Регистрация / Вход
Прислать материал

Особенности развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей первого года жизни

Сведения об участнике
ФИО
Гришина Ксения Игоревна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Особенности развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей первого года жизни
Резюме
Исследование посвящено выявлению различий в уровне развития нейрокогнитивных функций у недоношенных и доношенных детей в возрасте от 5 до 12 месяцев. Актуальность данной работы обусловлена возрастанием количества детей, рожденных раньше срока. Была проведена оценка развития с применением метода «Шкала Бейли» и метода регистрации движений глаз. Было выявлено отставание недоношенных младенцев по рецептивной коммуникации, по поиску простого отличающегося объекта и длине траектории рассматривания. Показатели частоты саккад были выше у младенцев с недоношенностью. Не было получено различий по совместному вниманию и поиску лиц среди массива дистракторов.
Ключевые слова
нейрокогнитивное развитие, недоношенность, Шкала Бейли, айтрекинг
Цели и задачи
Целью данного исследования является выявление различий в уровне развития нейрокогнитивных функций у недоношенных и доношенных детей первого года жизни.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. сформировать экспериментальную и контрольную группы, включающие в себя недоношенных и доношенных младенцев, соответственно;
2. провести комплексное исследование уровня развития нейрокогнитивных функций у обеих групп младенцев при помощи поведенческого и аппаратурного методов;
3. провести сравнительный анализ показателей уровня нейрокогнитивного развития у недоношенных и доношенных младенцев.
Введение

Недоношенность является одним из факторов, оказывающим значимое влияние на раннее развитие ребенка. На сегодняшний день наблюдается возрастание количества детей, рожденных раньше срока. Данная категория младенцев имеет значительный риск неврологических и психомоторных отклонений. Исследователями отмечены нарушения когнитивных, речевых и коммуникативных навыков у недоношенных младенцев. Кроме этого, существуют данные о замедленном созревании зрительных функций у недоношенных детей в сравнении с нормативной выборкой. С другой стороны, среди исследователей существует мнение об ускоренном созревании восприятия и ряда навыков у недоношенных младенцев, что объясняют более ранним попаданием их во внешнюю среду. 

 

Методы и материалы

В качестве поведенческой методики использовалась Шкала Бейли (третье издание), предназначенная для диагностики детей в возрасте от 1 до 42 месяцев. Данная шкала признана "золотым стандартом" в оценке раннего развития детей. Шкала Бейли включает в себя пять субшкал: когнитивную, рецептивной и экспрессивной коммуникации, крупной и мелкой моторики.

В качестве аппаратурного метода применялся айтрекер модели RED500 - бесконтактная, интегрированная в монитор, инфракрасная камера, отслеживающая движения глаз. Во время исследования ребенок находился на коленях у родителя на расстоянии 70 см от монитора. Процедура эксперимента состояла из калибровки для проверки точности фиксации взгляда, трех блоков со стимульным материалом и валидации. Первый блок включает в себя 8 изображений, на которых помещены разные объекты, в том числе лицо человека. Эти пробы предназанчены для проверки реакции ребенка на лица. Второй блок состоит из 16 изображений, на них по окружности распределены абстрактные символы, один из которых отличается от других. Эти пробы использовались для проверки способности ребенка к зрительному поиску. Третий блок состоит из 6 видео, на которых за столом сидит модель, по обе стороны от нее расположено по одной игрушке. Модель переводит взгляд на одну из игрушек. Данные пробы предназначены для оценки совместного внимания, т.е. внимания ребенка к той же игрушке, на которую обращен взгляд модели.

Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы IBM SPSS Statistics 22.

Описание и обсуждение результатов

Были получены различия на уровне тенденции по субшкале рецептивной коммуникации, при этом недоношенные младенцы имели более низкие показатели. Этот результат согласуется со многими литературными данными, где было отмечено отставание недоношенных по речевым навыкам, в том числе аудиальному восприятию речи. Такие показатели объясняют, с одной стороны, меньшим уровнем созревания мозговых структур, в частности, морфофункциональной незрелостью зон Брока и Вернике. С другой стороны, в качестве социально-психологических факторов выделяют синдром госпитальной депривации новорожденного. Под депривацией подразумевают разлуку ребенка с матерью вследствие необходимости его госпитализации, и как результат, недостаток коммуникации и восприятия речи родителей.

Было выявлено статистически значимое  отставание недоношенных младенцев по успешности зрительного поиска простого отличающегося объекта в сравнении с контрольной группой. Такой результат может быть связан с замедленным, по сравнению с нормативными детьми, развитием внимания. Сществует большое количество подтверждений того, что созревание визуального внимания у недоношенных младенцев происходит медленнее, и в 6 месяцев у этой группы детей часто отмечаются трудности в распределении и сосредоточении внимания.

В группе недоношенных младенцев были получены более низкие показатели длины траектории рассматривания. Данный параметр связан со стратегией рассматривания и может быть использован для определения количества информации, воспринимаемой ребенком. Меньшее значение этого параметра, возможно, свидетельствует о более локальном восприятии визуальной информации и внимании к деталям объектов у недоношенных младенцев по сравнению с более целостным восприятием информации нормативно развивающимися младенцами.

Были получены более высокие значения частоты саккад у экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Такой результат противоречит литературным данным, где говорится о меньшей частоте саккад и более медленном переключении внимания у недоношенных младенцев в возрасте 5-6 месяцев по сравнению с нормативными младенцами. Снижение частоты саккад может свидетельствовать о меньшей гибкости переключения внимания между разными объектами. Таким образом, в данном случае недоношенные младенцы продемонстрировали более зрелое поведение визуального ориентирования.

В целом полученные результаты позволяют заключить, что дети, имеющие в анамнезе недоношенность, обладают специфическими особенностями развития, которые могут проявляться в виде замедленного развития либо созревания, превышающего типичные темпы.

Используемые источники
Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Айтрекинг: методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике.
Иванова Н.Б. Проблемы развития недоношенных детей, воспитывающихся в условиях семьи и дома ребенка.
Лебедева О.В., Неврюзина Г.О., Фролова О.В. Особенности развития и состояние здоровья на первом году жизни глубоко недоношенных новорожденных.
Bedford R., Elsabbagh M., Gliga T., Johnson M.H. Precursors to social and communication difficulties in infants at-risk for autism: gaze following and attentional engagement // Journal of autism and developmental disorder.
Adams-Chapman I., Bann C.M., Vaucher Y.E. Association Between Feeding Difficulties and Language Delay in Preterm Infants Using Bayley III.
De Schuymer L., De Groote I., Desoete A. Gaze aversion during social interaction in preterm infants: A function of attention skills?
Information about the project
Surname Name
Grishina Kseniya
Project title
Features of development of neurocognitive functions in preterm infants
Summary of the project
Research is devoted to revealing of differences in the level of development of neurocognitive functions in preterm and full-term infants aged 5 to 12 months. The importance of this research is due to an increase of number of preterm infants. Development of infants was measured with "Bayley Scales of infant development, third edition" and also with eye-tracker. We found that preterm infants delay in receptive communication, visual search of different stimulus and path length viewing. But saccadic frequency rates were hither in preterm infants. There was no difference in joint attention and preference for faces.
Keywords
neurocognitive development, preterm infants, Bayley Scales, eye-tracker,