Регистрация / Вход
Прислать материал

14.607.21.0130

Аннотация скачать
Постер скачать
Общие сведения
Номер
14.607.21.0130
Тематическое направление
Науки о жизни
Исполнитель проекта
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации
Название доклада
Проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы
Докладчик
Свистунов Андрей Алексеевич
Тезисы доклада
Цели и задачи исследования
Основная цель ПНИЭР: разработка технологии управления симуляционным центром для обеспечения высокого уровня подготовки и аттестации специалистов здравоохранения, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Для достижения основной цели ПНИЭР необходимо решение следующих задач:
1. Унификация процессов подготовки и аттестации специалистов здравоохранения в условиях симуляционного центра.
2. Разработка научно-технического решения по управлению ресурсами (в том числе персоналом) и пользователями (специалистами здравоохранения) симуляционного центра
3. Разработка научно-технического решения по интеграции симуляционного оборудования (симуляторов) ведущих производителей в единый взаимосвязанный дидактический симуляционный комплекс с возможностью масштабирования.
4. Разработка научно-технического решения по объективизации педагогического контроля уровня подготовки и аттестации специалистов здравоохранения в условиях симуляционного центра.
Актуальность и новизна исследования
Основные актуальные проблемы:
− Отсутствие единого подхода к оценке уровня подготовки специалистов
− Субъективность применяемых методов оценки качества подготовки специалистов
− Дефицит ресурсов для организации оценки подготовки специалистов

К основным недостаткам импортных систем можно отнести следующие:
− Ориентир на импортную продукцию: виртуальные симуляторы и роботы-пациенты производства США, Канады, ряда европейских стран;
− Системы основаны на зарубежных стандартах, протоколах лечения и схемах оказания медицинской помощи, иностранной фармакопее;
− Английский язык интерфейса пользователя;
− Отсутствие ремонтно-сервисной базы, длительность простоя при поломках;
− Высокая стоимость системы (порядка 1 миллиона долларов США на крупный симуляционный центр), зависимость цены от обменного курса;

Разработка отечественной технологии управления симуляционным центром, с российским методическим обеспечением по подготовки и аттестации специалистов здравоохранения в соответствии с образовательными стандартами, позволит преодолеть указанные выше недостатки и предложить импортозамещающий продукт по цене существенно меньшей, чем у зарубежных систем управления симуляционными центрами.
В настоящий время, функционирующие в Российской Федерации симуляционные центры, не могут обеспечить надлежащей эффективности использования дорогостоящего симуляционного оборудования, а при отсутствии простых и доступных методик объективной оценки не могут гарантировать высокий уровень практической подготовки обучаемых. Эти причины обуславливают необходимость разработки и массового внедрения в российских симуляционных центрах результатов научно-технического проекта.
Описание исследования

−    Разработка методов дигитализации стандартов обученности специалистов здравоохранения, соответствующих стандартам профессиональной деятельности​.

−    Разработка методов и алгоритмов подготовки и аттестации специалистов здравоохранения на различных уровнях оказания медицинской помощи в соответствии с образовательными стандартами.

−    Разработка методов и алгоритмов объективного контроля знаний и навыков специалистов здравоохранения, в том числе численное оценивание при подготовке и аттестации.

−    Разработка системы управления ресурсами (в том числе персоналом) и пользователями (специалистами здравоохранения) симуляционного центра, обеспечивающая выполнение следующих функций:

  • Распределение и учет нагрузки на персонал и другие ресурсы симуляционного центра.
  • Планирование индивидуальных треков подготовки и аттестации специалистов здравоохранения.
  • Контроль выполнения процессов, а также архивирования результатов подготовки и аттестации специалистов здравоохранения.

−    Разработка подсистемы интеграции симуляционного оборудования (симуляторов) ведущих производителей в единый взаимосвязанный дидактический симуляционный комплекс с возможностью масштабирования. Разработка единого протокола взаимодействия с симуляционным оборудованием различных производителей.

 

Результаты исследования

−    Проведен аналитического обзора современной научно-технической, нормативной, методической литературы, затрагивающей научно-техническую проблему, исследуемую в рамках ПНИЭР;

−    Обоснованы и выбраны направления исследований в области разработки технологии управления симуляционным центром для обеспечения подготовки и аттестации специалистов здравоохранения в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;

−    Проведен анализ стандартов оказания медицинской помощи, с целью их дигитализации.

−    Разработан Прототип системы (экспериментальный образец программного обеспечения комплекса управление симуляционным центром), который позволяет следующее: взаимодействовать с тренажерами разных производителей и обмениваться данными, планировать время занятий, формировать расписания работы центра, планировать занятость помещений, использование тренажеров, учитывать расходные материалы, формировать отчеты.  

Прототип был представлен на конференциях-выставках 26-30 сентября в Москве, в рамках Недели медицинского образования, включающей VII международную конференцию "РОСМЕДОБР-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине" и V Cъезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2016».

−    Написаны 2 научные статьи:

  1. «Технология независимой оценки профессиональной компетентности»
  2. «Интеграция медицинского симуляционного оборудования в единую информационную систему»

 

Практическая значимость исследования
Разработка технологии и создание экспериментального образца системы управления симуляционного центра (ЭО ПО КУСЦ) для обеспечения подготовки и аттестации специалистов здравоохранения, с российским методическим обеспечением, соответствующим требованиям государственных нормативных документов и отечественной специфике отрасли позволит достигнуть нового уровня развития симуляционных методов обучения в России.
Развитие нового российского коммерческого продукта обеспечит импортозамещение и превосходство над зарубежными аналогами (фирменными системами управления симуляционными центрами) за счет универсальности, открытости, соответствия российским требованиям, и возможности интеграции с различными симуляционными комплексами зарубежного и российского производства. Конкурентоспособность нового продукта, кроме функциональных возможностей, будет определяться также существенно меньшей его стоимостью.
Потребителями полученной в результате ПНИЭР разработки являются образовательные учреждения или обучающие подразделения крупных лечебных учреждений, где происходит освоение практических, когнитивных, коммуникативных и командных навыков и умений с помощью симуляционных технологий.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 100 (ста) симуляционных центров. 46 медицинских ВУЗов, 23 медицинских факультета классических ВУЗов, научно-исследовательские институты, республиканские, краевые и областные больницы и перинатальные центры имеют симуляционные центры в своем составе. В перспективе до 2020 года количество симуляционных центров будет увеличиваться.
Симуляционные центры находятся в постоянном развитии: расширяются их площади, растет штат, увеличивается спектр осваиваемых навыков, приобретается новейшее оборудование. Существенная часть центров, которые уже вышли на высокий уровень обучающих процессов, а в ближайшей перспективе каждый из центров, нуждаются в современных системах управления центром, отдельными процессами симуляционного тренинга и проведения автоматизированной объективной оценки практических навыков и умений.