Регистрация / Вход
Прислать материал

Достоинства и недостатки ЕГЭ в контексте идей Л. С. Выготского

Сведения об участнике
ФИО
Иващенко Алина Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Достоинства и недостатки ЕГЭ в контексте идей Л. С. Выготского
Резюме
Анализируются основные концепции Л. С. Выготского, которые он заложил в своем труде "Педагогическая психология". В нашей работе представлены достоинства и недостатки ЕГЭ, отношение к ЕГЭ учащихся и педагогов, цели, которые преследуют учитель и ученики при подготовке к ЕГЭ. Обозначено, как влияет форма проведения ЕГЭ на результаты. С чем связана целевая установка при подготовке к ЕГЭ. Проведено микроисследование среди учащихся 11 класса и педагогов, которые готовят к сдаче ЕГЭ. Даны практические рекомендации.
Ключевые слова
ЕГЭ, обучение, развитие, учебная мотивация, целевая установка, зона ближайшего развития, субъект-субъектные отношения.
Цели и задачи
Цель - выявить, какие целевые установки ставят перед собой педагог и учащиеся при подготовке к Единому Государственному Экзамену. Задачи - изучить концептуальные положения педагогической психологии Л. С. Выготского, выявить какие целевые установки ставят перед собой ученики и педагоги при подготовке к ЕГЭ, провести анкетирование среди учащихся 11 класса и педагогов, которые готовят к сдаче ЕГЭ, дать практические рекомендации.
Введение

Особенностью современного общества является непрерывное изменение во всех сферах жизни. Начало третьего тысячелетия для России – эпоха перемен, информатизации и модернизаций. Сравнительно недавно в сфере образования появилось новое явление, получившее название Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Будучи спорным, противоречивым, ЕГЭ сформировал целый пласт волнующих вопросов со стороны учащихся, родителей и педагогов. Отношение общественности к ЕГЭ далеко неоднозначно и зачастую крайне негативно, а возникновение множества разносторонних вопросов, связанных с объективностью оценивания знаний учащихся, делает данную проблему актуальной для современного образования.

Методы и материалы

В работе применялся метод анкетирования.

Анкета для учащихся: 1. Какую цель ставите при подготовке к ЕГЭ? 2. В чем состоит подготовка к ЕГЭ? 3. Назовите положительные стороны ЕГЭ. 4. Укажите отрицательные стороны ЕГЭ. 5. Способствует ли ЕГЭ собственному развитию? 6. В чем это проявляется? 7. Ваше личное отношение к ЕГЭ в целом?

Анкета для педагогов: 1. Какую цель Вы ставите при подготовке учащихся к ЕГЭ? 2. Назовите положительные стороны ЕГЭ. 3. Укажите отрицательные стороны ЕГЭ. 4. Способствует ли ЕГЭ развитию учащихся? 5. В чем это проявляется? 6. Какие методы Вы используете при подготовке учащихся к ЕГЭ? 7. ЕГЭ позволяет объективно оценить знания и уровень развития учащихся? 8. Ваше личное отношение к ЕГЭ в целом.

Описание и обсуждение результатов

Результаты

Полученные в ходе анкетирования данные свидетельствуют о том, что экзаменующиеся (100%) и учителя(100%) ставят одинаковую цель при подготовке к ЕГЭ – «набрать высокий балл». Большинство педагогов (90%) и учащихся (60%) считают, что подготовка к ЕГЭ не способствует личностному развитию в целом. Относительно положительных сторон ЕГЭ, мнения учеников и преподавателей сошлись. Достоинствами называют возможности: поступления в любой вуз, независимо от местоположения; подачи документов одновременно в несколько вузов; поступление без вступительных экзаменов в самом вузе. Отрицательных сторон выделяют гораздо больше, чем положительных. Это: стресс и страхи при подготовке; напряженное психологическое состояние; давление со стороны родителей; характер заданий, которые не  позволяют объективно оценить знания и уровень развития. 

Практические рекомендации

  1. Учет концептуальных положений Л.С. Выготского, при разработке документации, определяющей характер ЕГЭ.
  2. Хорошее знание учителями педагогической психологии, научных положений Л.С. Выготского, которые являются основой педагогически правильного целеполагания.
  3. Изменение целевой установки учителей и учащихся при подготовке к ЕГЭ (не получение высокого балла, а развитие).
  4. Установление «субъект-субъектных» отношений между учителем и учеником в ходе подготовки к ЕГЭ.
  5. Изменение формы проведения ЕГЭ (жесткий контроль, установка камер видеонаблюдения, металлоискатели приводят к усилению стресса и психологическому напряжению экзаменующегося, что нарушает объективность оценивания).

Заключение

Изучив концептуальные положения Л.С. Выготского и проведя микроисследование, мы пришли к убеждению в том, что результат обучения, в том числе и подготовка к ЕГЭ, будет способствовать развитию, если в её основу будут положены цели развития учащихся, обучение будет основываться на сотрудничестве и на собственной деятельности ребенка, а его цель – осознаваться им. При этих условиях экзаменующийся будет не только получать высокие баллы, но и развиваться.

Используемые источники
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В Давыдова. - М., 1991. - 480 с.
2. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. В 6-ти т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 251. – 25 октября 2006 г. - 22 с.
Information about the project
Surname Name
Ivashenko Alina
Project title
Advantages and disadvantages of the exam in the context of the ideas of Vygotsky
Summary of the project
Analyzes the basic concepts of Vygotsky, that he laid down in his book "Educational Psychology". In our work the advantages and disadvantages of the exam, the exam related to students and teachers, the goals pursued by the teacher and students in preparing for the exam. Labeled as influenced by the shape of the exam results. Why is the target installation in preparation for the exam. A microanalysis among students in 11 classes and teachers who are prepared to pass the exam. Practical recommendations.
Keywords
Exam, training, development, motivation training, target setting, zone of proximal development, subject-subject relationship.