Регистрация / Вход
Прислать материал

Доктрина преступления и наказания: восточная и западная традиции

Сведения об участнике
ФИО
Борзенко Евгений Игоревич
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Юридические науки
Тема
Доктрина преступления и наказания: восточная и западная традиции
Резюме
Работа является самостоятельным научным исследованием, представляющим сравнительный анализ доктрины преступления и наказания в западной и восточной традиции на примере учений Древнего Китая, Древней Индии и Западной Европы XVIII-XIX вв.
Объектом исследования являются политико-правовые теории древнего Востока и Западной Европы эпохи Просвещения. Предмет исследования – концепция преступления и наказания. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой и правоприменительной деятельности, при ведении учебных занятий по ряду юридических дисциплин.
Ключевые слова
Преступление, наказание, принципы наказания, легизм, Каутилья, Законы Ману, Ч.Беккариа, П.А.Фейербах, восточная традиция, классическая школа уголовного права, сравнительный анализ.
Цели и задачи
Цель исследования: провести сравнительный анализ уголовно-правовой доктрины и феномена преступления и наказания, изложенных в трудах восточных и западноевропейских философов и юристов.
Задачи:
1.Выявить сущность и содержание проблемы преступления и наказания, изложенной в учении древнекитайских легистов.
2.Проанализировать причины преступлений, дать характеристику системе наказания, представленных в древнеиндийских трактатах.
3.Выделить характерные черты восточной традиции доктрины преступления и наказания.
4.Рассмотреть проблему преступления и наказания в трудах представителей западноевропейской классической школы уголовного права. Сравнить трактовку этого феномена в учениях Ч. Беккариа и П. Фейербаха.
5.На примере политико-правовых учений представителей различных культур, сравнить проблематику преступления и наказания с точки зрения Западной и Восточной традиции, выявить общие и специфические черты.
Введение

Проблема преступления и наказания всегда была актуальной и злободневной. С древних времен великие правители и мыслители пытались разобраться в сущности преступлений и ответить на вопрос, как предотвратить преступления, какие преступления представляют наибольшую опасность для власти, общества, какая система наказаний поможет навсегда избавить общество от преступников. Научные дискуссии по этим вопросам не прекращаются до настоящего времени, однако оптимального пути решения проблемы пока не найдено.

Традиционно Восток и Запад воспринимались как противоположные социокультурные миры со специфическими путями развития. По-своему каждая из культур подходила и к решению проблем законности, сущности и природы преступления и наказания.

Методы и материалы

Теоретическую основу исследования составили синтез диалектического, историко-философского, компаративистского, политико-правового, юридического анализа к проблемам преступления и наказания.

Литературу, в которой раскрывается сущность и специфика феномена преступления и наказания можно разделить на несколько групп:

Первоисточники, трактаты «Шан Цзунь Шу» Шан Яна, «Артхашастра» Каутильи, Законы Ману, «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа, «Уголовное право» П.А.Фейербаха.

Монографии и статьи по теории преступления и наказания в целом. Здесь можно выделить труды В.В.Мальцева, И.М. Гальперина, А.С. Гольденвейзера, Ю.Е. Полубинской, М.Д. Шаргородского и др. 

Произведения историков и правоведов, в которых исследуются государственный строй Древней Индии и Древнего Китая и их политико-правовые школы. Это работы Л.С. Васильева, С.А. Деханова, В.В. Кочеткова, Ю.В. Недилько, С.А. Панькина, В.А. Рубина, Г.Я. Смолина, Е.А. Торчинова, И.И. Царькова и др.

Труды отечественных историков прошлых лет и современных исследователей по теории становления классической школы уголовного права в Европе:  С.Я. Беликова, Д.А. Герасимова, С. В.Зарудного, Л.О.Иванова, Б.А. Кистяковского, А.Х. Мандагулова, В.К. Сыча,  О.А. Омельченко и т.д.

Описание и обсуждение результатов

Традиционно западная и восточная парадигмы воспринимаются как антиподы. Однако при анализе проблемы преступления и наказания мы выявили не только различия, но и определенные сходства. Прежде всего, это проявилось в идее публичности при применении наказания. Основная политика государства в области наказания должна строиться на превентивной функции наказаний либо охране определенных общественных отношений, от посягательств виновных лиц. Поэтому авторы трактатов сходились во мнении о необходимости публичного проведения наказаний.

Еще одним сходством являются идеи о необходимости  применения одинаковых наказаний за одни и те же действия для всех лиц, независимо от их общественного положения, социального статуса и других различий. Исключением является лишь древнеиндийские философы, полагавшие, что наказания должны дифференцироваться в зависимости от кастовой принадлежности человека.

Уголовное право в работах древнекитайских и древнеиндийских философов, как представителей восточной парадигмы, не выделяется в виде отдельной отрасли права. В трудах философов западной традиции, наоборот, можно увидеть, что уголовно-правовые нормы обособляются в отдельных разделах сводов законов. 

Страны восточной традиции отличались стремлением наказать преступника как можно строже, с особой жестокостью. Авторы древнеиндийских трактатов предлагали менее жестокие способы наказания. 

Во времена Ч. Беккариа и П.Фейербаха в Европе действовала квалифицированная смертная казнь, применялись пытки и другие телесные наказания. Но благодаря трудам этих мыслителей, происходит серьезнейший сдвиг уголовного права в сторону гуманности наказаний. 

В работах философов древневосточной традиции прослеживается существенное влияние религиозных и моральных правил на нормы права. Представители западной школы  уголовного права в силу временных особенностей применяли уже унифицированную терминологию, близкую к современной трактовке. терминологии.

В трудах древневосточных мыслителей уже прослеживается формирование  принципа объективного вменения, который предполагает, что основанием ответственности является совершение деяния вне зависимости от вины. В учениях западных юристов можно увидеть вменение как широко проработанный институт уголовного права.

В трудах западноевропейской юридической школы виновным могло оказаться и бездействие. Однако здесь вступала в свои права исходная концепция «общественного договора» как отправной точки криминализации: гражданин обязывается этим договором только к ненарушению иных прав, поэтому бездействие может быть лишь особым правомерным основанием, приложимым либо к особым ситуациям, либо к особым субъектам, которым закон заранее вменил в обязанность определенные действия.

Используемые источники
1. Антология мировой правовой мысли в 5 тт. Т.3. М.: Мысль, 1999.- 564 с.
2. Артхашастра или Наука политики - М.: Ладомир Наука, 1993.-794 с.
3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Под ред.В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2004.- 184 с.
4. Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным. — Москва: Наука, 1992. - 496 с.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.В. Наумова. – М.: Юристъ, 2002. - 824 с.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 25 марта 2016 года / М.: Проспект, 2016. - 240 с.
7. Фейербах П.А. Уголовное право //Антология мировой правовой мыли. М.: Мысль, 1999. - С.352-363.
8. Шан Ян. Книга правителя области Шан / Под ред. Л.С. Переломова. - М.:Ладомир, 1993. - 392 с.
Information about the project
Surname Name
Borzenko Evgeny
Project title
The doctrine of crime and punishment: eastern and western traditions
Summary of the project
The project is an independent scientific study presents a comparative analysis of crime and punishment in the doctrine of the Western and Eastern traditions on the example of the ancient Chinese teachings, ancient India and Western Europe XVIII-XIX centuries.
The object of the study are the political and legal theories of the ancient East and West Europe of the Enlightenment. The subject of research is the concept of crime and punishment. Results of the study can be used in legislative and law enforcement activities, the conduct of studies on a range of legal disciplines.
Keywords
Crime, punishment, principles of punishment, Legalism, Kautilya, The Laws of Manu, Ch.Bekkaria, P.A.Feyerbah, Eastern tradition, the classical school of criminal law, comparative analysis