14.624.21.0005
Одним из наиболее важных при выполнении данной работы является подтверждение адекватности предложенных теоретических моделей реальным процессам, реализуемым в системах нейтрализации газового двигателя, и возможности их использования в качестве расчетного инструмента при конструировании систем нейтрализации, обеспечивающих выполнение требования Правил ЕЭК ООН 49-06 при стендовых испытаниях экспериментальных образцов систем нейтрализации СНОГМЕТ (варианты А и Б). Конкретно решение этой задачи заключалось сопоставлением расчетных и экспериментальных характеристик системы нейтрализации, в первую очередь, степеней очистки каждого из нормируемых компонентов при обработке отработавших газов в бифункциональном нейтрализаторе (СНОГМЕТ Б) или при комплексной обработке в бифункциональном и СКР-нейтрализаторах (СНОГМЕТ А), а также гидравлического сопротивления этих систем нейтрализации и их соответствия заданным техническим заданием параметрам. Указанные свойства систем нейтрализации определяются каталитическими составами и активной поверхностью, в свою очередь, определяемыми линейными размерами блока и его структурой (плотностью каналов). В связи с этим сравнительный анализ был направлен на сопоставление расчетных и экспериментальных результатов, получаемых при варьировании таких параметров как расходы и состав отработавших газов, кинетические характеристики катализатора, в первую очередь таких, как скорость целевых реакций, и параметров монолитного носителя, определяющих площадь контакта отработавших газов с каталитической поверхностью и его газодинамическое сопротивление.
Разработаны конструкции систем нейтрализации и изготовлены опытные образцы.С использованием модернизированного моторного стенда (доработанной системой измерения, доведенной системой управления двигателем, форсунками, повышенной энергией зажигания и пр.) выполнен комплекс испытаний по определению эффективности разработанных систем нейтрализации СНОГМЕТ А и СНОГМЕТ Б в процессах обезвреживания отработавших газов от токсичных компонентов и проведено сопоставление полученных экспериментальных данных с результатами расчета основных параметров этих систем, полученных с использованием указанных выше моделей. Сравнительный анализ экспериментальных и расчетных характеристик показал хорошее их соответствие (расхождения не превышает 10%) из чего следует возможность более широкого применения предложенных моделей в практике проектирования систем нейтрализации не только для газовых двигателей, но и ДВС, работающих на бругих видах моторного топлива.
Разработана модель расчета газодинамических потерь в системах нейтрализации. Выполнен комплекс экспериментальных исследований, включая «холодные продувки» и испытания в составе выпускных систем газовых двигателей, подтвердивших адекватность предложенной модели реальным газодинамическим процессам.
Проведен анализ полученных данных, дана оценка возможности их использования в качестве инструментов при разработках реальных систем нейтрализации для автомобильной и прочей техники с приводом от ДВС, работающего на газомоторном топливе. Анализ также показал хорошую (в пределех 15%) сходимость расчетных и экспериментальных результатов
Разработаны технические предложения на ОКР для реальных объектов.
Эксплуатация автобусов и коммунальных машин с газовыми двигателями, удовлетворяющими перспективным требованиям по экологии предполагается в больших и малых городах.
Интерес к подобного рода автотранспортной технике проявляют страны ближнего зарубежья и страны Ближнего Востока.