Регистрация / Вход
Прислать материал

Исследование влияния объемно-поверхностной закалки на коррозионную стойкость стали типа 20ГЛ

Фамилия
Даубарайте
Имя
Дарья
Отчество
Константиновна
Номинация
Материаловедение
Институт
Новых материалов и нанотехнологий (ИНМиН)
Кафедра
Металловедения и физики прочности
Академическая группа
ММТ-15-1
Научный руководитель
а) д.т.н., проф. Никулин С.А.; б) к.т.н., доц. Рожнов А.Б.; в) к.т.н. асс., Нечайкина Т.А.
Название тезиса
Исследование влияния объемно-поверхностной закалки на коррозионную стойкость стали типа 20ГЛ
Тезис

Для деталей подвижного состава железнодорожного транспорта, изготавливаемых методом литья из сталей типа 20ГЛ, характерны изломы при эксплуатации. Это происходит вследствие частой высокой статической, динамической и ударной нагрузки, работы в суровых климатических условиях, при различном уровне влажности и больших перепадах температур. Поэтому эксплуатационная надежность данных деталей является актуальной задачей в настоящее время и её решение представляется возможным путем придания повышенных механических свойств используемым сталям.

Объемно-поверхностная закалка (ОПЗ) является наиболее перспективным способом упрочнения сталей для деталей ответственного назначения железнодорожного транспорта. ОПЗ – это термическая обработка, включающая нагрев детали в шахтной электропечи, выдержку и последующее охлаждение в быстродвижущемся потоке воды. Данный метод дает возможность единовременно осуществлять упрочнение по всему сечению детали. Тем не менее, практически не произведены исследования влияния объемно-поверхностной закалки (ОПЗ) на коррозионную стойкость стали типа 20ГЛ. Поэтому целью данной работы является исследовать структуру, механические свойства, а также коррозионную стойкость стали 20ГФЛ после нормализации и ОПЗ.

В данной работе исследовали структуру и микротвердость по сечению образцов боковых рам из стали 20ГФЛ в состоянии поставки и ОПЗ. Установлено, что ОПЗ создает градиент твердости по сечению рамы: 450 - 500 HV (троостомартенсит)в поверхностной зоне и 300 - 350 HV в центре (сорбит).

Произведена разработка и опробована методика и последующие коррозионные испытания образцов, вырезанных из боковой рамы, в условиях атмосферы воздуха и в морской среде, которую имитирует камера соляного тумана. Произведен качественный и количественный металлографический анализ, определен химический состав продуктов коррозии, тип коррозии, а также построены кинетические зависимости параметров коррозии от времени для образцов рамы после нормализации и ОПЗ. При испытаниях образцов в условиях морской среды установлена разница в скоростях протекания коррозии для различных структурных областей в нормализованных образцах и после ОПЗ. С опорой на полученные данные описаны механизмы протекания коррозионных процессов в камере соляного тумана и на открытом воздухе.