализ психологических аспектов иммунодефицитных состояний (нарушений) и поиск направлений их психологической коррекции и профилактики.
Материалы и методы

  

Психологические аспекты репродуктивного здоровья женщин и мужчин – одна из наименее изученных тем как в психологических, так и в медицинских сферах исследований. Нарушения репродуктивного здоровья мужчины или женщины включают ряд аспектов: 1) нарушения физического здоровья как отклонения от нормального функционирования организма, репродуктивной и остальных систем; 2) нарушения психологического здоровья как отклонения от нормального функционирования личности, ее личностная и межличностная незрелость и дисгармония; 3) нарушения духовного здоровья как отклонения от нормального функционирования человека, дисгармония и незрелость его отношений с мирозданием и жизнью в целом, с точки зрения медицинской психологические и духовные аспекты нарушений вторичны или фоновы, однако, с точки зрения психолога, а также целителя и священника, - они первичны .Наша практика консультативно-психологической работы со студентами очных и заочных отделений в возрасте 17-45 лет показывает, что медицинские «приговоры» о неизлечимости заболеваний репродуктивной системы и/или бесплодии достаточно часто не сбываются там, где репродуктивное здоровье человека рассматривается пациентами / клиентами не как отсутствие «нарушений» репродуктивной системы или «несовместимость» репродуктивных систем или организмов родителей, а как целостная система, включающая все три выделенных аспекта.

Что касается заболеваний иммунодефицитных, включая ВИЧ, психологические аспекты этого типа нарушений репродуктивного и общего здоровья человека, практически не изучены: ВИЧ нередко сводится к своим чисто «медицинским», соматическим проявлениям, однако, уже сама по себе картина заболеваемости ВИЧ и иных иммунодефицитных состояний побуждает обратиться к психологическим основам данного типа нарушений.

Среди наших студентов / клиентов, обращавшихся по поводу нарушений репродуктивного здоровья (выборка 50 человек, из них 15 - мужчин, 35 –женщин, с 2005 по 2015 годы), не было носителей ВИЧ-инфекции, однако, с иммунодефицитными состояниями сталкивались так или иначе , почти 50% выборки. Основной метод исследования – опрос студентов, имеющих и не имеющих опыт контакта с больными, инфицированными ВИЧ.

Результаты

По мнению студентов, состояния иммунодефицита переживались их знакомыми и /или близкими как 1) на духовном уровне – неспособность отделить «хорошее от плохого», долгое время неосознанный экзистенциальный, духовно-нравственный конфликт, сопровождающийся депрессивными и иными формами жизнеотрицания; неспособность и нежелание любить жизнь и людей, самих себя, эгоцентризм и нежелание считаться с кем-то, кроме себя и ограниченного круга лиц (супруга, родителя, ребенка), амбивалентность нравственных ориентаций и аномия, нежелание жить и переживание «старости», «отсутствия опор» (не за что зацепиться»); 2) на психологическом уровне - состояния психологической зависимости и отчуждённости от людей, асимметрия отношений к близким и «дальним», интенсивные и обширные, но подавляемые сознание конфликты внутриличностного и межличностного типа; состояния отчуждения и «тупика» во взаимоотношениях с собой и людьми, опустошённость и неподтвержденность, осознанные и неосознанные конфликты внутриличностного и межличностного типа переживание жизненного «краха»; 3) на физиологическом уровне – неспособность защититься от средовых воздействий, дисбаланс систем саморегуляции организма; дисбаланс всех систем организма («все рушится»). Одна из дилемм, которую пытались решить опрошенные, - дилемма, связанная со стремлением завершить, разорвать, «покончить» с повседневными и травмирующими их отношениями («зависти», «зависимости», «ненависти» и т.д.), наряду со стремлением «быть нужным», «ценимым» («хорошим»), «любимым». Как отмечают некоторые исследователи, а также отметили респонденты, эти состояния решались ими через попытку «сделать хоть что-то»: терпеливое смирение с обстоятельствами и поиск смысла служения другому, отрыв от корыстных мотивов помощи и отношений, снижение «чувства собственной значимости», эгоцентризма и гордыни, на фоне повышения самоэффективности, удовлетворения собой и миром, переживания интенсивных и длительных состояний благодарности и подтвержденности – со стороны семьи или «чужих людей», психолога. Так же отметили, что ими была проведена весьма трудная и местами кажущаяся бессмысленной работа по самоизменению: «повисая над пропастью» люди получали толчок к поиску новых смыслов и форм жизни, включая преодоление нарушений отношений личности к себе и миру. 

Выводы
Таким образом, в процессе психологического сопровождения лиц, имеющих иные иммунодефицитные нарушения и /или венерические болезни, необходимо направленная на трансформацию отношений личности к себе и миру поддержка, ведущими модусами которой являются принятие себя и мира, бескорыстное служение, ориентация на развитие, а также - комплексная помощь организму: фармакологическая, физиотерапевтическая и т.д.