Регистрация / Вход
Прислать материал

Адаптивное поведение как показатель психологического здоровья детей дошкольного возраста

Сведения об участнике
ФИО
Лебедев Александр петрович
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Адаптивное поведение как показатель психологического здоровья детей дошкольного возраста
Резюме
Исследование показателей психологического здоровья детей позволяет улучшить диагностику, проводить профилактику психологического здоровья, сформировать программы по коррекции психологического здоровья с учётом индивидуальных особенностей детей и типа нарушения.
В ходе работы было выделено три группы психологического здоровья: Группа сохранного психологического здоровья, риска, и нарушения психологического здоровья. Описана специфика и организация психологического здоровья, как системы в каждой из групп. Описано влияние адаптивного поведения на формирование психологического здоровья дошкольников.
Ключевые слова
Психологическое здоровье, показатели психологического здоровья, адаптивное поведение, эмоциональное благополучие, социальная адаптация, дети дошкольного возраста.
Цели и задачи
Цель исследования. Изучить функционирование психологического здоровья дошкольников, как системы, на основе трёх показателей: эмоционального благополучия, социальной адаптации, и адаптивного поведения, как регуляции своих действий и состояний.
Задачи:
1. Выделить показатели психологического здоровья детей дошкольного возраста.
2. Составить диагностический блок для изучения психологического здоровья детей дошкольного возраста.
3. Разделить общую выборку на группу сохранного психологического здоровья, группу риска и группу нарушения психологического здоровья.
4. Описать специфику социальной адаптации, эмоционального благополучия и регуляции своих действий и состояний в каждой группе психологического здоровья.
5. Описать взаимосвязи показателей психологического здоровья, характеризующие его как систему.
Введение

Данное исследование направлено на изучение психологического здоровья дошкольников как системы. В качестве показателей психологического здоровья используется социальная адаптация, эмоциональное благополучие и адаптивное поведение, как регуляция своих действий и состояний. Под адаптивным поведением понимаются механизмы регуляции поведения, цель которых облегчить адаптацию человека. Гипотеза исследования - существует специфика в адаптации, эмоциональном благополучии и адаптивном поведении дошкольников с учетом уровня их психологического здоровья. Описана специфика психологического здоровья в каждой из групп, выделены корреляции между показателями психологического здоровья, ресурсы для его сохранения и др. 

Методы и материалы

Методы исследования.
1. Теоретический анализ, сопоставление и обобщение современных теоретико-эмпирических исследований в данной области.
2. Экспертная оценка.
3. Проективные тесты. 

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с декабря 2014 по декабрь 2015 года на базе детских садов №44 и №36 г. Кострома. В исследовании принимали участие 38 воспитанников подготовительной группы. В выборке участвовали 20 мальчиков и 16 девочек. Средний возраст составляет 6 лет 6 месяцев. 

Диагностический блок. Диагностический блок изучения психологического здоровья включает в себя методику «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» (О.В. Хухлаева, 2003) модификация Е.В. Куфтяк, а также следующие методики, характеризующие такие компоненты психологического здоровья, как эмоциональное благополучие, социальная адаптация, регуляция своих действий и состояний.
Для исследования социальной адаптации применялись следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец, 1995), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко, 1999), опросник «Сильные стороны трудности» (автор Р. Гудман, в адаптации Е.Р. Слободской, 2006).
Для исследования адаптивного поведения, как регуляции своих действий и состояний была применена методика «Шкала рейтинга Стреляу».
Для исследования эмоционального благополучия использовалась  методика «Домики» (автор О.А. Орехова, 1995).

Описание и обсуждение результатов

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Обобщая полученные данные, можно предположить, что нарушение социальной адаптации является лишь следствием, хотя конечно и осложнят ситуацию, а основной причиной нарушения психологического здоровья дошкольников является недостаточная регуляция своего поведения и состояний, и нарушение эмоционального благополучия (низкий эмоциональный фон, низкий энергетический уровень, неустойчивость эмоциональных состояний). Это раскрывает особенности функционирования психологического здоровья как системы.

2. Социальная адаптация в каждой из групп психологического здоровья имеет свою специфику. Если в группе сохранного психологического здоровья мы наблюдаем благоприятную картину, то в группе риска детей отличает низкая активность, проблемы коммуникации, неуверенность, замкнутость. В свою очередь для детей из группы нарушения психологического здоровья характерна повышенная активность, конфликтность, несоблюдение дисциплины, проблемы в отношении со сверстниками.

3. Эмоциональное благополучие в группах психологического здоровья имеет свою специфику. У детей из группы нарушения психологического здоровья и группы риска преобладает низкий эмоциональный фон. Также было зафиксировано негативное отношение к себе в этих группах. В группе нарушения психологического здоровья эти показатели были ниже, чем в группе риска.

4. Группы психологического здоровья также отличаются особенностями адаптивного поведения. Дети из группы риска плохо регулируют свои действия и состояния и слабо осознают необходимость этой регуляции, однако уровень регуляции в группе нарушения психологического здоровья значительно ниже. Для дошкольников из группы нарушения психологического здоровья адаптивное поведение, как регуляция своего поведения и состояний играет ключевую роль, т.к. большинство проблем с психологическим здоровьем у них вызвано именно недостаточным контролем своих действий, импульсивностью, неумением управлять своим эмоциональным состоянием.

5. Результаты корреляционного анализа указывают на то, что социальная адаптация в группе сохранного психологического здоровья во многом зависит от энергетического уровня, т.е. достаточного уровня эмоциональной энергии для обеспечения успешной адаптации в социуме. Для социальной адаптации детей группы риска особую важность играет благоприятный эмоциональный фон. В группе нарушения психологического здоровья на социальную адаптацию и психологическое здоровье в целом оказывает влияние уровень сформированности регуляции своего поведения состояний. Чем выше уровень регуляции, тем меньше проблем с социальной адаптацией и психологическим здоровьем в целом.

Используемые источники
Лебедев А. П. Показатели и методики диагностики психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 3251–3255
Лебедев А.П. Показатели психологического здоровья и их изучение в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы психологической теории и практики [Текст]: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Донецк: ДонНУ, 2016. - 203 с.
Лебедев А.П., Реунова А.А. Исследование механизмов адаптивного поведения у дошкольников с разным уровнем психологического здоровья // Психология - наука будущего: Материалы VI Международной конференции молодых ученых "Психология - наука будущего". 19-20 ноября 2015 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2015. - 592 с.
Information about the project
Surname Name
Alexander Lebedev
Project title
Adaptive behavior as an indicator of psychological health of preschool children
Summary of the project
Research indicators of psychological health of children improves diagnosis, conduct prevention of psychological health, form for the correction of psychological health programs, taking into account the individual characteristics of the children and the type of disorders.
The work was allocated to three groups of psychological health: Group retained psychological health, risk group, and a group of psychological health disorders. This paper describes the specifics and the organization of psychological health as a system in each of the groups. It describes the impact of adaptive behavior on the formation of the psychological health of preschool children.
Keywords
Psychological health, psychological health indicators, adaptive behavior, emotional well-being, social adaptation, preschool children.