Регистрация / Вход
Прислать материал

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня в ходе подготовки к обучению грамоте

Сведения об участнике
ФИО
Вульф Елизавета Андреевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня в ходе подготовки к обучению грамоте
Резюме
Проект раскрывает основные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с нарушениями речи. В работе представлен обзор методик ведущих авторов в логопедии, а также практический опыт, который представлен в виде создания и апробации программы по психолого - педагогическому сопровождению детей нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Ключевые слова
Психолого - педагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, логопедия, дети дошкольного возраста, подготовка к обучению грамоте
Цели и задачи
Цель данного исследования состоит в изучении психолого – педагогической литературы по проблеме исследования для разработки и апробации программы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях общеобразовательного учреждения.
В соответсвии с предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литеатуру по вопросам подготовки к обучению грамоте старших дошкольников, определить сущность и содержание понятия «психолого – педагогическое сопровождение»;
2. Изучить клинико – психолого – педагогический статус, особенности развития и своеобразие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Разработать программу по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях общеобразовательного учреждения, эксперементально проверить ее эффективность.
Введение

Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешной подготовке к  обучению грамоте. Исходя из выше сказанного проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в ходе подготовки к обученю грамоте являеться актуальной.

Методы и материалы

Для решения задач, поставленных в исследованиии был использован комплекс общенаучных и педагогических методов.

Теоретические методы: историко – логический, сравнительно сопастовительный, аналитический, моделирование, системный анализ, классификация.

Эмпирические методы: изучение и обобщение опыта, педагогическое наблюдение,тестирование, беседа, проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперементов. Также использованы математические методы обработки результатов.

Описание и обсуждение результатов

Для нашего исследования были отобраны и адаптированы диагностические методики с учетом задач исследования, была проведена диагностика с целью определения исходного состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня.

С целью преодоления отклонений в речевом развитии дошкольников, нами была разработана программа в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательного учреждения, включающая в себя не только основные задачи и целевые ориентиры («Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), но и коррекционные («Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» А.Н.  Корнев, «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева).

Программы внедрены в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Результаты нашего исследования обобщены и описаны и опубликованы в статье («Сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в ходе обучения грамоте»).  Об эффективности и результатах нашей работы мы докладывали на научных, научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней.

Мы предполагаем дальнейшую реализацию нашего проекта на базе МБДОУ «№ 124 г. Челябинска» и на базе МБДОУ» № 124 СП г. Челябинска», Ленинского района, с целью помощи детям старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в овладении всеми процессами необходимыми для успешного обучения грамоте.

Планируем выпуск программы и  приложения к данной программе в виде электронной картотеки конспектов, развивающих игр и упражнений для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.  Предлагаемые материалы будут полезны воспитателям дошкольных образовательных организаций, учителям начальных классов, дефектологам и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, а также студентам факультета коррекционной педагогики. Готовим к публикации  3 статьи  по теме исследования и планируем продолжить делиться опытом работы на научно-практических конференциях международного и всероссийского уровня.

Используемые источники
1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
2. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей/ Р. Е. Левина - Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). Филичева Т.Б.,
3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи М.: Просвещение, 2009
4.Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
5.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
6.Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.Метод. пособие. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 128 с.
Information about the project
Surname Name
Vulf Elizaveta
Project title
Psycho-pedagogical support of children of senior preschool age with General underdevelopment of speech III level in preparation for learning to read and write
Summary of the project
The project considers the basic problems of psycho - pedagogical support of children with speech disorders. The paper presents an overview of methods leading authors in speech therapy, as well as practical experience, which is presented in the form of the creation and approbation of the program on psycho - pedagogical support of children with speech disorders in pre-school institutions-kindergartens.
Keywords
Psychological and pedagogical support, General underdevelopment of speech, remedial work, speech therapy, preschool age children, preparation for literacy