Регистрация / Вход
Прислать материал

Лирика О.Э. Мандельштама в контексте традиций мировой художественной культуры

Сведения об участнике
ФИО
Никогосян Анна Араиковна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Лирика О.Э. Мандельштама в контексте традиций мировой художественной культуры
Резюме
Научная новизна данной работы определяется необходимостью обобщения и систематизации уже накопленного большого, разрозненного исследовательского материала об аллюзиях и реминисценциях в лирике поэта. Впервые предпринята попытка сопоставления отсылок к произведениям разных видов искусства, что позволит раскрыть своеобразие концепции художественного творчества в лирике О.Э. Мандельштама и его видение специфики поэзии в системе других видов искусств.
Ключевые слова
лирика Мандельштама, серебряный век, синтез искусств, реминисценция, Мандельштам
Цели и задачи
Целью данной работы является определение особенностей интерпретации традиций мировой художественной культуры в лирике О.Э. Мандельштама.

Задачи работы:

1) рассмотреть особенности эстетических взглядов О.Э. Мандельштама и определить причины обращения поэта к наследию мировой культуры;

2) выявить формы репрезентации реминисценций и аллюзий в лирике Мандельштама, систематизировать и классифицировать их;

3) определить круг произведений искусства, отсылки к которым содержатся в текстах Мандельштама;

4) раскрыть функции аллюзий и реминисценций в лирике Мандельштама и определить особенности интерпретации художественного наследия прошлого.
Введение

Научная новизна данной работы определяется необходимостью обобщения и систематизации уже накопленного большого, разрозненного исследовательского материала об аллюзиях и реминисценциях в лирике поэта. Впервые предпринята попытка сопоставления отсылок к произведениям разных видов искусства, что позволит раскрыть своеобразие концепции художественного творчества в лирике О.Э. Мандельштама и его видение специфики поэзии в системе других видов искусств.

 

 

Методы и материалы

Методологической основой исследования явились культурологический, сравнительно-исторический подходы к изучению литературного текста. Теоретической основой данной работы явились труды Ю.М. Лотмана (культурологический подход), А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского (сравнительно-историческое литературоведение).

Предмет исследования – лирика разных лет, теоретические работы и прозаические произведения («Утро акмеизма», «Слово и культура», «Шум времени» и т.д.). О.Э. Мандельштама. Критерием отбора стихотворений Мандельштама явилось наличие в них отсылок к образам мирового искусства.

Описание и обсуждение результатов

 

 Одной из важнейших особенностей всего творчества Мандельштама является ориентация на широкую традицию мировой культуры: от античности до современной Осипу Мандельштаму эпохи. Любому переживанию лирического героя находится аналогия в истории искусства, благодаря чему его духовная жизнь эстетизируется и противопоставляется обыденному течению жизни.

В одном стихотворении часто соединяются образы, заимствованные из произведений литературы, архитектуры, живописи, кинематографа, театра, музыки («Ода Бетховену» (1914), «Бах» (1913), «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…» (1934), «Кинематограф» (1913), «Чарли Чаплин» (1937), «Ахматова» (1914) и т.д.). В творчестве О.Э. Мандельштама выстраивается своеобразная иерархия видов искусства: высшей формой воплощения созидательной силы художественного творчества является поэзия, поскольку она универсальна, способна заимствовать художественные приемы из разных видов искусства. В своей прозаической работе «Разговор о Данте» Мандельштам говорит о том, что поэзия является динамическим видом искусства, потому что декламатор воздействует на слушателя не только словом, но и жестами, мимикой, интонацией, голосом и т.д. К тому же слово является лучшим, самодостаточным «материалом», способным выразить сразу все то, что лишь «подразумевают» произведения других видов искусства в отдельности. За поэзией следуют архитектура (в основном, храмовая), пышная, парадная, с «недоброй тяжестью» и одновременно и с божественной,  и с демонической, и с природной силой своего «материала» ‒ камня, далее – музыка с ее дионисийским началом. Кроме того нотный стан для Мандельштама – это текст с иллюстрациями, где каждая нота имеет свое место и значение, и у каждого композитора уникальный не просто почерк, а «язык», что снова говорит о высшей природе поэзии. Изобразительное искусство в иерархии Мандельштама оказывается на последнем месте, но не по степени любви поэта к этому виду искусству, а по особому способу восприятия им произведений изобразительного искусства. Если к образам литературы, архитектуры и музыки поэт обращается осознанно, то образы изобразительного искусства возникают в сознании Мандельштама непроизвольно, на основе ассоциаций с увиденным образом.

В итоге из соотнесения в лирике Мандельштама образов разных эпох  и видов художественного творчества возникает целостная концепция истории мирового искусства, в основе которой лежит извечное противоречие высоких духовных порывов и быта, реальности. При этом искусство предопределяет общность судеб творцов, выделяя их из толпы. Таким образом, Мандельштам одновременно давал вторую жизнь культуре ушедших эпох и искал в этой культуре душевную гармонию, убежище и отдохновенье.

Используемые источники
1 Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gumilev.ru/clauses/2 (дата обращения 8.03.2014).
2. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.: Наука, 1977. – 405 с. ‒ С. 234-256.
3. Лихачев Д. С. Литература – Реальность – Литература., Л., 1981. ‒ 295 с.
4. Сурат И.З. Смерть поэта. Мандельштам и Пушкин / Новый Мир. – 2003. – № 3. – С. 100-114.
Information about the project
Surname Name
Nikogosyan Anna
Project title
O. Mandelshtamʾs poetry in the context of world culture traditions
Summary of the project
The scientific novelty of this work is determined by the need of generalization and systematization of already accumulated a large, fragmented research material of allusions and reminiscences in the lyric poet. The first attempt of comparison of references to the works of different art forms, which will reveal the originality of the concept of artistic creativity in the lyrics O. Mandelstam and his vision of the specificity of poetry in the system of other forms of art.
Keywords
Mandelshtam, poetry