Регистрация / Вход
Прислать материал

Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи

Сведения об участнике
ФИО
Мигунов Алексей Евгеньевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи
Резюме
Работа включает описание психологических аспектов мотивационно-ценностного отношения учащейся молодежи к физической культуре и спорту, анализ проблемы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой. В работе предложены следующие рекомендации: с целью формирования у студентов интересов и потребностей к физкультурно-спортивной деятельности кафедре физического воспитания и спортивному клубу необходимо шире использовать разнообразные приемы педагогических воздействий, а сформированные в процессе ее организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические умения рассматривать как необходимые в профессиональной подготовке будущего учителя.
Ключевые слова
мотив, массовая физическая культура, студенчество
Цели и задачи
Целью представленной дипломной работы явилось изучение условий, при которых обеспечивается эффективность процесса формирования у студентов педагогического вуза мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Задачи исследования:
– изучить механизмы формирования мотивации, ее структуру и основ-ные функции;
– рассмотреть и проанализировать имеющиеся исследования, посвященные изучению мотивационной направленности студенческой молодежи в сфере физической культуры;
– выявить основные проблемы, возникающие при формировании мотивации у студенческой молодежи и пути ее повышения;
– выявить и проанализировать интересы и потребности в сфере физиче-ской культуры и спорта студентов неспортивных специализаций.
Введение

Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.

Для решения этой задачи требуется создание на общероссийском уровне единой системы наблюдений, контроля за физическим состоянием различных слоев населения как главных составляющих структуры здоровья и прогнозирование на основе этих показателей положительных и отрицательных тенденций в состоянии здоровья.

 

 

Методы и материалы

Учитывая актуальность данной темы, нам представляло интерес изучить мотивационную обусловленность учащейся молодежи к занятиям массовой физической культурой.

Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование; статистические методы обработки экспериментальных данных.

Нами было проведено исследование, которое состояло из четырех этапов. На первом этапе была сформулирована цель будущего исследования, поставлены задачи, определены методы. На втором был проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования. Третий этап – проведение социологического исследования в форме прямого сплошного опроса (раздаточное анкетирование), генеральной совокупностью для которого были студенты нефизкультурных факультетов МГПИ. Было опрошено 184 юношей-студента и 37 девушек I–V курсов. Анкета содержит 11 вопросов открытого типа и альтернативных. Предполагалась возможность как одного, так и нескольких вариантов ответа.

Кроме того, нами было проведено изучение физической подготовленности юношей в динамике 1–5 семестра и выявление готовности студентов к выполнению нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО.

На четвертом этапе проводилась обработка полученных данных и оформление работы.

Описание и обсуждение результатов

Основным этапом работы стало изучение физической подготовленности студенческой молодежи в динамике 1–5 семестра и выявление готовности студентов к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Исследование проводилось на базе МГПИ. В исследовании приняли участие 184 юношей 1-3 курсов, обучающихся на нефизкультурных факультетах. Средний возраст испытуемых – 18–24 года. Использовались тесты, представленные в комплексе ГТО (принятом в 2013 г.) и в программе физического воспитания студентов вузов (бег 100, 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, прыжок в длину с места). Тестирование испытуемых проводилось в конце первого, второго и третьего курса. Динамика показателей и оценка уровня физической подготовленности представлены в таблице 1.

Полученные данные позволяют говорить о низком уровне физической подготовленности студенческой молодежи. Результативность выполнения первокурсниками отдельных тестов физической подготовленности в конце первого курса свидетельствует о том, что в среднем 48,3 % юношей не в состоянии выполнить зачетные нормативы программы физической культуры для студентов высших учебных заведений. Наиболее трудным видом испытаний является норматив в беге на 3000 м. Данный норматив в состоянии выполнить в среднем 46,8 % первокурсников. В целом уровень физической готовности студентов первого курса оценивается как ниже среднего.

Наиболее существенные положительные изменения в показателях физической подготовленности произошли к завершению второго курса. К окончанию четвертого семестра достоверно улучшились средние результаты в беге на 100 и 3000 м, в прыжках в длину с места с высоким уровнем значимости (Р > 0,05; 0,01). В видах испытаний, требующих проявления силы и скоростно-силовой подготовленности, результаты также улучшились, но несущественно (Р > 0,05). В целом физическая подготовленность  к завершению второго курса оценивается как «средняя».

К окончанию пятого семестра отмечается достоверное ухудшение всех показателей, характеризующих физическое состояние студенческой молодежи. Средние результаты достоверно ухудшились по сравнению с исходными данными и результатами тестирования, приведенными в конце второго курса.

Наиболее существенное ухудшение произошло в показателях, характеризующих скоростно-силовую подготовленность, силовую подготовку и общую выносливость с высоким уровнем значимости (Р < 0,01). В этих видах испытаний не справляются с зачетными нормативами по физической подготовке соответственно 64,2 %, 77 % и 53,2 % студентов третьего курса.

С нормативными требованиями комплекса ГТО в этих же видах испытаний, но на «бронзовый» значок справляются в среднем 33,2 % в беге на 100 м и от 40,6 до 47,2 % – в остальных видах испытаний. При этом следует отметить, что уровень физической подготовленности испытуемых находится ниже 50 % должного возрастно-полового уровня, а их физическое состояние оценивается как «низкое».

Используемые источники
Воробьева, М. В. К вопросу об изучении профессиональной мотивации студентов Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11.
Виленский, М. Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика ФК. – 1999. – № 10.
Игнатова, В. В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сиб. пед. журнал. – 2004. – № 1.
Конкина, М. А. Занятия ФК и С в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М. : Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
Перова, Е. И. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всеровссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года // ФК и С. – 2014. – № 2.
Information about the project
Surname Name
Migunov Aleksey
Project title
Motivational conditioning classes of mass physical culture among students
Summary of the project
1. Objective: to study the conditions under which ensures the effectiveness of the process of formation at students of pedagogical high motivation and value attitude to physical culture.
2. Materials and methods: theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature on the problem of research, survey, testing; statistical methods of experimental data processing.
3. The main results of scientific research: the study above-mentioned methods revealed that the most effective in the formation of motivational-value ratio of students to mass physical culture are such methods, techniques, teaching aids and organizational forms of work, which contribute to the development of creative abilities of future teachers and It encourages them to self-sufficiency.
4. Information on the possibility of practical use of the results of research: the results allow to successfully use a combination of methods, forms and means of mass physical culture classes for the formation of students' motivation and value attitude to physical culture.
Keywords
motive, mass physical training, students