Регистрация / Вход
Прислать материал

Вовлечение детей в совместную деятельность в процессе обучения решению текстовых задач на уроках математики.

Сведения об участнике
ФИО
Кукушкина Инна Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Вовлечение детей в совместную деятельность в процессе обучения решению текстовых задач на уроках математики.
Резюме
Данный проект содержит описание исследования организации совместной деятельности на уроках математики как ресурса, позволяющего детям овладевать предметными, метапредметными и личностными умениями. А также, в работу включены рекомендаций для учителей начальной школы по вовлечению детей в совместную деятельность при решении текстовых задач на уроках математики.
Ключевые слова
Совместная деятельность; решение текстовых задач; модели совместной деятельности: авторитарная модель, лидерская модель, партнерская модель.
Цели и задачи
Цель: разработка рекомендаций для учителей начальной школы по вовлечению детей в совместную деятельность при решении текстовых задач на уроках математики.
Задачи:
1. Реконструировать личный опыт.
2. Определить позиции учителя и учащихся в совместной деятельности.
3. Выяснить представления учителей начальных классов о совместной деятельности и ее организации на уроке.
4. Определить ведущие модели организации совместной деятельности у учителей начальных классов.
Введение

Введение

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования изменился «портрет выпускника начальной школы», который может быть представлен в следующих личностных характеристиках: владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение; готовый и способный к саморазвитию. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя лишь формально организовывают совместную деятельность, внося только некоторые ее элементы в урок. Решение задачи сводится лишь к выполнению определенных этапов, главной целью выступает формирование умения решать задачи определенных типов.

 

 

Методы и материалы

 

1. Анализ научной литературы.

Авторы рассматривают понятие «совместная деятельность» с разных аспектов:  психологический аспект, где совместная деятельность выступает, прежде всего, фактором развития ребенка, в частности, интеллектуального. А также раскрывается педагогическая и даже философская сторона совместной деятельности. 

2.Модификация методики  Г.Н. Прозументова, О.Н. Калачикова, О.В. Казакевич.

При анализе результатов, мы обнаружили, что учитель на уроке в основном, занимает авторитарную позицию, об этом свидетельствуют следующие данные: 100% учащихся класса, в качестве постоянно используемых на уроке действий («реальных») отмечают те, которые характеризуют именно эту модель поведения учителя («слушаю», «записываю»). Также есть школьники (68%), которые отмечают в качестве реальных, действия характерные для лидерской позиции. 

3. Беседа с учителями.

В ходе беседы нам удалось установить, что под совместной  деятельностью большинство учителей понимают групповую работу («деятельность, которая выполняется в группе, групповая работа и т.п.»).  В связи с этим, на наш взгляд, многим из педагогов было сложно дать ответы на последующие вопросы.  

4. Наблюдение за деятельностью учителя у учащихся при решении текстовых задач.

Анализ результатов наблюдения показывает, что  учителя, в основном, ориентированы  на авторитарную модель. 

Описание и обсуждение результатов

При анализе результатов, мы обнаружили, что учитель на уроке в основном, занимает авторитарную позицию, об этом свидетельствуют следующие данные: 100% учащихся класса, в качестве постоянно используемых на уроке действий («реальных») отмечают те, которые характеризуют именно эту модель поведения учителя («слушаю», «записываю», «я должен обязательно получить оценку»). Также есть школьники (68%), которые отмечают в качестве реальных, действия характерные для лидерской позиции («выбираю свой способ решения задачи», «доказываю вариант решения задачи», «вместе с учителем создаю основания для оценивания»). Что касается действий, указывающих на партнерскую модель (могу выбрать группу для работы, сам выбираю задачу для решения, составляю план решения), то их дети (100%) отмечают в качестве предпочитаемых действий, то есть тех, которые бы хотелось использовать. Таким образом, мы можем говорить о том, что в работе учителя сосуществуют два вида моделей – авторитарная и лидерская, с преобладанием первой, а также о том, что существует существенный разрыв между реальными и предпочитаемыми действиями, учащиеся класса хотят быть соучастниками деятельности, влиять на ход деятельности на уроке.

Анализ результатов наблюдения показывает, что 42% учителей ориентированы в основном на авторитарную модель, об этом свидетельствует следующее:  сами предлагают детям план решения задачи, объясняют новый способ решения задачи, используют, в основном, фронтальную форму работы, сдерживают инициативу школьников (ситуации, когда дети находят новый способ решения задачи или предлагают вариант решения нового вида задачи). При этом учителя используют такие речевые фразы: «Напоминаю вам план решения задачи», «Один ученик решает у доски, все остальные в тетради», «Повтори, как ты будешь решать задачу», «Не говори об этом способе решения, сейчас нам это не нужно», «Расскажи мне, как ты решал(а)». У 29% педагогов – преобладание лидерской модели, на это указывают такие ситуации, как составление совместно с детьми плана решения задачи,  обсуждение вариантов решения, дети доказывают и обосновывают вариант решения задачи, речевые фразы, которые использует учитель: «Наши действия?», «Что нам необходимо для решения?», «Отнеситесь. Возможен ли такой вариант решения? Почему?». У 29% учителей обнаруживается сочетание лидерской и авторитарной моделей. Что касается партнерской модели, то некоторыми учителями используются только отдельные ее элементы, такие как выработка совместно с детьми критериев для оценивания («Как мы можем оценить работу с задачей?», «Какие могут быть критерии  для оценивания?»). 

Таким образом, результаты проведенной нами работы приводят к необходимости разработки методических рекомендаций, соблюдение которых поможет учителю изменить свою позицию на уроке математики при решении текстовых задач, а также включить детей в совместную деятельность.

Используемые источники
Список литературы

1. Никитина Л.А. Инновационное развитие образования как условие изменения задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе. – 2014. - № 2. – С. 12-19.
2. Никитина Л.А., Поздеева С.И. Педагогическое наследие Г.Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики . – 2015. - № 4. – С. 7-14.
3. Поздеева С.И. Начальная школа – пространство совместной деятельности. – 2003. - №2. – С. 58-67.
4. Прозументова Г.Н. Научный семинар. [Эл. ресурс]
5. Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность. – Томск: Дельтаплан, 2020. – С. 4- 16.
6. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. - 1998. - №5. - С. 49 - 59.
7. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. - М. - 1992.
Information about the project
Surname Name
Kukushkin Inna
Project title
Involving children in joint ventures in the course of training to the decision of text problems at lessons of mathematics.
Summary of the project
This project contains a description of the research organization of joint activities in mathematics lessons as a resource that enables children to acquire substantive, metasubject and personal skills. Also, the work included recommendations for primary school teachers to involve children in joint activities in solving word problems at lessons of mathematics.
Keywords
Team work; word problems; model of joint activities: authoritarian model, leadership model, the affiliate model.