Регистрация / Вход
Прислать материал

14.574.21.0077

Аннотация скачать
Постер скачать
Общие сведения
Номер
14.574.21.0077
Тематическое направление
Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика
Исполнитель проекта
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М.Губкина"
Название доклада
Разработка волновой атмосферной технологии термической переработки нефтяных остатков
Докладчик
Лесин Сергей Викторович
Тезисы доклада
Цели и задачи исследования
1. Разработка технологии получения топливных компонентов с помощью волнового метода термической переработки гудронов, амбарных нефтешламов, шламов нефти и нефтепродуктов.
2. Получение качественных топливных компонентов в соответствии с требованиями стандартных отечественных ГОСТов, ТУ и/или зарубежных ASTM-методик.
Актуальность и новизна исследования
Существующие сейчас технологии утилизации нефтяных остатков, сливов нефти и нефтепродуктов не позволяют эффективно их перерабатывать в силу их сложного состава и труднодоступности их мест и сложностями со сбором. Даже те остатки, которые можно легко получить разделяются на двух-трехкомпонентные смеси и в лучшем случае сжигается как котельное топливо,, поскольку имеют достаточно сложный химический состав и часто с большими внедрениями твердых остатков и воды. При этом чаще всего сырье представляет из себя качественные углеводороды, из которого можно получить более качественные продукты. Данная технология позволить получать из нефтешламов сырье, из которого путем электромагнитной деструкции можно извлечь компоненты бензиновой фракции, судовых топлив, топлив для газотурбинных установок и вязкого битума, общей глубиной перерабокти 95-97% масс ( по углеводородному сырью), при допустимом содержании с сырье до 7% масс. воды.
Описание исследования

Изготовлена лабораторная установка волновой атмосферной переработки нефтяных остатков. Проведены ее исследовательские испытания, показавшие полное соответствие технических характеристик  установки требованиям технического задания. 

Изготовлен опытный образец активатора для автономной передвижной пилотной установки волновой атмосферной переработки нефтяных остатков. Проведены исследовательские испытания активатора, показавшие полное соответствие изготовленного активатора требованиям технического задания.

Разработан технологический регламент получения топливных компонентов из нефтяных остатков с использованием волнового метода переработки.

Разработаны методики исследовательских испытаний компонентов топлив. Проведены исследовательские испытания полученных компонентов топлив из трех видов сырья: гудрона, нефти из нефтешлама, смеси нефтяных остатков.

Разработаны методики улучшения качества получаемых компонентов топлив.

Разработан проект технического задания на проведение ОТР "Разработка волновой атмосферной технологии термической переработки нефтяных остатков в компоненты топлив".

Разработано технико-экономическое обоснование технических требований и предложений по разработке волновой технологии переработки нефтяных остатков в компоненты топлив.

Разработаны технические требования и предложения по разработке, производству и эксплуатации продукции с учетом технологических возможностей и особенностей индустриального партнера - организации реального сектора экономики.

Результаты исследования

В результате экспериментальных исследований лабораторной установки установлено, что общая глубина переработки сырья составляет в среднем 96,7 % масс (для нефти из нефтешлама (ННШ) 95,8 % масс, для гудрона 96,2 % масс, для смеси нефтяных остатков (СНО) 97,8% масс), что превосходти показатель Европы (85,1%) и совпадает с глубиной переработки в Америке и 96,2 % соответственно).

Выход светлых нефтепродуктов по трем образцам нефтяных остатков составил в среднем 71,23% масс, а темных нефтепродуктов, представляющих из себя после проведенных анализов вязкий дорожный битум 25,36% масс. 

выходы светлых нефтепродуктов, а именно бензиновой фракции, судового маловязкого топлива и топлива для газотурбинных установок составляют в среднем 71,23 % масс. (в среднем 16,6% масс, 27,0% масс и  27,7 % масс соответственно), что несколько меньше глубины переработки нефти в России (75%), данный факт объясняется сложностью переработки исходного сырья и в случае увеличения выходы светлых значительно снижаются качественные характеристики дорожного битума, что приведет к потере его товарного вида и снижения общей глубины переработки.

В зависимости вида исходного сырья, можно получить следующие качественные продуктов: бензиновая фракции соответствующая марки нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97)  получается из СНО или ННШ. Судовое маловязкое  топливо, соответствующее  марки  DMA A ( ГОСТ Р 54299-2010) можно получить из гудрона и ННШ. Топливо для газотурбинных установок, соотвутствующее марке либо А, либо Б по ГОСТ (10433-75)  можно получить гудрона или СНО соответственно. Дорожный битум, соответствующий марке БНД 200/300 ( ГОСТ 22245-90) получается из всех трех образцов сырья.

Был разработан и изготовлен опытный образец активатора для автономной передвижной пилотной установки и проведены его пилотные испытания. В ходе испытаний удалось установить, что изготовленное оборудование пригодно для полевых испытаний и может перерабатывать различные виды нефтяных остатков непосредственно в месте их образования, что позволит ускорить процессы утилизации нефтяных разливов, амбарных нефтешламов.

 

Практическая значимость исследования
Потенциальные потребители проекта - мини-нпз, нефтебазы и комплексы по отмывке ж/д вагонов, где постоянно образуется либо отходы от перекачки и хранения нефти и нефтепродуктов, либо они образуются за счет отмывки вагонов ж/д транспорта
В результате исследования будет разработана технология, которая сможет значительно улучшить экологическую ситуацию за счет сокращения количества нефтяных амбаров, нефтяных отстойников, различных разливов нефти как на территории НПЗ так и на этапе транспортировки. Данная технология позволяет может использоваться в полевых условиях, что позволит упростить процедуру уборки нефтезагрязненных территорий.