Регистрация / Вход
Прислать материал

Социально-экономическая и инновационная активность молодежи: социологическое исследование факторов формирования

ФИО
Васильева Екатерина Николаевна
Surname Name
Vasileva Ekaterina
Организация
Волгоградский государственный университет
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Название доклада
Социально-экономическая и инновационная активность молодежи: социологическое исследование факторов формирования
Project title
Socio-economic and innovative activity of youth: a sociological a study of the factors underlying the formation
Резюме
Изучение факторов формирования социально-экономической и инновационной активности, а также экономической социализации молодежи представляет собой важную социальную задачу. Это обусловлено тем, что государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» является для РФ приоритетной по ряду показателей, отвечающих за социально-экономическое благополучие регионов и страны, а молодежь является наиболее мобильной группой населения. Темпы экономического роста зависят, прежде всего, от социального капитала и экономической культуры, исследование которых уже научная проблема. Гипотетически можно предположить, что факторами способствующими или препятствующими формированию социально-экономической и инновационной активности выступают: конкретная экономическая и социально-политическая ситуация, традиционные формы хозяйствования, определенные во многом социокультурными установками: религиозным, мифологическим сознанием и т.д. Однако необходимо научное подтверждение гипотез, а также измерение новых практик формирования социально-экономической и инновационной активности, осуществляемых институтами науки, образования и бизнес-структурами. Практика показывает, что инновационная и социально-экономическая активность молодежи уже приносят свои плоды, следовательно, необходимо структурировать каналы, способствующие интериоризации декларируемых в государственных программах ценностей. Таким образом, работа направлена на изучение пространства формирования социально-экономической и инновационной активности молодежи на региональном уровне. Новизна исследования в синтезе нескольких инструментов: данные, полученные с помощью классических методик (качественных и количественных социологических методов) исследования будут интерпретированы с помощью дискурс-анализа, основанного на постструктуралистских теориях, что позволит не только выявить социальные факты, но и проверить выдвинутые гипотезы.
Ключевые слова
Экономическая и инновационная активность, социокультурные факторы, экономическая культура, количественные, качественные методы исследования, социализация молодежи
Тезисы

В процессе интеграции молодежи в сферу занятости формируются устойчивые адаптивные экономические стратегии поведения. Исследование данных наиболее перспективно, так как если институциональное воздействие на молодежь формирует экономическую активность, следовательно, можно выявить факторы формирования эффективных и неэффективных экономических стратегий на институциональном, а не индивидуальном уровне. Пересечение исследовательских задач: изучение процессов формирования среды развития экономической активности акторов, и изучение процессов построения институтов, цель которых влияние на молодежь – ставит перед социологами актуальные вопросы построения новых социальных практик. Мы предлагаем рассматривать понятие экономическая активность, с одной стороны, как близкое к традиционным социологическим понятиям – экономическое действие, экономическое поведение, трудовое поведение, здесь влияние экономической культуры традиционно имеет важное значение. С другой стороны, как понятие близкое к практикам. Сегодня наблюдается поворот к новому случаю социально-экономического действия, анализ практик пришел в социологию вместе с работами Бурдье. Он рассматривал социальные практики как способность социальных субъектов проверять свои поведенческие акты на соответствие сложившимся представлениям об окружающей действительности. Для Гидденса социальные практики – основа формирования и субъекта, и социального объекта, все они упорядочены в пространстве и во времени, привязаны к определенному контексту, фону. Разложив понятие активности на элементы, получим следующую систему – акт; действие; действие, направленное на конкретную цель; система действий, направленных на конкретную цель; воспроизводящаяся система действий, направленных на конкретную цель; воспроизводящаяся насыщенная система действий, направленных на конкретную цель; постоянно воспроизводящаяся насыщенная система действий, направленных на конкретную цель, т.е. практика. Рассмотрев по этой же схеме экономическую активность, получаем постоянно воспроизводящуюся насыщенную систему экономических действий (практик), направленных на конкретную цель, для воспроизводства такой системы необходима, в первую очередь, мотивация. Мы гипотетически предполагаем – когда активность становится практикой, рутинизируется, то ее эффективность повышается. Рутинизация необходима для достижения результатов, если же воспринимать предпринимательство или иные формы активности как выдающиеся виды деятельности, то их эффективность будет снижаться. Рассмотрев по этой же схеме понятие «инновационная активность», которое используется как совокупность статистических показателей инновационной деятельности экономических организаций и позволяет анализировать большой пласт данных, описывающих внедрение инноваций в РФ, мы также постарались прийти к социологическому объяснению. Целесообразно рассматривать инновационную активность не только институтов, но и субъектов, рассматривать как практику, постоянно воспроизводящуюся насыщенную систему действий, направленных на развитие идей (получение новых знаний, их систематизация, исследовательский поиск, постановка нетрадиционных задач, их поэтапное решение, разработка инноваций, апробация, возможно, внедрение). В качестве деятельности, включающей инновационные элементы, мы рассматриваем предпринимательскую и научную деятельность, сознательно оставляя за рамками исследования творчество. А в качестве субъекта инновационного развития анализируем не организацию, а индивида, актора. Определяя инновационную активность, обратимся к дискурсу, описывающему инновационные практики в коммуникационном пространстве организации, с одной стороны, они идут в связке с понятиями – прогресс, успех, экономическая эффективность и т.д. С другой стороны, с понятиями – изменение устоявшейся структуры, дестабилизация, риск внедрения, сопровождающие убытки. Именно поэтому мы исследовали заинтересованность в этом процессе акторов, так как актор выступает ведущим субъектом в процессе согласования интересов (термин Болтански, Тавено) и необходимо проанализировать экономические ценности, мотивы и нормы. Сначала мы провели стандартизированное интервью (I) с представителями различных категорий молодежи Волгоградской области. Были опрошены школьники старших классов дневных общеобразовательных учреждений (22,5 %), обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования (2,9 %), студенты средних специальных учебных заведений (8,8 %) и высших учебных заведений (22,6 %), представители работающей молодежи до 30 лет (43,2 %). Из них 72,1 % – это городская молодежь (Волгограда и Волжского) и 23,9 % – молодежь сельскохозяйственных районов Волгоградской области. Объем выборки 624 человек. Но этого оказалось недостаточно, чтобы сделать выводы о том как меняются экономические ценности молодежи, необходимо было собрать материал для сравнения ценностей в разных возрастных группах. Поэтому исследовательский поиск расширился. Анкетный опрос населения Волгоградской области (II), объем выборки 2068 человек, выборка квотная, соответствует половозрастному составу населения региона, скорректирована с учетом места проживания (сельское и городское население, престижные и непрестижные районы проживания). На третьем этапе исследования мы выделили носителей экономической и инновационной активности, провели глубинные интервью с молодыми предпринимателями и молодыми учеными, имеющих собственные научные разработки. Проанализировано информационное пространство, в котором они осуществляют коммуникацию (методом контент-анализа текстов интервью были исследованы дискурсы информантов). Разрабатывая план интервью, мы включили тему «Взаимодействие бизнеса, университетов, власти», опираясь на концепцию тройной спирали. Формирование экономической и инновационной активности можно рассматривать как структурирование новых институтов в процессе согласования интересов и построения взаимодействия между бизнесом, властью и университетом (как центром науки и образования). Основной вопрос исследования - как осуществляется коммуникация в процессе внедрения инновационных продуктов в регионе - был сформулирован в плане глубинного интервью, параллельно ставилась задача – получить информацию о факторах, повлиявших на формирование инновационной и экономической активности информантов. Проведено 10 интервью с молодыми учеными, 10 интервью с экспертами и 20 интервью с предпринимателями. Оценка возможностей развития «тройной спирали» инноваций в российских регионах осуществлялась через поиск коммуникаций между потенциальными и реальными участниками пространства тройной спирали. Суть – выявить характер коммуникации власти, бизнеса и университетов, однако интервью с экспертами, предпринимателями и молодыми учеными Волгоградской области показывают ограниченность ее развития. Анализ данных социологических исследований показал, что в фокусе оказываются способы, руководствуясь которыми акторы используют стуктуральные свойства в процессе установления социальных отношений, а неформальные инструменты практически не используются. Как и предполагает Гидденс – акторы осведомлены, почему действуют тем или иным способом, но не задумываются об этом, пока не будут заданы прямые вопросы. Мы предлагаем дополнить анализ теоретическими установками Болтански и Тевено. Критика и обоснование справедливости может восполнить некоторые теоретические пробелы, а именно – признать, что у субъектов действия имеются собственные интересы, которые не мешают выстраивать социальные идентичности (термин Гидденса), а не переходят (кроме критических моментов) в непрерывную борьбу (что является слабой позицией конфликтологов). Можно обосновать условия поиска справедливости в разных мирах (мир вдохновения, домашний мир, гражданский мир, мир мнения, мир рынка, индустриальный мир) через поиск инвалентности, которая показывает, что между акторами общего. Именно поиск инвалентности авторы концепции называют режимом оправдания, не приуменьшая при этом роль господства, принуждения (и даже обмана). Главные вывод – формальные коммуникации предельно рационализированы и бюрократизированы, а неформальные коммуникации, с одной стороны, несут в себе риск недобросовестного использования служебного положения, с другой стороны, могут облегчить внедрение инновационных продуктов в модели тройной спирали. 

Summary of the project
The study factors in the formation of socio-economic and innovative activity and economic socialization of young people is an important social problem. The state program «Economic development and innovation economy» is a priority for Russia. it is responsible for the socio -economic welfare of the region and the country. Young people are the most mobile group of the population. The pace of economic growth is dependent on social capital, and it is a scientific problem. Factors facilitate or hinder the formation of socio -economic and innovation activities have a specific economic and socio -political situation, the traditional forms of business, religious, mythological consciousness, etc. But this is a hypothesis. Need scientific confirmation of hypotheses, the measurement of new practices of institutions of science, education, business structures, which form the socio- economic and innovation activity. Innovation and socio- economic activity of young people is paying off. Consequently, it is necessary to structure the channels to facilitate this. Thus, the work aims to explore the space forming the socio-economic and innovation activities of young people at the regional level. The novelty of the research in the synthesis of several tools : data obtained using classical techniques of qualitative and quantitative sociological research methods will be interpreted using discourse analysis based on post-structuralize theories. This will allow the structure to verify the facts and put forward the hypothesis.
Keywords
Economic and innovation activity, sociocultural factors, economic culture, quantitative and qual-itative research methods, the socialization of young people