Регистрация / Вход
Прислать материал

Гражданско-правовой режим объектов культурного наследия

Сведения об участнике
ФИО
Кудряшова Валерия Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Юридические науки
Тема
Гражданско-правовой режим объектов культурного наследия
Резюме
В работе проведен глубокий анализ гражданско-правового режима объектов культурного наследия в Российской Федерации. Исследована зарубежная практика. Выявлены основные проблемы, возникающие в данной сфере, в частности: проблема категорийности объектов культурного наследия, проблема вновь выявленных объектов культурного наследия, а также отсутствие государственной поддержки инвесторов и другие. Сформулированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство с целью решения обозначенных проблем.
Ключевые слова
объекты гражданских прав, объекты культурного наследия, историко-культурная экспертиза
Цели и задачи
Целью данной работы является анализ правового режима объектов культурного наследия и выработка предложений по оптимизации законодательства о культурных объектах.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать перечень признаков объектов культурного наследия, необходимый для отнесения отдельного объекта к числу объектов культурного значения;
2) обосновать необходимость исключения из российского законодательства излишнего деления объектов культурного наследия на категории;
3) предложить новые дефиниции, отражающие степень значимости культурных объектов;
4) проанализировать правовой режим выявленных объектов культурного наследия в Российской Федерации;
5) на основе проведенных исследований разработать новый порядок проведения историко-культурной экспертизы в Российской Федерации;
6) обосновать целесообразность оказания государством необходимой субсидиарной финансовой и консультативной помощи владельцам объектов культурного наследия;
7) на основе сравнительного анализа сформулировать предложения о предоставлении налоговых льгот владельцам объектов культурного наследия.
Введение

Сохранение культурного наследия – первоочередная задача любого государства. Памятники истории и культуры являются воплощением духовного богатства народа, залогом преемственности поколений и национальных традиций. Вместе с тем, правовое регулирование не избавлено от пробелов и недостатков, в частности в России встречается произвольный подход к значимости объектов культурного наследия, что отрицательно сказывается на их содержании. Кроме того на законодательном уровне отсутствует устойчивая поддержка частных инвесторов, готовых участвовать в восстановлении уникальных объектов культурного наследия. Все это очевидно свидетельствует о необходимости совершенствования государственной политики по управлению культурными объектами.

Методы и материалы

Методология исследования в значительной части обусловлена его целью и задачами. Основным методом, применяемым в данной работе, является метод сравнительного правоведения. Также в работе были использованы общенаучные и специально-научные методы, такие как синтез, анализ и другие.

Описание и обсуждение результатов

В работе проанализированы проблемы правового режима объектов культурного наследия и сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере, в частности: 

1. Предлагается закрепить на законодательном уровне перечень признаков объектов культурного наследия. 

2. В целях унификации законодательства субъектов и осуществления более эффективной охраны исключить из российского законодательства деление объектов культурного наследия на категории. То есть в Российской Федерации должны остаться объекты культурного наследия (федерального значения) и особо ценные объекты культурного наследия.

3. Предлагается в Законе об объектах культурного наследия закрепить несколько дефиниций, которые будут отражать степень значимости культурных объектов: объекты культурного наследия, региональные культурные ценности, локальные культурные ценности. 

4. Для ограничения срока нахождения выявленного объекта культурного наследия в соответствующем списке предлагается дополнить ст.18 Закона об объектах культурного наследия следующим положением: «По истечении указанного срока объекты подлежат исключению из перечня выявленных объектов культурного наследия».

5. В свете предложенных нововведений предлагается изменить порядок проведения историко-культурной экспертизы на предмет отнесения выявленного объекта к объектам культурного наследия, что отразить в Положении о проведении государственной историко-культурной экспертизы.

6. В Законе Об объектах культурного наследия ст.13 указать, что государство обязуется оказывать необходимую субсидиарную финансовую помощь при проведении реставрационных, охранных и других работ исходя их материального положения владельца. Наряду с этим следует предусмотреть налоговую льготу для владельцев объектов культурного наследия в отношении этих объектов, например, ст.14 Закона Об объектах культурного наследия дополнить следующим положением «Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или аренды объектом культурного наследия и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеет право на освобождение от налогообложения в пределах суммы, затраченной на проведение данных работ».

7. Указать необходимость оказания владельцу консультативной помощи. В частности, п.22 Постановления правительства РФ от 06 декабря 2002 г. №894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» изложить в следующей редакции: «Орган охраны объектов культурного наследия организует учет утвержденных им охранных обязательств, мониторинг их выполнения, а также осуществляет контроль за выполнением условий охранных обязательств и при необходимости оказывает владельцам объектов культурного наследия консультативную помощь в ремонте и содержании».

Используемые источники
1. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия : от 16 ноя. 1972 г.
2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ
3. Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе : постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569
4. О защите немецкого культурного достояния от вывоза за границу: Закон Германии от 06 авг. 1955 г.
5. Веденин, Ю. А. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия
6. Act on the Protection of Cultural Monuments of the Land of Hesse from 23 sep. 1974
7. Bavarian Law for the Protection and Preservation of Monuments from 25 june 1973
8. Loi du 31 décembre 1913 sur les monuments historiques
9. Monuments Protection Act of Saxony-Anhalt from 21 oct. 1991
Information about the project
Surname Name
Kudryashova Valeriya
Project title
The civil regime of cultural heritage objects
Summary of the project
This research paper performs a profound analysis of legal status of cultural heritage sites in the Russian Federation. Foreign practices were studied. The basic problems in this field were defined, including but not limited to the issue of categorization of cultural heritage sites, the problem of the newly identified objects of cultural heritage, as well as the lack of public support for investors. Current legislation change proposals were developed to resolve the problems identified.
Keywords
the objects of cultural heritage, cultural material, state historical-cultural expert examination