Регистрация / Вход
Прислать материал

Автоматизация процессов оценки - приоритетное направление совершенствования деятельности HR-подразделений

ФИО
Ковалева Елизавета Анатольевна
Электронная почта
f47a4225ba07wonderingheartofwind@gmail.com
Номинация
Информационные технологии
Институт
Институт информационных бизнес систем (ИИБС)
Кафедра
Кафедра "Системная и программная инженерия" (СиПИ)
ФИО научного руководителя
к.э.н., доцент Ечкалова Наталия Владимировна
Академическая группа
МИС-14-1
Наименование тезиса
Автоматизация процессов оценки - приоритетное направление совершенствования деятельности HR-подразделений
Тезис

В настоящее время функции HR-подразделения значительно расширились и включают не только каровый учет, но и работу по подбору, распределению, развитию и мотивации персонала. В связи с этим на передний план вышли вопросы организации эффективной оценки персонала при подборе и переводах.

Оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений [4].

Оценка персонала призвана содействовать более эффективному использованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки задач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы HR-подразделения [3, с. 17-20]:

  • кадровое планирование;
  • подбор и распределение сотрудников;
  • мотивация персонала;
  • обучение и развитие;
  • принятие кадровых решений;
  • работа с кадровым резервом.

Наиболее наглядно связь процессов HR-подразделения можно представить в виде годового цикла оценки. Отправной точкой цикла является составление бизнес-планов по принципу каскадирования от общего плана на уровне всей компании до индивидуальных планов работников на нижнем уровне планирования. По завершению планирования запускается оценка персонала. Оценка производится по двум направлениям: оценка эффективности деятельности (на протяжении всего года) и оценка компетенций персонала (в рамках HR-цикла чаще в виде аттестационной компании раз в год). По результатам оценки компетенций производится формирование индивидуальных планов развития, на основании которых проводится обучение сотрудников по компетенциям, требующим развития. По завершению обучения производится оценка развития сотрудников и обратная связь по итогам года [2, с. 67].

Теперь перейдем к понятию системы оценки персонала.

Система оценки персонала – комплекс процедур, технологий и средств проведения оценки, подчиненных установленным целям, задачам и планируемым результатам.

На сегодняшний день, существует множество способов оценки персонала, но наиболее распространенными являются [1]:

  • тестирование;
  • асессмент-центр (центр оценки);
  • интервью;
  • кейсы;
  • анкетирование (в том числе АВС-анализ персонала);
  • оценка 360 градусов.

Оценка персонала подразумевает не только определение соответствия сотрудников занимаемой должности, исходя из уровня развития технических профессиональных навыков, но и оценку управленческих и личностных компетенций. Обилие различных инструментов оценки обусловлено в первую очередь необходимостью получения наиболее объективной оценки сотрудников.

На текущий момент немаловажными вопросами при проведении оценки сотрудников при подборе и переводах также являются:

  • сокращение времени на проведение оценки;
  • уменьшение количества ошибок при формировании HR-документации;
  • организация эффективной схемы проведения оценки в территориально распределенных компаниях;
  • возможность контроля процессов и увеличение их прозрачности.

Исходя из этого, все больше компаний запускают проекты по автоматизации HR-процессов в рамках направления по совершенствованию систем оценки, в том числе внедрению систем тестирования и систем электронного документооборота для подразделений по управлению персоналом. Отметим, что несмотря на наличие различных решений, кастомизированных под нужды HR-подразделений, внедрение подобных систем не гарантирует повышения эффективности и прозрачности процессов. Поэтому среди крупных компаний имеется тенденция организации внутренних разработок на базе имеющихся портальных решений для подготовки систем, отвечающих требованиям уже выстроенных процессов.

Подведем краткий итог вышеизложенному материалу. В настоящее время имеется тенденция расширения сферы деятельности HR-подразделений компаний. Одним из ключевых процессов в работе с персоналом является его оценка, так как результаты оценки необходимы на последующих этапах работы с персоналом в рамках годового цикла оценки.

В связи с этим встает вопрос об организации наиболее эффективной системы оценки сотрудников при подборе и внутренних переводах. С этим также связан отказ от традиционного подхода к оценке и аттестации сотрудников и переход к более продвинутым методикам, позволяющим всесторонне оценить работников. Отметим также, что многие специалисты склоняются к мнению, что необходимо комбинированное использование различного инструментария с учетом целей, для которых проводится оценка.

Несмотря на то, что пристальное внимание вопросам эффективности HR-процессов уделяется относительно с недавнего времени, активно ведутся работы по выработке общих рекомендаций по организации и внедрению системы оценки на основе лучших практик, а также по автоматизации процессов HR-служб.

Список литературы:

  1. Электронная энциклопедия Grandars «Оценка персонала» [Электронный ресурс]: www.Grandars.ru (дата обращения: 25.10.2015).
  2. Алла Вучкович-Стадник «Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения», - М.: Издательство Эксмо, 2008.
  3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2002.
  4. Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала, – М.: МИЭМП, 2010.

Работа выполнена под руководством к.э.н., доцент Ечкалова Н.В.