Регистрация / Вход
Прислать материал

Анализ причин выхода из строя зубчатых передач и методов их ремонта

Фамилия
Нелюбин
Имя
Иван
Отчество
Сергеевич
Номинация
Горное дело
Институт
Горный институт
Кафедра
Горного оборудования, транспорта и машиностроения
Академическая группа
ТМ-13
Научный руководитель
д.т.н. , проф. Мнацаканян В.У.
Название тезиса
Анализ причин выхода из строя зубчатых передач и методов их ремонта
Тезис

  Зубчатые передачи широко применяют в приводах горных машин для передачи вращательного движения между валами с параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями, а также для преобразования вращательного движения в поступательное.  К основным достоинства зубчатых передач относят высокий КПД, компактность конструкции, плавность и бесшумность работы, способность работать в широком диапазоне скоростей.

      При эксплуатации и техническом обслуживании механизмов с зубчатыми передачами чрезвычайно важным является своевременная диагностика состояния зубчатых колес, раннее выявление дефектов и повреждений с целью предупреждения их поломок и предотвращения аварийных отказов технологического оборудования.

    Для обоснования целесообразности проведения восстановительного ремонта зубчатых передач горных машин были проанализированы наиболее характерные для зубчатых колес дефекты, возникающие при различных условиях их эксплуатации. Так, основными причинами выхода из строя зубчатых передач являются:

- износ зубьев по рабочему профилю (вследствие механического, коррозионного и усталостного изнашивания, недостаточной смазки);

-  деформация зубьев и их поломка (вследствие действия циклических и динамических нагрузок);

- износ поверхностей базовых отверстий, смятие шпоночных канавок и шлицев в ступице.

Целесообразность ремонта зубчатых колес определяется прежде всего служебным назначением и требованиями, предъявляемыми к зубчатой передачи, характером повреждений и степенью износа рабочей поверхности зубьев, габаритами колес, а также технологическим оснащением ремонтного производства Так, для зубчатых передач ответственных механизмов, например, механизмов подъема груза кранов, рекомендуется полная замена пары изношенных колес, входящих в зацепление, при износе, не превышающем 10 % толщины зубьев. В то же время для менее ответственных передач в механизмах передвижения кранов допускается восстановление поврежденных зубьев наплавкой, либо с применением механической обработки и так называемых ввертышей.

При износе посадочного отверстия колеса диаметром менее 70 мм его восстанавливают растачиванием до ремонтного размера с последующей запрессовкой втулки. При диаметре более 70 мм возможно восстановление отверстия наплавкой с последующим растачиванием.