Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня

Сведения об участнике
ФИО
Дорина Анна Андреевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня
Резюме
В работе будет представлена история изучения семантического поля, его структура и важность развития семантических полей для обогащения и систематизации словаря у детей с нарушениями речи, также будет дана характеристика таких речевых нарушений как стертая форма дизартрии и общее недоразвитие речи, и именно состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Также разработана диагностическая методика по обследованию семантических полей у детей методом ассоциаций, так же был разработан годовой план лексических тем и подобраны специальные игры и упражнения для формирования семантических полей у детей.
Ключевые слова
семантическое поле, общее недоразвитие речи, стертая дизартрия, лексический строй речи
Цели и задачи
Цель дипломной работы – рассмотрение эффективности обогащения словарного запаса посредством формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
• Изучить специальную методическую литературу по проблеме исследования; изучить состояние лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с общим недоразвитием речи III уровня;
• Обследовать семантические поля и лексический строй речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с общим недоразвитием речи III уровня;
• Разработать план целенаправленной коррекционно-логопедическая работа по формированию семантических полей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с общим недоразвитием речи III уровня и провести ее; подобрать и составить игры и упражнения;
• Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Введение

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. У детей чаще всего наблюдаются нарушения звукопроизношения и несформированность лексико-грамматического строя речи. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем у них возникают трудности при обучении в школе.

На необходимость формирования лексической стороны речи у детей особое внимание обращали такие авторы как З. А. Репина, А. Р. Лурия, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина. 

Методы и материалы

Методологическая база исследования основана на таких трудах, как монографии Т. А. Власовой, М. С. Певзнер «Дети с отклонениями в развитии», А. Р. Лурии «Язык и сознание», Л. С. Выготского «Мышление и речь»;  учебные пособия З. А. Репиной «Поле речевых чудес», Е. Ф. Архиповой «Стертая дизартрия у детей», Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной «Основы логопедии», Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленковой «Современный русский язык»; статьи Л. М. Васильева «Теория семантических полей», О. Г. Алехиной «Развитие семантических полей как условие обогащения и систематизации словаря учащихся».

 

При проведении исследования в зависимости от этапа эксперимента мы использовали следующие методы: теоретический, эмпирический, практический.

Теоретический метод включал изучение:

  • специальной литературы по формированию семантически полей;
  • приемов формирования семантических полей у старших дошкольников со стертой дизартрией общим недоразвитием речи III уровня.

К эмпирическому методу относилось наблюдение за логопедической работой с дошкольниками по развитию лексического строя речи.

Практический метод предусматривал:

  • изучение приемов логопедической работы по формированию семантических полей;
  • математические расчеты результатов исследования;
  • обогащение и систематизация словарного запаса детей; практическое усвоение детьми лексических тем.
Описание и обсуждение результатов

После проведенной целенаправленной коррекционно-логопедической работы у детей улучшились показатели развития лексического строя речи в целом. Словарь детей обогатился с помощью введения на занятиях игр по формированию семантических полей, были введены новые понятия по той или иной лексической теме. Произошла систематизация словаря за счет уточнения понятий, входящих в ту или иную лексическую тему. Семантические поля структурировались, так как в ходе игр было уточнения его ядра и структурная наполняемость словами, входящими в то или иное семантическое поле. Приблизительно у 85 % детей наблюдались улучшения в конце учебного года после проделанной работы (у 57 % детей развитие лексики достигло среднего уровня, у 28 % выше среднего), у одного ребенка улучшения не выявлены. Положительная динамика была достигнуты с помощью специально проведенной работы по формированию семантических полей, психофизиологического развития ребенка в течение года и традиционной работой логопеда на подгрупповых занятиях.

Используемые источники
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова – М. : Изд-во АСТ: Астрель, 2007. – 343 с.
2. Репина З. А. Поле речевых чудес: учебное пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи / З. А. Репина – Екатеринбург. : ТОО "ГриК", 1997. – 180 с.
3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – 9-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 448 с.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
Information about the project
Surname Name
Dorin Anna
Project title
Formation of semantic fields in children of the senior preschool age with a defaced dysarthria and general underdevelopment of speech Level III
Summary of the project
The paper will present the history of the study of the semantic field, its structure and the importance of semantic fields to enrich and systematize the vocabulary of children with speech disorders will also be given the characteristics of speech disorders like erased form of dysarthria and general underdevelopment of speech, and that the state speech lexical order from senior preschool children with ONR level III. diagnostic technique also developed diagnostic semantic fields in children by association, which is the most widespread and developed the technique of analysis of speech semantics. The subject called for a specific word and offered to answer it the first who came to mind a word-association. In the analysis of the verbal test reactions emit primarily the so-called syntagmatic or "external" (sky - blue, the tree - growing car - rides) and paradigmatic or "internal" (table - chair, mother - father) association and phonetic (mom - frame), theme (iron - clothes), word-forming Association (dog - little dogs) and the Association of grammatical forms of the same word (handle - handle). After the survey it was found that the children are not formed by a semantic field. annual plan has been developed and the lexical selected special games and exercises for the formation of semantic fields in children.
Keywords
semantic field, the general underdevelopment of speech, dysarthria erased, the lexical structure of speech