Регистрация / Вход
Прислать материал

Субъектная организация рассказов Дмитрия Быкова

Сведения об участнике
ФИО
Сиянбиль Орлан Сергеевич
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Субъектная организация рассказов Дмитрия Быкова
Резюме
В работе исследуется своеобразие субъектной организации рассказов Дмитрия Быкова из цикла ЖД-рассказы. Выявляется и характеризуется взаимоотношения основных субъектов речи: героя, повествователя, абстрактного автора. Обосновывается функция приема несобственно-прямой речи. Стилевые доминанты рассматриваются как способ характеристики основного субъекта речи и выражения авторской идеи.
Ключевые слова
Нарратология, субъектная организация, образ автора, несобственно-прямая речь, ирония, интертекст, жанр.
Цели и задачи
Цель работы – определить и обосновать своеобразие субъектной организации рассказов Д. Быкова.
Задачи:
1. Обобщить основные положения исследований по проблеме субъектной организации;
2. Определить основные стилевые особенности рассказов и охарактеризовать функции несобственно-прямой речи;
3. Выявить характер взаимоотношений героя, повествователя и абстрактного автора.
Введение

Творчество Д. Быкова неоднозначно, оно привлекает внимание исследователей.

В XX веке проблема отношений автора и субъектов речи стала ключевой в исследованиях В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Б.А. Успенского, В. Шмида и др.

Таким образом, интерес критиков и литературоведов к творчеству Д. Быкова и к проблеме субъектной организации художественного текста свидетельствует об актуальности нашего исследования.

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществляется попытка охарактеризовать субъектную организацию рассказов Д. Быкова, выявляя в ней особенности взаимоотношений героя, повествователя и абстрактного автора.

Методы и материалы

Для достижения поставленной цели мы используем системно-целостный подход, включающий в себя следующие основные методы:

  1.       Нарратология как область литературоведения сосредоточена на особенностях повествовательного дискурса, выявляет характер и специфику субъектной организации текста как основного способа выражения авторского замысла, определяет особенности эстетического диалога автора с читателем.
  2.       Нарратология непосредственно связана с теорией диалога, основоположником которой является М.М. Бахтин. Исследование этой теории позволяет определить характер внутритекстовых взаимоотношений героя, повествователя и абстрактного автора, а также внетекстового диалога автора с читателем, с одной стороны, и автора с литературной традицией – с другой.
  3.       Структурно-семантический метод учитывает содержательность формы, соотнесение структурных компонентов, в частности, организации повествования и стилевых особенностей с содержанием, авторской идеей. Для структурно-семантического метода важно также рассмотрение художественного произведения в контексте литературной традиции, в том числе, в традиции жанра. Опорной для нас стала теория Б.А. Успенского о точках зрения.
Описание и обсуждение результатов

Субъектная организация является основным структурным компонентом художественного текста. Развернувшаяся в 20-е годы XX века полемика В.В. Виноградова и М.М. Бахтина о формах присутствия автора в тексте и о взаимоотношениях автора с героем стала основой для современной нарратологии, представители которой «объединили» эти теории и дифференцировали значения понятия «автор». Учитывая вненаходимость автор-творца тексту, следует понимать о существовании абстрактного автора (В. Шмид) или концепированного автора (Б.О. Корман) или образа автора, архитектонически (М.М. Бахтин) объединяющего текст.

            В рассказах Д. Быкова основным субъектом речи, как правило, является нейтральный повествователь или повествователь с ярко выраженной фразеологической точкой зрения. Исключение составляет рассказ «Инструкция», где субъект речи воплощает не только конкретную точку зрения: фразеологическую, идеологическую, психологическую, но и выражен грамматически местоимениями «мы», «я» и глаголами первого лица.

            В повествовании от третьего лица автор использует различные приемы, позволяющие выразить его отношение, преимущественно ироничное, к субъекту речи и предмету изображения. Это связано с тем, что образ повествователя часто воплощает обывательское массовое сознание. Комический эффект достигается благодаря частым каламбурам, алогизмам, комическим жестам. Отличительной чертой стиля писателя можно назвать несоответствие между предметом речи и языковыми средствами и парадоксальное разногласие в начале и конце художественного высказывания. Например, повествователь в начале каждого рассказа выдвигает тезис, который впоследствии самим ходом повествования и развитием сюжета опровергается. Это касается и жанра. За внешне простой структурой популярных жанров скрывается глубокий психологический и интертекстуальный контекст.

            Наиболее характерным способом включения слов героя в речь повествователя является несобственно-прямая речь, которая одновременно сближает их точки зрения и сокращает дистанцию между читателем и героем.

            Абстрактный автор объединяет все рассказы цикла. Вербально он в тексте не выражен, но является авторской идеей.

Используемые источники
1. Кудрин О. Поэт эпохи поэтического журнализма, писатель эпохи фаст-фикшн
2. Катенева И.Г. Способы самопрезентации в публицистических текстах Дмитрия Быкова
3. Сидорова А.Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы.
4. Григоровская А.В. Пространственно-временная организация и мотивная структура в антиутопии 2000-х годов
5. Нагорная Н. Фантастическое начало в книге рассказов Дмитрия Быкова «ЖД-рассказы»
6. Нагорная Н. Онейрическая антиутопия Д.Л.Быкова (рассказ "Обходчик")
7. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.: «Просвещение», 1972.
8. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Школа «Языки русской культуры», июль 1995. – 360 с., 69 илл.
9. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: «Высшая школа», 1971. – 240 с.
10. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности
Information about the project
Surname Name
Orlan Siyanbil
Project title
The narrative structure of Dmitry Bykov's stories
Summary of the project
This work analyzes the uniqueness of narrative structure Dmitry Bykov stories from his railway-stories cycle, identifies and describes main speech subjects: the protagonist, the narrator and the abstract author. Function of the double indirect discourse is grounded. Stylistic dominants are considered as a means of describing the main speech subject and the expression of the author's ideas.
Keywords
Narratology, narrative structure, the image of the author, double indirect discourse, irony, intertext, genre.