Регистрация / Вход
Прислать материал

Снижение утомляемости членов летного состава в ООО "АК Волга-Днепр"

Сведения об участнике
ФИО
Исупова Ксения Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования национальный исследовательский университет «Московский авиационный институт»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Снижение утомляемости членов летного состава в ООО "АК Волга-Днепр"
Резюме
Цель проекта – разработка мероприятий, направленных на устранение причин авиационных инцидентов и опасных (аварийных) ситуаций в профессиональной работе лётных экипажей в ООО "АК Волга-Днепр".
Изучена история становления и развития, специфика и направления деятельности группы компаний "Волга-Днепр" в целом, авиакомпании "Волга-Днепр", в частности. Проанализирована организационная структура авиакомпании и кадровый состав.
Выявлены проблемы, свидетельствующие о несовершенной организации работы членов летного состава, высоком уровне утомляемости и, как следствие, снижении безопасности полетов.
Ключевые слова
Организация труда летного персонала, исследование утомляемости, время труда и отдыха, нормирование
Цели и задачи
Целью исследования является разработка мероприятий, направленных на устранение причин авиационных инцидентов и опасных (аварийных) ситуаций в профессиональной работе лётных экипажей в ООО "АК Волга-Днепр".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– теоретические:
1. рассмотреть причины возникновения утомляемости лётного состава и ее влияния на безопасность производства полётов;
2. рассмотреть факторы, оказывающие влияние на повышение утомляемости лётного состава.
– исследовательские:
1. изучить специфику деятельности и особенности производства полетов ООО "АК Волга-Днепр";
2. выявить недостатки процесса организации труда летного состава в ООО "АК Волга-Днепр";
3. оценить влияние различных факторов на утомляемость летного состава при производстве полетов в ООО "АК Волга-Днепр";
4. изучить воздействие интернационального состава летного экипажа на утомляемость пилотов и безопасность полетов в ООО "АК Волга-Днепр".
– проектные:
1. разработать мероприятия, направленные на устранение причин авиационных инцидентов и опасных (аварийных) ситуаций в профессиональной работе лётных экипажей в ООО "АК Волга-Днепр";
2. обосновать социально-экономическую эффективность и нормативно-правовую обеспеченность предложенного проекта.
Введение

Воздушный транспорт занимает серьезный сегмент в общем количестве перевозок в современном мире. Можно смело отметить, что благодаря этому виду транспорта мир стал меньше.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что в авиационной отрасли особенно важен непрерывный и комплексный мониторинг опасных факторов, которые могут оказать отрицательное воздействие на безопасность полетов и привести к авиационному инциденту, что позволяет своевременно принимать необходимые управленческие решения по предотвращению таких ситуаций.

Утомляемость – это физиологическое состояние пониженной физической и умственной работоспособности, которое может ухудшить  способность члена экипажа безопасно управлять воздушным судном.

Методы и материалы

В работе использовались методы: 

1. Анкетный опрос членов летного экипажа применяется с целью выявление мнения летного состава по ключевым аспектам организации труда и ее влияния на повышение или снижение утомляемости. То есть, используя данный метод, можно составить четкую картину того, как относятся члены летного состава ООО "Волга-Днепр" к процессу организации труда в целом и к утомляемости, как следствию дисбаланса организационных процессов, в частности.

2. Интервью со специалистом отдела департамента предотвращения авиационных происшествий и управления безопасностью полетов (ДПАП и УБП) применяется для выявления авторитетного мнения о влиянии утомляемости и факторов, связанных с ней, на безопасность полетов.

Описание и обсуждение результатов

Гипотеза-следствие А из первой гипотезы опроверглась. Это подтверждает тот факт, что по сравнению с влиянием нормирования времени труда и отдыха факторы "длительность перелета" и "недостаток сна" являются более весомыми и оказывают большее значение на появление утомляемости членов летного состава.

Гипотеза-следствие Б подтвердилась Суммируя результаты анализа полученных данных, можно сказать, что технические характеристики и технология обеспечения полетов оказывают влияние на появление утомляемости членов летного состава.

В целом первая гипотеза о том, что процесс организации труда влияет на утомляемость пилотов подтвердилась частично.

Следом проверялась вторая гипотеза о том, что недостаточный учет фактора утомляемости в организации работы летного состава является следствием нарушения внутриорганизационных коммуникаций.

После анализа полученных в ходе исследования результатов, можно сказать о том, что недостаточный учет фактора утомляемости может являться следствием нарушения внутриорганизационных коммуникаций, в частности обратных связей от руководства к подчиненным. Гипотеза 2 подтвердилась.

В качестве проверки третьей выставленной на исследование гипотезы было проанализировано влияние интернационального состава летного экипажа на снижение безопасности полетов.

По результатам исследования выяснилось, что в компании в настоящее время не существует практики приглашения на должности командиров воздушного судна иностранных специалистов, поэтому мнения о характере отношений и влиянии национального состава на утомляемость членов летного состава носят субъективный и предположительный характер.

Делая общий вывод, можно сказать, что, по мнению членов летного состава, отношения в интернациональных экипажах отличаются от отношений в национально однородных. Таким образом гипотеза-следствие А подтвердилась.

Исходя из приведенного в третьей главе анализа следует, что, хотя интернациональный экипаж и оказывает воздействие на эмоциональное состояние членов летного состава, это воздействие не всегда отрицательное и в некоторых случаях оказывает благотворное воздействие на атмосферу в коллективе. Гипотеза-следствие Б опроверглась.

Гипотеза 3 о том, что интернациональный состав летного экипажа оказывает влияние на снижение безопасности полетов в следствие появления утомления опроверглась.

Делая общие выводы по исследованию, можно сказать, что авиационные инциденты могут зависеть от процесса организации труда на предприятии. Это является прямым следствием нарушений коммуникаций, недостаточного внимания к утомляемости членов экипажа и к отдельным элементам процесса организации труда.

Используемые источники
1. Авиа бизнес групп. Планирование полета. Флайт плэнинг (Flight Planning) [Электронный ресурс]: http://www.aviagroup.aero/planirovanie-poleta.html (дата обращения 22.02.2016).
2. Гаврилова С. В., Иванова-Швец Л. Н. Организация труда персонала. – М.: Издательство "Евразийский открытый институт", 2010. – 224 с.
3. Официальный сайт авиакомпании "Волга-Днепр". [Электронный ресурс]: http://airline.volga-dnepr.com/ (дата обращения 21.02.2016).
4. Панкова В.Б., Родионов О.Н. Месячная рабочая нагрузка и утомляемость пилотов гражданской авиации// Актуальные проблемы транспортной медицины. – 2012. – №6. – с. 31-35.
5. Рофе А. И. Организация труда рабочих и служащих. – М.: МИК, 2013. – 536 стр.
6. Руководство по обеспечению безопасности полетов. Doc 9859-AN/460 ICAO.
7. Человеческий фактор в системе мер безопасности гражданской авиации. Doc 9808 ICAO.
Information about the project
Surname Name
Isupova Kseniya Sergeevna
Project title
Reducing fatigue of members of flight crews in the LLC "Airline Volga-Dnepr"
Summary of the project
The purpose of the project - the development of activities aimed at addressing the causes of aviation accidents and dangerous (emergency) situations in professional flight crews LLC "Airline Volga-Dnepr".
Explore the history of formation and development, specificity and direction of the group of companies "Volga-Dnepr" in general, the airline "Volga-Dnepr", in particular. Analyzed the organizational structure and staffing of the airline.
The problems, indicating the imperfect organization of the members of the flight crew, highest level of fatigue and, consequently, reducing safety.
Keywords
Labour Organisation flight personnel, study of fatigue, time of work and rest, rationing