Регистрация / Вход
Прислать материал

Теоретические положения формирования инновационной активности предприятия

Фамилия
Караваева
Имя
Наталия
Отчество
Сергеевна
Номинация
Экономика и управление
Институт
Институт экономики и управления промышленными предприятиями (ЭУПП)
Кафедра
Экономики
Академическая группа
МЭК-16-1-1
Научный руководитель
д. э.н., проф. Сидорова Е.Ю.
Название тезиса
Теоретические положения формирования инновационной активности предприятия
Тезис

Проблема инновационного развития для России сегодня актуальна, что связано с необходимостью технического перевооружения производства и развитием новых отраслей. При этом эффективность осуществления инновационной деятельности напрямую зависит от степени разработанности теоретической базы по рассматриваемому вопросу. Соответственно, существует необходимость в выработке единых теоретических положений относительно инновационной активности.

Цель данной работы - изучить понятийный аппарат инновационной деятельности, выработать авторское понятие «инновация» и предложить собственную классификации факторов, влияющих на инновационную активность предприятия.

На сегодняшний день в экономической литературе существует множество определений понятия «инновация». Автором были выявлены следующие подходы к трактованию данного термина:

  1. инновация как технико-экономический процесс;
  2. инновация как новая потребительская стоимость / новый источник прибыли;
  3. инновация как результат инвестиционной деятельности;
  4. инновация как средство повышения эффективности деятельности;
  5. инновация как результат деятельности субъекта по воплощению идеи;

Все подходы были обобщены в две большие группы: процессные (подходы № 1 и № 4) и предметные (№ 2, 3, 5).

Основываясь на рассмотренных подходах, автор предлагает следующее определение: инновация – это новый вид товара (работы, услуги) или иной результат научно-технического прогресса с его последующей реализацией в практическую деятельность конкретного субъекта рыночных отношений с условием получения положительного эффекта (в т.ч. экономического, социального, экономического или иного).

Также автором представлена собственная классификация факторов, влияющих на инновационную активность. Не рассматриваемый другими исследователями, введен дополнительный фактор, – направления деятельности предприятия, – в котором, в свою очередь, можно выделить: корпоративную стратегию на предприятии, степень гибкости производственного механизма и способ формирования коммерческих связей на рынке.

Рисунок 1 Авторская классификация факторов, влияющих на уровень инновационной активности предприятия

Актуальность представленной классификации состоит в её полноте и простоте отражения, что способствует её дальнейшему практическому применению.