Регистрация / Вход
Прислать материал

Агропродовольственный рынок: состояние, факторы, закономерности, тенденции

Общие сведения
Тематическое направление
Рациональное природопользование
Название доклада
Агропродовольственный рынок: состояние, факторы, закономерности, тенденции
Исполнитель проекта
ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Докладчик (участник)
Участник
Крюкова Ольга Николаевна
Тезисы доклада
Цели и задачи исследования
Цель - разработка практических рекомендаций по совершенствованию оргаеизационно-экономического механизма развития агропродовольственного рынка.
Задачи:
1. Классификационный подход к анализу факторов и критериев развития агропродовольственного рынка.
2. Методика комплексной оценки уровня развития агропродовольственного рынка.
3. Перспективные направления повышения уровня развития агропродовольственного рынка
Актуальность и новизна исследования
Создание условий для восстановления и развития агропродовольственного рынка региона с учетом особенностей и специфики развития отношений ее субъектов является важнейшей стратегической целью государственной политики, результатом которой является обеспечение стабильного спроса на продукцию АПК, продовольственной безопасности, расширение рынков сбыта, создание условий для интеграции и развития рыночной инфраструктуры.
Новизна:
1. Предложен классификационный подход к анализу факторов и критериев, влияющих на уровень развития агропродовольственного рынка. На основе экспертного подхода проведен PEST-анализ внутренних факторов. В результате SWOT-анализа определены сильные и слабые стороны агропродовольственного рынка, а также возможности и угрозы, включая группу экологических показателей.
2. Разработана методика комплексной оценки развития агропродовольственного рынка, базирующиеся на расчете интегрального показателя рыночной ситуации. Методика включает расчет 11 показателей. Полученное расчетное значение каждого показателя интерпретировано по индикаторной дискретной шкале (от 0 до 3). Определено значение комплексного интегрального показателя как средней арифметической из балльных оценок. На основе разработанной шкалы баллов дана оценка и предложена классификация уровня развития агропродовольственного рынка с выделением четырех групп: высокий уровень развития, удовлетворительный, слаборазвитый, низкий.
3. Разработаны и освоены перспективные направления повышения уровня развития агропродовольственного рынка при помощи распространения производства и реализации экологически чистых продуктов.
Описание исследования

Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие на агропродовольственном рынке. 

Предметом исследования послужили предпосылки, закономерности, факторы, принципы формирования организационно-экономического механизма, обусловливающие уровень развития агропродовольственного рынка. 

Объект наблюдения – агропродовольственный рынок Омской области.

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов, концепции, методические и справочные материалы, законодательные акты в области теории и практики развития агропродовольственного рынка. Для осуществления исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, в том числе по Омской области, материалы периодической печати, информация официальных  www-серверов, экспертные оценки, академические публикации по исследуемому вопросу и другие источники.

При осуществлении исследования были применены методы: контент-анализ, системный анализ, классификационный, абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, расчетно-аналитический, метод экспертных оценок и др.

В ходе проведенного анализа инфраструктурного обустройства агропродовольственного рынка Омской области выделены положительные характеристики состояния: увеличились оборот розничной торговли (на 69%); количество К(Ф)Х (на 47,3%); номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (на 47,4%). Наметились и негативные тенденции: снизились объем производства продукции сельского хозяйства (на 26,5 п.п.); среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве (на 5803 чел.); прибыль сельскохозяйственных организаций (на 23,1%).

Проведенный PEST-анализ и SWOT-анализ развития агропродовольственного рынка Омской области на основе экспертной оценки позволили осуществить классификационный анализ факторов, оказывающих влияние на перспективы развития агропродовольственного рынка. Наибольшее положительное влияние оказывают снижение безработицы в сельской местности и распространение инноваций и средств автоматизации. Наибольшее отрицательное влияние на развитие агропродовольственного рынка оказывают экономические факторы, включающие рост конкуренции со стороны ввозимых дешевых продуктов и цен на энергоносители. Число отрицательных факторов значительно превышает положительные, что свидетельствует о негативных тенденциях в развитии агропродовольственного рынка. Агропродовольственный рынок Омской области находится в поле «сильные стороны - возможности». 

Разработанная методика оценки уровня развития агропродовольственного рынка включает в себя три группы показателей: 1) организационные, 2) экономические, 3) социальные. Методика предусматривает расчет 11 показателей с определением соответствия нормативным значениям, которые характеризуют элементы агропродовольственного рынка, с целью подготовки информации для принятия оптимальных решений по преодолению негативных тенденций. Средняя арифметическая из балльных оценок представляет собой  комплексный интегральный показатель оценки рыночной ситуации.

В ходе исследования была разработана индикаторная дискретная шкала оценки показателей, характеризующих уровень развития агропродовольственного рынка, от «0» до «3». Для анализа комплексного интегрального показателя разработана классификационная шкала. Выделено четыре уровня развития в зависимости от величины интегрального показателя: первый (Ij≥2,2) – высокий уровень развития агропродовольственного рынка; второй (1,5≤Ij<2,2) – удовлетворительный; третий  (0,8≤Ij<1,5) – слаборазвитый; четвертый (Ij<0,8) – низкий. Проведенная комплексная оценка развития агропродовольственного рынка Омской области свидетельствует, что региональный рынок развит удовлетворительно.

С целью повышения уровня развития агропродовольственного рынка региона необходима разработка такой единой комплексной системы, состоящей из элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом, как организационно-экономический механизм. Он рассматривается нами как система взаимосвязанных организационных и экономических инструментов, обеспечивающих необходимые условия для эффективного функционирования субъектов агропродовольственного рынка. Организационно-экономический механизм основан на комплексе мероприятий оценки факторов, критериев и показателей существующего уровня развития рынка, дополнен процессом самоорганизации субъектов агропродовольственного рынка.

Результаты исследования

Теоретические и методологические проблемы формирования организационно-экономического механизма создания и развития агропродовольственного рынка широко изложены в трудах А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, H.H. Воробьева, Э.Н. Крылатых, A.C. Миндрина, П.М. Першукевича, И.Г. Ушачева и др.

Современные проблемы в развитии агропродовольственного рынка развернуто изложены в работах К.Г. Бородина, А.Г. Зельднера, В.А. Клюкача, А.Н. Осипова, А.Г. Папцова, Л.П. Силаевой, С.О. Сиптица и др.

Проблемы развития рынков на региональном уровне рассматривались российскими учеными А.Г. Гранбергом, А.С. Маршаловым, Г.В. Исаевой, А.С. Новоселовым, Н.М. Розановой, А.З. Селезневым, Д.В. Ходосом, Р.И. Шнипером и др.

Изучению отдельных компонентов создания и развития рыночных взаимоотношений субъектов агропродовольственного рынка в сибирском регионе посвятили исследования О.В. Борисова, Н.И. Гантимуров, А.В. Глотко, Н.В. Григорьев, Г.М. Гриценко, В.П. Зотов, Б.С. Кошелев, В.А. Кундиус, В.Н. Папело, Н.И. Пыжикова, Е.В. Рудой, А.Т. Стадник, В.Ф. Стукач, А.И. Сучков, Л.В. Тю, В.П. Черданцев, С.А. Шелковников, О.В. Шумакова, И.В. Щетинина и др.

Наряду с этим, несмотря на видимую активизацию в последние годы исследований, касающихся проблем повышения уровня развития агропродовольственного рынка, отдельные темы в указанной области остаются слабо проработанными: комплексная оценка критериев, факторов и показателей, влияющих на развитие рынка; организационно-экономический механизм создания и развития рынка продовольствия. В этой связи следует продолжить изучение проблем и особенностей данной сферы.

Для решения задач обеспечения продовольственной безопасности и стабильного спроса на продукцию АПК нами предложены перспективные направления распространения производства и реализации экологически чистых продуктов, с учетом роста потребительского спроса, как способа повышения уровня жизни, устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности производства сельхозпродукции.

Органическое сельское хозяйство увеличивает прибыль участников цепочки движения сельскохозяйственной продукции на 20-50%. Доля органической продукции составляет в среднем 5 % от продуктового рынка. Производство экологически чистых продуктов позволит сельскохозяйственным организациям обеспечить расширение товарного ассортимента, войти в высокодоходный сегмент, занять свободную рыночную нишу с низким уровнем конкуренции, предложить не имеющую аналогов отечественную продукцию, сформировать благоприятный экологический имидж для государства и потребителей.

Доказан положительный синергетический эффект от внедрения конкретных мероприятий по экономическому, социальному, инфраструктурному, агроэкологическому, инновационному, производственному, технологическому и организационному усовершенствованию. 

Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы Министерством сельского хозяйства и продовольствия, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными организациями и перерабатывающими предприятиями.
Распространение экологически чистых продуктов с учетом роста потребительского спроса, как способа повышения уровня жизни, способно положительно повлиять на процесс устойчивого развития сельских территорий и повысить эффективность производства сельхозпродукции. Для сельскохозяйственных организаций производство органической продукции позволит обеспечить расширение товарного ассортимента, войти в высокодоходный сегмент, занять свободную рыночную нишу с низким уровнем конкуренции, предложить неимеющую аналогов отечественную продукцию, сформировать благоприятный экологический имидж для государства и потребителей. Апробация указанных мероприятий даст положительный синергетический эффект по экономическому, социальному, инфраструктурному, агроэкологическому, инновационному, производственному, технологическому, организационному усовершенствованию. Чистая прибыль от распространения эко продуктов на территории региона увеличится за пять лет в 3 раза.