Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка методики применения акторно-сетевого подхода для создания информационной туристической системы Байкальского региона.

Общие сведения
Тематическое направление
Информационно-телекоммуникационные системы
Название доклада
Разработка методики применения акторно-сетевого подхода для создания информационной туристической системы Байкальского региона.
Название программы
РГНФ
Исполнитель проекта
Руководитель проекта
Название проекта
Разработка методики применения акторно-сетевого подхода для создания информационной туристической системы (на примере Байкальского региона).
Номер контракта
16-33-01189
Докладчик (участник)
Участник
Куклина Мария Владимировна
Тезисы доклада
Цели и задачи исследования
В соответствии с акторно-сетевым подходом есть возможность рассмотреть взаимоотношения между туристом и местными поставщиками туристических услуг детально на уровне технологических и социальных характеристик. Электронные системы бронирования являются наиболее ярким примером сложной сети
взаимоотношений различных актантов. На примере Байкальского региона при помощи интерактивной карты интегрированной с информационной системой предоставления туристических услуг подобные связи визуализируются и становятся доступными для количественных оценок вовлечения территорий в глобальный рынок туристических услуг.
Важными составляющими взаимодействия между туристами и локальными сообществами будут
как наличие элементарных удобств и соответствующей инфраструктуры, так и информация по планированию маршрута, подбору гидов и проводников, выбору транспорта, кемпингах, возможных видах и местах отдыха и т.д.
Создание эффективной системы, обеспечивающей взаимодействие в Интернете потенциальных
туристов с представителями местных сообществ при помощи бронирования и планирования
путешествия является самым малозатратным способом увеличить приток туристов и увеличить
занятость местных жителей. Роль нашего проекта в данном случае – в обеспечении более
детальной геоинформационной основы с учётом всех элементов актор-сетей, связывающих
потребителей и производителей услуг.
Актуальность и новизна исследования
Акторно-сетевой подход слабо распространён в отечественной науке. Кроме того, хотя он переживает бум в англоязычной географии, в основном исследователи сосредоточены на исследованиях в густонаселённых районах и мегаполисах. Между тем, исследование актор-сетей в треднодоступных районах может привнести значительный вклад в развитие подхода, так как есть возможность рассмотреть детально каждый вид связи в условиях из разреженности. Картографирование туристических объектов и её интерактивный характер позволят не только визуализировать исследуемый материал, но и самостоятельно участвовать в его трансформации, таким образом реализовывая участвующее наблюдение. Поскольку у туристов и представителей турбизнеса также будет возможность участвовать в редактировании карты, её содержание и наполнение будут стремиться к максимальному отображению интересов всех участвующих сторон.
Отсутствие прибайкальских сообществ в каких-либо системах бронирования может быть
вызвано рядом факторов. В первую очередь, к таковым относятся поселения, ориентированные
на другой вид деятельности, который до сих пор сохраняется.
Также традиционным природопользованием заняты жители села
Холодное в Северобайкальском районе Республики Бурятия. Несколько поселений
ориентированы на обслуживание железной дороги (Выдрино, Танхой, Дулиха в Кабанском
районе Республики Бурятия). Редкие туристы, останавливающиеся в этих посёлках,
ассоциируются с шумом, мусором.
Описание исследования

Поскольку труднодоступные районы ранее не рассматривались в качестве сети, задача исследования: предоставить возможность отразить отношения, связи и соединения с позиции местных субъектов. Для решения поставленной задачи возможно комбинирование вторичных источников (документов, статистики, материалов СМИ) и первичных - сбор полевых материалов (интервью, наблюдения, фотографии, видео). Поскольку, как уже отмечалось выше, при исследовании актор-сетей необходимо учитывать социально конструируемую реальность текста, исследование должно начинаться с анализа содержания имеющихся на заданную тему текстов. В качестве текста рассматриваются и законодательные документы, и Интернет-источники, и прочие письменные источники. Кроме того, статистические данные в первую очередь должны восприниматься в качестве социальных конструктов, нежели источник, без искажений отражающий существующую материальную реальность. По данным аналитика лаборатории муниципального управления ВШЭ Ольга Моляренко, в данных Росстата отклонение в среднем составляет 10-15%  (Петрова, 2014). В случае с труднодоступными районами данное отклонение увеличивается ещё больше.

 

Предлагаемые методы, методики, инструментарий и их обоснование В качестве материалов для анализа используются данные уже проведённых и дополнительных

полевых исследований (интервью и анкетирования). Уже проведены исследования в селе

Большие Коты в 2007 г., в Прибайкальском районе Республики Бурятия в 2008 г., в Курумканском

районе в 2009 г., в г. Байкальск в 2009-2011 гг., в пос. Танхой в 2010-2011 гг., в Ольхонском

районе в 2014 г. В рамках акторно-сетевого подхода планируется использование следующих

методов исследования: социологические, сравнительно-географические и экономические.

Социологические методы включают интервью с представителями туристических услуг для

определения их стратегий по формированию социальных сетей и использованию технологий

(всего около 50) и пилотных интервью с туристами для составления анкет (около 10);

анкетирование туристов на предмет их использования технологий и социальных сетей при

выборе данных туристических слуг (всего около 300) и анализ контента таких сайтов как

tripadvisor.com, lonelyplanet.com для изучения рейтингов туристических объектов Байкальского региона и

основных характеристик, привлекающих сюда туристов. Для проведения социологических и

географических исследований планируется выборка из трёх типов территорий: 1) с относительно

высоким уровнем развития туристической инфраструктуры (Листвянка, Хужир), 2) с интенсивно

развивающейся туристической инфраструктурой (Прибайкальский район Республики Бурятия в

зоне Особой экономической зоны «Байкальская гавань»), 3) со слаборазвитой инфраструктурой

(Курумканский и Окинский районы Республики Бурятия, п. Сарма Ольхонского района и с. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области).

Исследование будет проводиться в три этапа:

1. Апробация методики оценки связи между требованиями потребителей туристических услуг и

возможностями фирм, оказывающих данные услуги (при помощи пилотного анкетирования и

интервью с фирмами и потребителями услуг).

2. Анализ существующих способов связи между потребителями туристических услуг и

фирмами, оказывающими данные услуги, для выявления способов улучшения связи между

туристами и представителями туристических услуг.

3. Разработка и апробация автоматизированной системы электронного бронирования

«Путеводитель по Байкалу» на основе проведённого анализа достоинств и недостатков

существующих способов связи между туристами и представителями туристических услуг.

В дальнейшем, с запуском системы, планируется её мониторинг на основе того же акторно-

сетевого подхода, т.е. анализ существующих способов связи между потребителями

туристических услуг и фирмами, оказывающими данные услуги с учётом разработанной

автомаизированной системы, для выявления способов улучшения связи между туристами и

представителями туристических услуг. Для этого будет производиться анализ востребованности

сервиса, отзывов туристов, динамики посещений, пожеланий от представителей туристических

услуг, динамики продаж.

Чем больше количество и разнообразие связей между турбазой и потенциальным туристом, тем

выше её устойчивость и конкурентоспособность. Чем больше посредников – тем ниже

устойчивость и конкурентоспособность.

 

Результаты исследования

Основной результат проекта – это интерактивная карта туристической инфраструктуры Байкальского региона, - разработанная автоматизированная система предоставления

туристических услуг, настроенная с учётом специфических нужд и особенностей данного

региона, местных сообществ, туристов и турбизнеса. Для достижения этого результата применяется акторно-сетевой подход, который выявляет актантов, участвующих в формировании связей между

потребителями и поставщиками услуг, взаимодействие и взаимосвязь субъективных и

объективных факторов, так же как совокупность социальных отношений, информационных

технологий и материальных объектов.

Практическая значимость исследования
При сетевом подходе при изучении социальной сети в расчёт берётся только количество связей у
каждого актора. При акторно-сетевом подходе имеет значение всё разнообразие связей между
потребителем и поставщиком услуг, или, используя терминологию Б. Латура, использование
услуг посредников (включая проводной или Wi Fi выход в Интернет, различные сайты для
поиска, сравнения, бронирования, туристические агентства, телефонные провода, регулирующие
организации, стандарты и нормативы). В данном подходе важным является характер связей
и их устойчивость.