Регистрация / Вход
Прислать материал

Функции поэтической графики в сборнике стихотворений В. Павловой "Письма в соседнюю комнату: тысяча и одно объяснение в любви"

Сведения об участнике
ФИО
Ткачева Наталья Константиновна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Функции поэтической графики в сборнике стихотворений В. Павловой "Письма в соседнюю комнату: тысяча и одно объяснение в любви"
Резюме
В научно-исследовательской работе рассматривается понятие поэтической графики, ее единицы и функции. Главным результатом работы стала созданная классификация функций поэтической графики, описывающая функции графических единиц, и функции топографии, которые встречаются в современном поэтическом тексте. Помимо этого теоретическая классификация апробируется на материале поэтического сборника современной писательницы и подкрепляется текстовыми примерами. В результате работы с художественными текстами, классификация подтверждает свою работоспособность.
Ключевые слова
функция, поэтическая графика, графическая единица, топография, графика, поэзия
Цели и задачи
Целью исследования является создание классификации функций поэтической графики, встречающихся в современном поэтическом тексте
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить и распределить по группам основные единицы поэтической графики;
2) выделить функции графических средств, используемых в поэтическом тексте;
3) описать единицы поэтической графики и установить их функции поэтической графики в анализируемом сборнике Веры Павловой
4) создать общую классификацию функций поэтической графики
Введение

В последнее время в области языкознания большое внимание уделяется изучению особенностей современной письменной речи, которые рассматриваются на материале художественных текстов (в том числе, поэтических).

Актуальность данной работы заключается, во-первых, в изучении поэтической графики на современном этапе ее развития, когда стихотворный текст набирается на компьютере, и у автора имеется возможность разнообразного выделения значимых моментов. Во-вторых, актуальность нашей работы заключается в выявлении особых характеристик поэтической графики, которые обнаруживаются в современной поэзии в связи с применением новых графических единиц или с использованием знакомых ранее единиц в нетрадиционном контексте.

 

Методы и материалы

Цель и задачи работы определили выбор следующих методов и приёмов исследования:

  • лингвистического наблюдения и описания,
  • приема сплошной выборки,
  • филологического анализа,
  • сравнения и сопоставления,
  • структурирования и обобщения информации.

Материалом исследования послужили тексты поэтического сборника современной писательницы Веры Павловой «Письма в соседнюю комнату: тысяча и одно объяснение в любви», который состоит из тысячи и одного стихотворения, каждое из которых имеет свой порядковый номер. Под исследуемыми текстами мы понимаем не только отдельные стихотворения, но и такие единицы, как предложения, строфы и строки. Данные единицы составили материал исследования не случайно: выбор определила тема дипломной работы и те средства поэтической графики, которые в ней рассматриваются. Например, при описании таких единиц поэтической графики, как курсив, или выделение отдельных слов текста с помощью заглавных букв, нам не нужно анализировать стихотворение целиком, достаточно лишь разобрать ту часть, в которой встречается данная графическая единица, а это может быть как одно предложение, ода строфа или одна строка. Если же мы рассматриваем нетрадиционное построение текста или неординарный вариант записи, то материалом исследования будет не часть текста, а целый текст – отдельное стихотворение. Самая объемная единица материала – несколько стихотворений, связанных между собой сноской, отсылающей читателя от одного стихотворения сборника к другому. 

Описание и обсуждение результатов

На основе имеющихся научных работ мы создали новую классификацию функций поэтической графики, в которой собрали воедино все имеющиеся функции: функции пунктуационных знаков, отдельных графических единиц, различных средств выделения текста, а также функций расположения текста на листе, встречающиеся в современном поэтическом тексте. Данную классификацию мы представили в виде схемы, которая представлена в презентации (схема 1).

После работы над материалом исследования схема 1 наполнилась единицами поэтической графики и номерами стихотворений из сборника, где можно посмотреть пример той или иной единицы и функции (схема 2 презентации).

Результаты работы на различных научных конференциях показали, что данная информация может быть интересна большому кругу людей: как людям, занимающимся филологическими науками, исследованиями в области филологии, так и учителям школы и преподавателям ВУЗов в их ежедневной работе с учениками и студентами на занятиях по работе с художественными текстами.

Используемые источники
1. Бутов, Р. Н. Графика в поэтическом тексте: традиции и инновации (на материале русской поэзии XX века) : автореф. дис. … канд. филол. наук [Текст] / Р. Н. Бутов. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2010. – 22 с.
2. Бадаев, А. Ф. Функциональные типы поэтической графики (на материале русской поэзии XVII–XXI вв.) : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. Ф. Бадаев. – Екатеринбург : Уральский государственный университет им А. М. Горького, 2005. – 22 с.
3. Казарин, Ю. В. Поэтический текст как система : монография [Текст] / Ю. В. Казарин ; Екатеринбург : Изд-во уральского университета, 1999. – 260 с.
Information about the project
Surname Name
Tkacheva Natalya
Project title
poetic graphics functions in the collection of poems of V. Pavlova " Letters to the next room : a thousand and one declaration of love "
Summary of the project
The research work deals with the concept of poetic graphics and its units and functions. The main result of the work was created by the classification of the poetic function plots, describing the function of the graphic units, and the topography of the features that are found in the modern poetic text. In addition, the theoretical classification of the material being tested on the poetry collection of contemporary writer and supported by textual examples. As a result of working with artistic text classification confirms its operation.
Keywords
function , poetic graphics, graphics unit , topography , drawing , poetry