Регистрация / Вход
Прислать материал

Коммуникативно-прагматический потенциал лексико-грамматических средств выражения модальности в устной речи (на материале немецкого языка)

Фамилия
Полухина
Имя
Ирина
Отчество
Витальевна
Номинация
Иностранные языки и коммуникативные технологии
Институт
Институт базового образования (ИБО)
Кафедра
Кафедра иностранных языков и коммуникативных технологий
Академическая группа
ЛГ-13-1
Научный руководитель
к.филол.н, доц., Сонич Т.П.
Название тезиса
Коммуникативно-прагматический потенциал лексико-грамматических средств выражения модальности в устной речи (на материале немецкого языка)
Тезис

В последние десятилетия в лингвистике возник целый ряд междисциплинарных наук, в число которых входит лингвопрагматика. В лингвистической науке эта научная дисциплина представляет особый интерес, т.к. в ведении лингвистической прагматики находится такая актуальная проблема современности, как исследование механизмов функционирования языка в речи, в особенности факторы обуславливающие выбор вариантов выражения коммуникативного намерения и  условия коммуникативной цели высказывания [1].

В связи с этим актуальность данной работы заключается в рассматриваемой проблеме прагматического потенциала модальных средств с точки зрения их способности создавать прогнозируемый автором эффект воздействия на адресат речи. Описание лексических и грамматических средств выражения некатегоричности высказывания вызывает интерес, поскольку в определенных коммуникативных ситуациях некатегоричная форма изложения содержания становится первым прагматическим условием, необходимым для достижения эффекта воздействия. С этой точки зрения изучение выделенных в данной работе средства выражения некатегоричности является одной из методических задач при обучении целенаправленному общению.

Целью данной работы является определение способов средств выражения некатегоричности в немецком языке и анализ прагматических особенностей функционирования данных средств в условиях немецкого дискурса.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

  1. систематизированы средства выражения категории некатегоричности на уровне грамматики, лексики и прагматического эффекта;
  2.  проанализированы функционирования этих языковых средств;

Результаты анализа будут представлены в виде плана занятия по развитию диалогической речи, цель которого, описать методику преподавания средств выражения некатегоричности.

Таким образом, можно сделать вывод, что выделение средств выражения негатегоричности в немецком языке и их воздействие на адресат речи имеет практическую ценность в практике преподавания немецкого языка. Также стоит отметить, что данному вопросу посвящено небольшое количество исследований.

Список использованной литературы

  1. Григорьян Е.Л. Лингвистическая прагматика. – Ростов-на-дону, 2003.