Регистрация / Вход
Прислать материал

Комплексная оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже строительного профиля

Сведения об участнике
ФИО
Залялова Дильбар Рамиловна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Комплексная оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже строительного профиля
Резюме
Работа посвящена комплексной оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже на примере ГБОУ СПО "Казанский строительный колледж".
Ключевые слова
Комплексная оценка, качество, профессиональная подготовка, студент, преподаватели и мастера производственного обучения, работодатели
Цели и задачи
Цель исследования: изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и провести экспериментальную работу в Казанском строительном колледже.
С учетом поставленной цели в работе решались две задачи:
1) проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу и определить факторы, влияющие на комплексную оценку качества профессиональной подготовки будущих специалистов; 2) выявить качество профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже строительного профиля путем комплексной оценки и разработать соответствующие рекомендации.
Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня, с одной стороны, в научной литературе много работ посвященных качеству подготовки специалистов  результаты исследований о качестве подготовке специалистов (Л.Д. Ахсанова [1], Р.Р. Бикчентаева [2], М.В. Горшенина [3],  Л. П. Лосева [5], Е.С. Полат [6] и др.) в вузе и в колледжах, а с другой стороны вопрос комплексной оценке качества профессиональной подготовки будущих специалистов остается мало изученным  (Б.К. Коломиец [4]).

Объект исследования: качество профессиональной подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Предмет исследования: комплексная оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже строительного профиля.

 

Методы и материалы

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-педагогической и методической литературы; анализ образовательных стандартов и учебных планов;  наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе проведения уроков и прохождения практик; анкетный опрос, моделирование комплексной оценки качества подготовки, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент.

Описание и обсуждение результатов

По первой задаче на основе теоретического анализа мы ввели свое определение: «комплексная оценка качества – это комплекс следующих компонентов: качество теоретической подготовки, результативность прохождения производственной практики, степень трудоустройства выпускников на рынке труда, а также мониторинг карьеры выпускников».

По второй задачи было проведено исследование в ГБОУ СПО «Казанский строительный колледж» (с 2014 по 2016 год).

На констатирующем этапе (2013 начало 2014 года) изучены документы и разработаны анкеты для всех респондентов эксперимента (студенты, преподаватели и мастера призводственного обучения (далее ПиМПО) и работодатели).

На  формирующем этапе (конец 2014 по апрель 2016 года) посещены  занятия; велось: наблюдение за деятельностью обучающихся для получения фактического материала  по качеству подготовки; анкетирование; проведены уроки производственного обучения. На формирующем этапе эксперимента количество респондентов:  317 студентов 3 и 4 курса, 48 ПиМПО, 60 работодателей. ПиМПО отвечали на 27 вопросов, студенты 34 вопроса анкеты, а работодатели на 20 вопросов.

На этапе формирующего эксперимента было проведено 18 уроков производственного обучения общее количество студентов 150 человек. Качество компетенций на уроках оценивали на основе критериев и показателей.  

Третий этап – контролирующий. На этом этапе респоденты отвечали на те же вопросы, что и на формирующем этапе.

По итогам этого этапа выявлено, что наилучшим являются для студенов такие средства как: профессиональные задания 51%, практико-ориентированные задания 35,3 % и тестовые задания 32, 6%, ПиМПО выделили тестовые задания (26%) и  практико-ориентированные задания (74 %).

В работе мы выявили из чего складывается качество обучения. Компонентами качество обучения в нашей работе является:  а) мобильность, б) взаимосвязь теории и практики, в) производительный труд, г) закрепление теоретических основ знаний,  д) формирование умений и навыков  на производственном уроке, е) профессиональные качества, ж) сформированность общих и профессиональных компетенций. ПиМПО отметили: на первом месте «взаимосвязь теории и практики» - 77,78 %, на втором – «формирование умений и навыков  на производственном уроке» - 55,56%, на третьем месте «сформированность общих и профессиональных компетенций» - 44,44%. Работодатели отметили на первом месте «профессиональные качества»  – 74,24%, на втором – «производительный труд» - 61,58%, на третьем месте «сформированность общих и профессиональных компетенций» - 58,11%. 

Таким образом, задачи нашего исследования были выполнены и его результатом явились методические рекомендации «Комплексная оценка качества профессиональной подготовки  обучающихся».

Используемые источники
1. Ахсанова Л.Д. Формы взаимодействия учебных заведений с предприятиями.
2. Бикчентаева Р.Р. Качество подготовки специалистов в условиях партнерства предприятий и учебных заведений.
3. Горшенина М.В. Теоретико-методологические основы управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе.
4. Коломиец Б. К. Методические рекомендации по комплексной оценке качества подготовки выпускников вузов.
5. Лосева Л. П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления.
6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
Information about the project
Surname Name
Zalyalova Dilbar Ramilovna
Project title
A comprehensive assessment of the quality of professional training of future specialists in the College building profile
Summary of the project
The work is devoted to the comprehensive evaluation of the quality of professional training of future professionals in College, for example, GBOU SPO "Kazan construction College".
Keywords
Comprehensive evaluation, quality, training, student, teachers and masters of industrial training, employers