Регистрация / Вход
Прислать материал

Оценка фитотоксичности почв прижелезнодорожных территорий города Барнаула

Сведения об участнике
ФИО
Черепанова Алёна Сергеевна
ФИО (на английском языке)
Cherepanova Alena Sergeevna
Название организации
Алтайский Государственный Университет
Тезисы
Название
Оценка фитотоксичности почв прижелезнодорожных территорий города Барнаула
Название (на английском языке)
The assessment of soil phytotoxicity of Barnaul railwayside territories
Соавторы (ФИО, организация, город, страна)
Максимова Нина Борисовна, Алтайский Государственный Университет, Россия, город Барнаул
Соавторы (на английском языке)
Maksimova Nina Borisovna
Содержание

А.С. Черепанова, Н.Б. Максимова

Алтайский государственный университет, Барнаул

ОЦЕНКА ФИТОТОКСИЧНОСТИ ПОЧВ ПРИЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА БАРНАУЛА

 

Достаточно крупные и длительное время действующие железнодорожные узлы и их линейные подразделения оказывают влияние на относительно большие прилегающие территории, которое выражается в превышении существующих санитарно-гигиенических нормативов на расстоянии до 550-1000 метров от железнодорожного полотна [1].

Основными поллютантами, поступающими от подвижного состава железнодорожного транспорта, являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержатся CO, NOx, SO2, Mn, Cu, Ni, Pb, Zn, бенз(а)пирен, метан, толуол, углеводороды, зола, пыль и др. Одна секция тепловоза выбрасывает в атмосферу за час работы 28 кг оксида углерода, 17,5 кг оксидов азота, до 2 кг сажи [2].

Железная дорога относится к линейно-транспортным техногенным ландшафтам. Ее техногенный покров формируется из элементов путевого хозяйства, балластной призмы, электрического сопровождения и полосы отвода, в состав которой входит техническая полоса. Среди веществ, попадающих в прилегающие к железным дорогам территории, тяжелые металлы являются самыми опасными. Они легко накапливаются в почвогрунтах, переносятся с поверхностными водами на большие расстояния, трудно и медленно удаляются [3].

Для оценки фитотоксичности почвогрунтов прижелезнодорожных территорий нами был применен метод фитоиндикации, который показал широкие возможности оценки экологического состояния почвенного покрова [4,5].

В качестве тест-культуры был использован редис с белым кончиком (Raphanus sativus). Он отличается быстрым прорастанием семян и высокой степенью всхожести, которая наглядно уменьшается в присутствии загрязнителей.

В качестве объекта исследования нами был выбран железнодорожный транспортный узел станции Барнаул, существующий с 1915 года. Пробы почвогрунтов для оценки фитотоксичности и индекса устойчивости к поллютантам, отбирались на территории прилегающей к железнодорожному полотну от моста через железнодорожные пути, расположенного в районе железнодорожного вокзала до железнодорожного моста через улицу Строителей (транспортная развязка ул. Сов. Армии - Павловский тракт - ул. Строителей). Места отбора проб почвогрунтов указаны на схеме (Рис.1)

Образцы почв собирались из верхнего 5 - 10 см слоя. Расстояние между участками отбора проб 1, 2, 3, 4, 5, 6 составляет 338 метров, в сторону жилой застройки, которая представлена открытыми территориями с двухэтажными домами, участки отбора проб расположены на расстоянии 20 метров друг от друга. Общее количество взятых образцов равняется 18.

 

 

Рис.1 . Схема отбора проб почвогрунтов на территории, прилегающей к железнодорожному узлу станции Барнаул

 

При оценке степени фитотоксичности почвогрунтов с территории, прилегающей к железнодорожному транспортному узлу станции Барнаул, нами были получено, что из четырех групп фитотоксичности, были представлены две (рис. 2):

1) средняя фитотокчисность (угнетение растений 40-60%)

2) сильная фитотоксичность (угнетение растений >60%).

Средняя степень фитотоксичности почвогрунтов проявлялась на следующих участках отбора проб: 2.3; 3.2; 3.3; 4.1; 4.2; 4.3; 5.3. Остальные 11 проб характеризовались сильной степенью фитотоксичности почвогрунта. При оценке проявления фитотоксичности почв были выявлены следующие изменения. Например, при проявлении степени фитотоксичности по изменению ростков, к группе проб с сильной фитотоксичностью относились пробы 1.2, 1.3 и 5.2. Ситуация меняется при проявлении фитотоксичности по изменению корешков, тогда эти пробы переходят в группу средней фитотоксичности. Происходит увеличение длины корня в ущерб развитию надземной части проростков редиса с белым кончиком (Raphanus sativus), подобная реакция может быть связана с повышенным уровнем загрязнения почв [6].

Рис. 2. Проявление фитотоксичности почвогрунта по изменению длины ростков редиса (Raphanus sativus)

 

По результатам проращивания в опыте семян редиса с белым кончиком (Raphanus sativus), а именно длины трех-, шести-, девятидневных корешков и ростков, был рассчитан индекс устойчивости к поллютантам, чем дальше расположен участок отбора пробы от железнодорожного полотна, тем выше значение индекса, а значит и выше устойчивость. Наибольшее загрязнение наблюдалось на участке 0-20 м от железной дороги.

В связи с этим большое значение приобретают мероприятия по защите прилегающих к объектам железнодорожного транспорта территорий (почв) от негативного воздействия стационарных объектов и передвижных транспортных средств.

Таким образом, проведенные нами исследования дают картину проявления фитотоксичности на территориях, прилегающих к железнодорожному транспортному узлу станции Барнаул. Полученные экспериментальные данные представляют интерес в плане оценки влияния подвижного состава железнодорожного транспорта на почвы прижелезнодорожных территорий. Общий уровень воздействия объектов железнодорожного транспорта может находиться в допустимых, равновесных и кризисных границах. Поэтому для того, чтобы минимизировать уровень воздействия, необходимо производить природоохранные мероприятия на предприятиях железнодорожного транспорта.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеенко В.А. Экологическая геохимия. – М.: Логос, 2000. – 627 с.

Павлова Е.И. Экология транспорта: учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 2000. – 248 с.

Каверина Н.В. Влияние железной дороги на загрязнение городских почв // Труды молодых ученых Воронежского государственного университета. – 2000. – Вып. 2. – С. 206–209.

Грицай И.С., Максимова Н.Б. Оценка степени загрязненности почвенного покрова Рубцовска Алтайского края методом фитоиндикации // География и природопользование Сибири. – 2014. – № 17. – С. 45-49.

Морковкин Г.Г., Максимова Н.Б., Лаврентьева А. Оценка токсичности и загрязненности почв методом фитоиндикации // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2003. – № 2. – С. 106 – 112.

Гарипова Р.Ф., Калиев А.Ж. Биотестирование водных вытяжек почв, подвергшихся воздействию выбросов Оренбургского газохимического комплекса // Вестник ОГУ. – 2004. – №4. – С. 90–92.

Благодарности
-