Регистрация / Вход
Прислать материал

Йога как система гармоничного развития личности: перспективы оздоровления современной молодежи в рамках применения практики йоги в высших образовательных учреждениях

Сведения об участнике
ФИО
Савинова Юлия Михайловна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Йога как система гармоничного развития личности: перспективы оздоровления современной молодежи в рамках применения практики йоги в высших образовательных учреждениях
Резюме
В данной научно-исследовательской работе рассматривается влияние практики йоги на психологическое и физическое развитие студентов высших образовательных учреждений.
Работа освещает результаты экспериментального исследования, направленного на изучение эффективности занятий йогой студентами в рамках дисциплины "физическая культура". С помощью методов математической статистики доказываются значимые позитивные изменения в физическом развитии обучающихся в результате практики йоги длительностью один учебный год.
Ключевые слова
Йога, здоровьесбережение, учебная программа, оздоровительная технология, физическое здоровье, психологическое здоровье, нетрадиционные виды физической активности.
Цели и задачи
Цель работы - раскрыть преимущества становления йоги как учебной дисциплины в высших образовательных заведениях и обозначить перспективы ее применения в работе с обучающимися.
Введение

Последнее время интерес к различным оздоровительным практикам неуклонно растет, это связано с новыми требованиями к построению образовательной траектории, со стремлением выпустить из вуза человека, обладающего развитыми компетенциями как в плане получения знаний, так и в плане обретения здоровья.

К сожалению, доля здоровой молодежи неуклонно сокращается, большее количество студентов переводят в специальные медицинские группы. Опасными факторами для здоровья студентов являются повышенные эмоциональные нагрузки и высокая степень стрессовых воздействий. На наш взгляд, необходимо введение йоги в вузе в качестве учебной дисциплины, так как данная технология является одной из самых продуктивных и действенных оздоровительных систем.

Методы и материалы

Для проведения исследования мы выбрали следующие методики:

- специальные пробы для определения максимальной продолжительности произвольной задержки дыхания после вдоха (проба Штанге) и после выдоха (проба Генчи);

- индекс Руфье - для оценки работоспособности сердца при наличии физических нагрузок;

- индекс здоровья, оценивающий состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона ;

-  опросник САН.

Для сопоставления полученных показателей, установления направленности и выраженности изменений,  полученные количественные данные были обработаны методом математической статистики. Для определения, является ли сдвиг показателей в направлении улучшения физических и психологических характеристик более интенсивным,  чем в противоположном направлении, был использован Т-критерий Вилкоксона, так как этот критерий целесообразно применять для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. 

Описание и обсуждение результатов

Для изучения влияния занятий йогой на уровень физического и психологического развития студентов мы провели специальное исследование.

Объектом исследования выступили студенты 1-2 курсов различных факультетов ЮФУ, выразившие желание заниматься практикой йоги в рамках дисциплины «физическая культура» и регулярно посещающие занятия. В исследовании приняли участие 40 человек.

Для удобства рассмотрения полученных результатов, мы разделили процесс работы на две равнозначные части, и провели рассмотрение физических и психологических изменений испытуемых в два этапа.

Студенты были протестированы с помощью специально подобранных методик перед началом практики йоги, т.е. в начале учебного года. Занятия практикой йоги проводились два раза в неделю. В конце учебного года вышеуказанные пробы были проведены повторно. Для сопоставления полученных показателей, установления направленности и выраженности изменений,  полученные количественные данные были обработаны методом математической статистики.

Цель первого этапа – изучить влияние занятий йогой на уровень физического развития респондентов. Предметом данного исследования явилась динамика показателей физического развития студентов в процессе занятий йогой длительностью один учебный год.

Анализ полученных эмпирических значений показал, что применение  комплекса упражнений йоги способствует повышению уровня функциональной подготовленности испытуемых. А именно, значительно увеличилась работоспособность сердечной мышцы при наличии физических нагрузок, увеличилась продолжительность задержки дыхания как после вздоха, так и после выдоха, качественно улучшились показатели индекса здоровья студентов.

Целью второго этапа нашего исследования было изучение воздействия практики йоги на психологическое состояние людей. Предметом исследования выступили показатели психической жизни, а именно стрессоустойчивость, самочувствие, активность, настроение. Из всех приведенных показателей особенно заметно прогрессировали показатели стрессоустойчивости, самочувствия и настроения. Слабый прогресс показателя активности объясняется тем, что йога повышает исключительно продуктивную активность, а непродуктивную снижает, сводя значение этого показателя практически к нейтральной величине.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что важно усиливать оздоровительную направленность физической культуры посредством использования нетрадиционных видов физических упражнений в образовательных учреждениях.

Используемые источники
1. Белинская Е. В. Йога как здоровьесберегающая технология обучения и воспитания студентов в ВУЗе. [Электронный ресурс]
2. Лобанов А.М. Нетрадиционные формы оздоровительной работы // Материалы Всесоюзной научно практической конференции Москва , 1989 г.
3. Савинова Ю.М., Белинская Е.В., Влияние практики йоги на уровень физического развития студентов / ЮФУ. – Ростов н/Д, 2015. - 350 с.
4. Сафронов А.Г. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика». Изд.: Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2008 г.
5. Силкина А.В., Белинская Е.В., влияние йоги на психологическое здоровье студентов/ ЮФУ. – Ростов н/Д, 2015. - 350 с.
6. Тетерников, Л. И. Рациональная йога - М. : Знание, 1992. - 160 с.
Information about the project
Surname Name
Savinova Julia, Silkina Anastasia
Project title
Yoga as a system of harmonious development of personality: perspectives of health improvement of modern youth in the context of yoga practice in the institutes of higher education.
Summary of the project
Currently, the issue of reorganization of the educational system and introduction of the new educational programs, that meet the requirements posed to the society in general and education in particular, is extremely important, including in light of the health issue. The percentage of healthy young people is steadily declining, an increasing number of students is transferred to special medical group or even released from physical activity due to the health status. We believe that the introduction of such an educational program as "Yoga" is a timely and necessary measure for improving the health culture of the general population and upbringing of active and healthy young generation. Practice of yoga can be an effective response to the challenge of the century and its tightening demands.
In this research work we examine the impact of yoga practice on psychological and physical development of students of higher educational institutions. Using the methods of mathematical statistics we prove significant positive changes in the physical and psychological health of students in the result of yoga practice during one academic year. In this way the aim of our work is the disclosure of the advantages of introduction of yoga as an academic discipline and presentation of the prospects of its application compared with traditional types of physical activity.
Keywords
Yoga, health care, educational program, physical health, psychological health, non-traditional types of physical activity.