Регистрация / Вход
Прислать материал

Анализ математических моделей и методов выделения признаков агрессивного вождения отдельных участников дорожного движения

ФИО
Шумкова Александра Петровна
Электронная почта
be60661akinamanka@mail.ru
Номинация
Информационные технологии
Институт
Институт информационных технологий и автоматизированных систем управления (ИТАСУ)
Кафедра
Инженерной кибернетики
ФИО научного руководителя
профессор, кандидат технических наук Крапухина Нина Владимировна
Академическая группа
ММ-13-1
Наименование тезиса
Анализ математических моделей и методов выделения признаков агрессивного вождения отдельных участников дорожного движения
Тезис

В настоящее время возникает острая необходимость обеспечения контроля над транспортным потоком, обусловленная возрастающим количеством аварий по причине человеческого фактора.  Безопасность на дорогах во многом зависит от самих водителей и их поведении на дорожном полотне. Появилась тенденция к созданию систем, которые будут выявлять агрессивно движущихся водителей в транспортном потоке. Однако, на данный момент  программно-реализованных систем, позволяющих обнаружить агрессивно настроенного водителя в транспортном потоке, нет. 

Для создания таких систем необходимо уметь распознавать объекты дорожной сцены на основании данных видеоряда и иметь четко сформулированные формальные математические критерии, которые позволяют классифицировать участников дорожного движения по степени агрессивности.  

Существующие критерии описаны лишь концептуально. Не сформулированы строгие математические критерии, позволяющие однозначно классифицировать тот или иной случай, как агрессивный. По этой причине автором была составлена таблица классификации признаков агрессивного вождения. Признаки были разделены на 4 группы.

  • Первая группа охватывает те признаки агрессивного вождения, которые могут быть реализованы непосредственно на одной полосе движения: быстрый разгон и/или резкое торможение несоблюдение безопасной дистанции и т.д.
  • Вторая группа описывает признаки, которые могут быть реализованы с использованием двух и более полос движения: небезопасное и частое перестроение (в том числе так называемое «шашечное» вождение) и т.д.
  • Третья группа содержит признаки, которые могут быть реализованы на перекрестках и поворотах и выражаются, как правило, поведением, нарушающим ПДД. 
  • Четвертая группа объединяет трудно формализуемые признаки (несвоевременная или чрезмерная подача сигналов и др.), которые сложно выявлять с помощью систем бортовых видеорегистраторов и соответствующих методов компьютерного зрения.

Для основных критериев были подобраны конкретные математические формулы, методы и алгоритмы детектирования соответствующих признаков агрессивного вождения.

В дальнейшем автором планируется написание библиотеки, основанной на продукционных экспертных системах, решающих задачу классификации поведения участников дорожного движения на основе совокупности выявленных признаков агрессивности вождения.

  Работа выполняется под руководством проф., к.т.н. Крапухиной Н.В.